Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Как выработать в себе новые качества
Поступок неотделим от мысли. Если люди умеют правильно рассуждать, у них уже есть необходимые способности. Чем образованнее человек, тем выше его способность мыслить конструктивно. Невозможно усовершенствоваться, если вы не можете мысленно контролировать свое поведение. Утверждают, что в уме — счастье, но, к сожалению, чаще всего бывает «горе от ума». Почему? Потому что мысль без самокоррекции зачастую так и остается мыслью. Если мысль не подкрепляется делом, то человеку надоедают бесполезные размышления, и он перестает думать. Самоконтроль, не сопровождающийся изменениями в себе, подобен мысли, не подкрепленной делом. Воспитание самого себя — это исключительно трудная вещь. Если эта способность в вас не развита, то контроль над собой, который должен освещать вам путь совершенствования, теряется впустую. Мысль надо культивировать путем самокоррекции. Каким образом этого добиться? Применительно к музыке я пришел к определенным выводам. Не хочу загружать ваши головы теорией, позвольте
лишь привести вам простой пример, как я учу ребенка, лишенного музыкального слуха. Большинство детей, которым «медведь на ухо наступил», не могут правильно спеть первые четыре ноты гаммы — до, ре, ми, фа. Когда они доходят до полутонового перехода фа, они поют эту ноту несколько выше, чем надо. То есть они уже приобрели привычку неправильно воспроизводить звук фа. Эту предварительно заложенную в них ошибку, как я выяснил, исправить невозможно. Что же тогда можно сделать? Я обнаружил, что можно научить их новому фа. Если они заучили неправильное воспроизведение фа, прослушав этот звук пять тысяч раз, то надо научить их правильному фа, заставив их прослушать его шесть или семь тысяч раз. Поначалу никакого результата не видно, но когда ребенок прослушает правильную ноту три, а затем четыре, пять и шесть тысяч раз, то правильное фа, услышанное шесть тысяч раз, начинает превалировать над неправильным, услышанным всего пять тысяч раз. У ребенка развивается новая функция. Теперь уже успех в наших руках. Точно так же, как левше легче использовать левую руку, чем правую, любой человек предпочитает делать то, что он умеет делать хорошо. Правильный звук фа становится для ребенка более привычным и естественным, и в конце концов он начинает петь его как надо. В результате у ребенка появляется музыкальный слух. Для того чтобы переучить таким образом шестилетнего ребенка, требуется шесть-семь месяцев. В данном случае неправильный навык заменяется на правильный. Как я уже говорил раньше, речь здесь идет не об исправлении ошибки, а о создании нового умения, которое заменяет неправильное. Можно продолжить эту аналогию. Если вы заберете шестилетнего ребенка из родного дома, где он усвоил осакский диалект, и поселите его в то место, где говорят на токийском диалекте, то к шестнадцати годам он приобретет прекрасный токийский акцент. Здесь происходит тот же самый процесс, что и при переучивании ребенка, лишенного музыкального слуха. Мы не «исправляем» осакский диалект. Ребенок просто приобретает новый навык говорить на токийском диалекте, который закрепляется в его мозгу прочнее, чем осакский. Давайте теперь вернемся к вопросу о претворении замыслов в действительность. Я уже упомянул о том, что перевоспитание самого себя — вещь нелегкая, даже если оно сопровождается самоконтролем. И здесь главное не исправление своих недостатков, а создание новых навыков. Как вы уже, вероятно, догадались, чтобы мысль
была продуктивной, она должна немедленно сопровождаться соответствующим действием, чтобы приобрести новую привычку, которая будет более правильной, чем сформированная ранее. Если этого не сделать, то любой самоконтроль принесет пользы не больше, чем голая мысль. О чем бы ни шла речь, прогресса можно добиться только путем приобретения новых навыков. А для этого недостаточно только думать. Навык приобретается лишь в результате постоянных повторений. Это золотое правило вы можете начать применять к себе прямо сейчас. Все, что вы хотите сделать, даже самую мелочь, надо делать немедленно. Беритесь за дело сразу же и без тени сомнений. Если это станет вашей внутренней потребностью, то невозможные вещи станут возможными и многие двери, которые раньше были для вас закрыты, откроются. Старая поговорка «Терпение и труд все перетрут» не так проста, как кажется на первый взгляд, и не следует отмахиваться от нее под тем предлогом, что она ко мне, мол, не имеет отношения. Она касается всех нас.
|