Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как выработать в себе новые качества






Поступок неотделим от мысли. Если люди умеют правильно рассуждать, у них уже есть не­обходимые способности. Чем образованнее че­ловек, тем выше его способность мыслить кон­структивно. Невозможно усовершенствоваться, если вы не можете мысленно контролировать свое поведение. Утверждают, что в уме — счас­тье, но, к сожалению, чаще всего бывает «горе от ума». Почему? Потому что мысль без само­коррекции зачастую так и остается мыслью. Если мысль не подкрепляется делом, то челове­ку надоедают бесполезные размышления, и он перестает думать. Самоконтроль, не сопровож­дающийся изменениями в себе, подобен мысли, не подкрепленной делом. Воспитание самого себя — это исключительно трудная вещь. Если эта способность в вас не развита, то контроль над собой, который должен освещать вам путь совершенствования, теряется впустую. Мысль надо культивировать путем самокоррекции. Ка­ким образом этого добиться? Применительно к музыке я пришел к определенным выводам. Не хочу загружать ваши головы теорией, позвольте


Взращенные с любовью

 

 

Взращенные с любовью

 


 


лишь привести вам простой пример, как я учу ребенка, лишенного музыкального слуха.

Большинство детей, которым «медведь на ухо наступил», не могут правильно спеть первые четыре ноты гаммы — до, ре, ми, фа. Когда они доходят до полутонового перехода фа, они поют эту ноту несколько выше, чем надо. То есть они уже приобрели привычку неправильно воспроиз­водить звук фа. Эту предварительно заложенную в них ошибку, как я выяснил, исправить невоз­можно. Что же тогда можно сделать? Я обнару­жил, что можно научить их новому фа. Если они заучили неправильное воспроизведение фа, про­слушав этот звук пять тысяч раз, то надо научить их правильному фа, заставив их прослушать его шесть или семь тысяч раз. Поначалу никакого результата не видно, но когда ребенок прослуша­ет правильную ноту три, а затем четыре, пять и шесть тысяч раз, то правильное фа, услышанное шесть тысяч раз, начинает превалировать над не­правильным, услышанным всего пять тысяч раз. У ребенка развивается новая функция. Теперь уже успех в наших руках. Точно так же, как лев­ше легче использовать левую руку, чем правую, любой человек предпочитает делать то, что он умеет делать хорошо. Правильный звук фа ста­новится для ребенка более привычным и есте­ственным, и в конце концов он начинает петь


его как надо. В результате у ребенка появляется музыкальный слух. Для того чтобы переучить таким образом шестилетнего ребенка, требуется шесть-семь месяцев.

В данном случае неправильный навык заме­няется на правильный. Как я уже говорил рань­ше, речь здесь идет не об исправлении ошибки, а о создании нового умения, которое заменяет не­правильное.

Можно продолжить эту аналогию. Если вы заберете шестилетнего ребенка из родного дома, где он усвоил осакский диалект, и поселите его в то место, где говорят на токийском диалекте, то к шестнадцати годам он приобретет прекрасный токийский акцент. Здесь происходит тот же са­мый процесс, что и при переучивании ребенка, лишенного музыкального слуха. Мы не «исправ­ляем» осакский диалект. Ребенок просто приоб­ретает новый навык говорить на токийском диа­лекте, который закрепляется в его мозгу прочнее, чем осакский.

Давайте теперь вернемся к вопросу о претво­рении замыслов в действительность. Я уже упо­мянул о том, что перевоспитание самого себя — вещь нелегкая, даже если оно сопровождается самоконтролем. И здесь главное не исправление своих недостатков, а создание новых навыков. Как вы уже, вероятно, догадались, чтобы мысль


 

Взращенные с любовью

Взращенные с любовью

 

 


 


была продуктивной, она должна немедленно со­провождаться соответствующим действием, что­бы приобрести новую привычку, которая будет более правильной, чем сформированная ранее. Если этого не сделать, то любой самоконтроль принесет пользы не больше, чем голая мысль. О чем бы ни шла речь, прогресса можно добить­ся только путем приобретения новых навыков. А для этого недостаточно только думать. Навык приобретается лишь в результате постоянных повторений. Это золотое правило вы можете на­чать применять к себе прямо сейчас. Все, что вы хотите сделать, даже самую мелочь, надо делать немедленно. Беритесь за дело сразу же и без тени сомнений. Если это станет вашей внутренней потребностью, то невозможные вещи станут воз­можными и многие двери, которые раньше были для вас закрыты, откроются.

Старая поговорка «Терпение и труд все пе­ретрут» не так проста, как кажется на первый взгляд, и не следует отмахиваться от нее под тем предлогом, что она ко мне, мол, не имеет отно­шения. Она касается всех нас.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал