Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Логические задания. № 1. Охарактеризуйте влияние выборов на специфику основных политических институтов в конкретной стране.
№ 1. Охарактеризуйте влияние выборов на специфику основных политических институтов в конкретной стране.
№ 2. Классифицируйте выборы по следующим критериям: а) разделение властей; б) территориальное представительство; в) система вотирования; г) масштаб выборов; д) очередность выборов.
№ 3. Французский политический деятель Мишель Рокар дал следующую оценку избирательным системам: «Мажоритарная система слишком груба, пропорциональная слишком опасна». Попытайтесь объяснить его высказывание, рассмотрев положительные и отрицательные черты мажоритарного и пропорционального представительства.
№ 4. Назовите основные причины участия/ неучастия молодежи в избирательном процессе? Почему ряд молодых людей игнорирует свое участие в выборах? Назовите известные Вам молодежные объединения (молодежные «крылья»), принимающие активное участие в избирательном процессе?
№ 5. Проанализируйте введение в России единого дня голосования в сентябре? В чём состоит главная инновация такой избирательной инициативы? На ваш взгляд, оправдывает ли она себя (например, по итогам выборов в региональные, муниципальные органы власти в 2013 г.)?
№6. Почему современная избирательная система России претерпела трансформации в конце 2010 г.? Чем объясняется переход от смешанной к пропорциональной избирательной системе на выборах депутатов представительной ветви власти? Кто предложил данную законодательную и избирательную инициативу, с чем это было связано? На Ваш взгляд, получены ли при этом явные позитивные изменения в избирательной системе современной России? ТЕСТЫ Выберите правильные варианты ответов.
I. Какие цензы ограничивают активное и пассивное участие граждан в выборах в странах с парламентской демократией? а) возрастной ценз; б) ценз оседлости; в) ценз недееспособности; г) имущественный ценз.
II. В чем заключается достоинство мажоритарной избирательной системы? а) возможность формирования стабильного правительства; б) справедливое представительство политических сил на парламентском уровне; в) прочные связи депутата в своем округе, что снижает возможность влияния на него различных внешних факторов; г) создание партийных коалиций, что способствует развитию политического плюрализма.
III. Укажите недостатки пропорциональной избирательной системы: а) значительная часть избирателей страны (иногда до 50 %) остается не представленной в органах власти; б) политические силы, не пользующиеся поддержкой в рамках всей страны, получают представительство в органах государственной власти; в) правительственная нестабильность как следствие создания многопартийных коалиций; г) диспропорция между набранными голосами и полученными мандатами.
IV. В чем заключаются достоинства пропорциональной избирательной системы? а) возможность создания эффективных обратных связей между гражданским обществом и государством; б) независимость кандидатов от партийных бюрократических структур, формирующих списки на выборах; в) обеспечение условий развития многопартийности; г) невозможность манипулирования политической волей избирателей посредством соответствующей «нарезки» избирательных округов.
V. Укажите недостатки мажоритарной избирательной системы: а) партия, получившая на выборах меньше голосов, чем соперники, может оказаться представленной в парламенте большинством депутатских мест; б) зависимость депутатов от политических партий; в) активизация внепарламентских методов политической борьбы вследствие вытеснения из парламента многих влиятельных партий и организаций; г) слабая непосредственная связь между депутатами и избирателями. VI. Выборы Президента страны осуществляются преимущественно по следующей избирательной системе: а) мажоритарной; б) пропорциональной; в) смешанной; г) согласно нескольким избирательным системам. Дать определения терминам: I блок: - абсентеизм; - альтернативное голосование; - мажоритарная избирательная система.
II блок: - избирательное право; - избирательная система; - пропорциональная избирательная система.
III блок: - избирательная кампания; - избирательные технологии; - смешанная избирательная система.
IV блок: - выборы; - референдум; - электорат. Вопросы для самоконтроля: 1. Какова взаимосвязь между типом выборов и характером взаимодействия государства и гражданского общества? 2. Перечислите и охарактеризуйте принципы выборов. 3. От чего на практике зависит соблюдение принципа равного избирательного права? 4. Каковы экономические, социальные, политические и правовые условия проведения реальных демократических выборов? 5. Перечислите основные функции выборов. Какова их роль в институциализации и разрешении социального конфликта? 6. По каким критериям можно классифицировать выборы? 7. Раскройте принципы мажоритарной избирательной системы и охарактеризуйте ее разновидности. 8. В чем заключаются сильные и слабые стороны мажоритарного представительства? 9. Объясните суть пропорциональной избирательной системы и покажите, как она преодолевает несовершенства мажоритарной системы. Каковы недостатки пропорционального представительства? 10. Что такое смешанная избирательная система, и какими причинами вызвано появление подобного типа представительства?
Тематика рефератов: 1. Понятие избирательной технологии в политике. 2. Исторические и современные типы институтов представительства. 3. Порядок организации и проведения референдума в демократических странах. 4. Влияние избирательных систем на электоральную тактику партий. 5. Современный российский электорат и его типы. 6. Новые избирательные технологии на выборах. Основная литература 1. Гаджиев К.С. Политология: Учебник для студентов вузов. 2-е изд. перераб. и доп. - М., 2011. 2. Кислицына И.С., Кислицын С.А. Сайты политических партий – каковы перспективы? Анализ партийных интернет-коммуникаций в период избирательных кампаний 2007-2012 гг. // Политическая наука. – 2013. - №1. – С.209-231. 3. Мухаев Р.Т. Политология: Учебник. – М., 2013. 4. Официальный сайт Центра политических технологий «Политком.ru» // https://www.politcom.ru/320.html 5. Пастухова Л.С. Молодежный парламентаризм как форма политической социализации молодежи // Власть. – 2010. – № 2. 6. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (12 декабря 2012 г.) // Официальный сайт Президента России. www.kremlin.ru 7. Пугачёв В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2010.
Тема 14: Политическое сознание и политическая идеология
|