Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раздел I. Межличностная коммуникацияСтр 1 из 75Следующая ⇒
Семечкин Н.И. Социальная психология Часть 2 ВЛАДИВОСТОК 2003 г. ОГЛАВЛЕНИЕ РАЗДЕЛ I. МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ.....................................................6 Глава 1 Теория коммуникации..................................................... 6 1.1 Немного истории.....................................................6 1.2. Современные представления о значении, принципах и структуре коммуникации...............................7 1.3. Средства коммуникации........................................................9 Глава 2. Вербальные средства коммуникации.................................................. 9 2.1. Лингвистический канал..................................................9 2.2. Выбор слов и выражений.....................................................10 2.3. Создание новых слов и выражений....................................................11 2.4. Выбор грамматических форм......................................................11 2.5. Выбор последовательности слов.................................................11 2.6. Расстановка ударений, интонация, тон голоса и т. д.......................................................12 2.7. Паралингвистический канал........................................................12 2.8. Теория разговора..................................................13 2.9. Разговор...................................................13 2.10. Кодирование..................................................15 2.11. Речевое табу..................................................16 2.12. Разговор и тендерные различия.................................................17 Глава 3. Невербальные средства коммуникации.................................................. 18 3.1. Взгляд......................................................18 3.2. Взгляд и информация...................................................19 3.3. Регуляция процесса коммуникации....................................................20 3.4. Показатель социальных отношений...................................................20 3.5. Индикатор социального статуса..................................................20 3.6. Инструментальная функция взгляда...................................................21 3.7. Мимика (выражение лица)...................................................21 3.8. Пластика (позы и жесты).....................................................25 3.9. Прикосновение (тактильный контакт)........................................................28 3.10. Межличностная дистанция........................................................30 3.11. Одежда, раскраска и другие украшения...................................................31 Глава 4. Проблема сочетания каналов коммуникации и ложь..................................................33 4.1. Значимость средств общения в коммуникации.......................................................33 4.2. Комбинирование средств коммуникации...................................................34 4.3. Тендерные различия.....................................................34 4.4. Коммуникация и ложь..................................................35 4.5. Признаки лжи..................................................36 4.6. Технические средства обнаружения лжи...................................................37 РАЗДЕЛ II. СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА И ПОВЕДЕНИЕ.......................................................39 Глава 1. История исследования социальной установки...................................................... 40 1.1. Что же такое установка?......................................................40 1.2. Психическая установка........................................................40 1.3. Социальная установка..................................................41 1.4. Компоненты установки........................................................42 1.5. Другие теоретические подходы...................................................43 1.6. Основные этапы исследования установки.................................................44 1.7. «Загадка» или «ошибка» Лапиера?.....................................................45 Глава 2. Установка и поведение................................................. 47 2.1. Современные представления о связи установки и поведения........................................................47 Семечкин Н.И. Социальная психология 2.2. Ситуационные факторы.......................................................48 2.3. Диспозиционные факторы...................................................49 2.4. Теория планируемого поведения........................................................50 2.5. Теории непланируемого поведения....................................................53 2.6. Психоанализ....................................................53 2.7. Аналитическая психология..................................................54 2.8. Теория самопонимания........................................................55 2.9. МОДЕ – модель, как синтетическая теория поведения..................................................57 2.10. Влияние установок на поведение......................................................58 Глава 3. Формирование установок: теории и исследования....................................................... 60 3.1. Источники и принципы формирования установок..................................................60 3.2. Средства массой информации.....................................................62 3.3. Процесс формирования установок......................................................63 3.4. Модель последовательных стадий......................................................64 3.5. Модель параллельного процесса: убеждение и внушение.....................................................65 3.6. Центральный процесс...................................................66 РАЗДЕЛ III. ПСИХОЛОГИЯ И ПОВЕДЕНИЕ ГРУПП.................................................67 Глава 1. Группа и групповая структура................................................... 68 1.1. История исследования групп в социальной психологии........................................................68 1.2. Определение группы....................................................69 1.3. Состав, размер и структура группы....................................................70 1.4. Размер группы.................................................70 1.5. Структура группы.................................................72 1.6. Роль, ролевые ожидания и статус.......................................................73 1.7. Роль лидера.....................................................74 1.8. Модели ситуационного лидерства......................................................75 1.9. Групповые нормы.................................................77 1.10. Коммуникация в группе.....................................................78 Глава 2. Психология групповой деятельности...................................................... 80 2.1. Влияние других людей.................................................80 2.2. Влияние зрителей.................................................81 2.3. Теория конфликта внимания.......................................................83 2.4. Ситуация со-деятельности...................................................84 2.5. Ситуация групповой деятельности.....................................................84 2.6. Метод действия- «мозговойштурм».................................................86 Глава 3. Групповые процессы.................................................... 88 3.1. Эффект поляризации в группе.....................................................89 3.2. Нормативное и информационное влияние.................................................90 3.3. Группомыслие.................................................91 3.4. Влияние группового меньшинства.....................................................96 РАЗДЕЛ IV. МЕЖГРУППОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ..................................................98 Глава 1. «Мы» и «Они»........................................................ 98 1.1. Этноцентризм..................................................99 1.2. Группоцентризм..................................................100 1.3. Категориальная асимметрия......................................................100 1.4. Асимметрия могущества и статусов.................................................101 1.5. Внутригрупповой фаворитизм и межгрупповая дискриминация........................................................102 1.6. Теория социальной идентичности...................................................103 1.7. Неудовлетворительное социальное сравнение......................................................104 1.8. Способы коллективной компенсации.......................................................105 Глава 2. Социальные стереотипы, предубеждения и дискриминация................................................... 108 2.1. Социальные предубеждения......................................................109 2.2. Теории предубеждений......................................................110 2.3. Социальная дискриминация......................................................113 2.4. Расизм и национализм........................................................114 2.5. Сексизм..................................................115 2.6. Относительная депривация........................................................118 Глава 3. Разрядка межгрупповых конфликтов................................................... 119 3.1. Ситуация конфликта...................................................120 3.2. Примирение через сотрудничество...................................................120 3.3. Знакомство и контакты......................................................122 3.4. Переговоры и соглашения.................................................123 3.5. Итог процесса: соглашение.......................................................125 3.6. Нелишний «третий»...................................................125 ГЛОССАРИЙ.................................................126 ЛИТЕРАТУРА.......................................................129 Литература к разделу 1.......................................................129 Литература к разделу II......................................................130 Литература к разделу III....................................................132 Литература к разделу IV....................................................133 Семечкин Н.И. Социальная психология РАЗДЕЛ I. МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ Как вместо серебра и золота ходят бумажные деньги, так вместо истинного уважения и настоящей дружбы в свете обращаются наружные их доказательства и как можно естественнее подделанные мимические гримасы и телодвижения... Во всяком случае, я больше полагаюсь на виляние хвостом честной собаки, чем на сотню таких проявлений уважения и дружбы. Артур Шопенгауэр
|