Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Логические задания. № 1. Охарактеризуйте влияние выборов на специфику основных политиче­ских институтов в конкретной стране.






 

№ 1. Охарактеризуйте влияние выборов на специфику основных политиче­ских институтов в конкретной стране.

 

№ 2. Классифицируйте выборы по следующим критериям:

а) разделение властей;

б) территориальное представительство;

в) система вотирования;

г) масштаб выборов;

д) очередность выборов.

 

№ 3. Французский политический деятель Мишель Рокар дал следующую оценку избирательным системам: «Мажоритарная система слишком груба, пропорциональная слишком опасна». Попытайтесь объяснить его высказы­вание, рассмотрев положительные и отрицательные черты мажоритарного и пропорционального представительства.

 

№ 4. Назовите основные причины участия/ неучастия молодежи в избирательном процессе? Почему ряд молодых людей игнорирует свое участие в выборах? Назовите известные Вам молодежные объединения (молодежные «крылья»), принимающие активное участие в избирательном процессе?

 

№ 5. Проанализируйте введение в России единого дня голосования в сентябре? В чём состоит главная инновация такой избирательной инициативы? На ваш взгляд, оправдывает ли она себя (например, по итогам выборов в региональные, муниципальные органы власти в 2013 г.)?

 

№6. Почему современная избирательная система России претерпела трансформации в конце 2010 г.? Чем объясняется переход от смешанной к пропорциональной избирательной системе на выборах депутатов представительной ветви власти? Кто предложил данную законодательную и избирательную инициативу, с чем это было связано? На Ваш взгляд, получены ли при этом явные позитивные изменения в избирательной системе современной России?

ТЕСТЫ

Выберите правильные варианты ответов.

 

I. Какие цензы ограничивают активное и пассивное участие граждан в выборах в странах с парламентской демократией?

а) возрастной ценз;

б) ценз оседлости;

в) ценз недееспособности;

г) имущественный ценз.

 

II. В чем заключается достоинство мажоритарной избирательной системы?

а) возможность формирования стабильного правительства;

б) справедливое представительство политических сил на парламентском уровне;

в) прочные связи депутата в своем округе, что снижает возможность влия­ния на него различных внешних факторов;

г) создание партийных коалиций, что способствует развитию политиче­ского плюрализма.

 

III. Укажите недостатки пропорциональной избирательной системы:

а) значительная часть избирателей страны (иногда до 50 %) остается не представленной в органах власти;

б) политические силы, не пользующиеся поддержкой в рамках всей страны, получают представительство в органах государственной власти;

в) правительственная нестабильность как следствие создания многопартий­ных коалиций;

г) диспропорция между набранными голосами и полученными мандатами.

 

IV. В чем заключаются достоинства пропорциональной избирательной системы?

а) возможность создания эффективных обратных связей между граждан­ским обществом и государством;

б) независимость кандидатов от партийных бюрократических структур, формирующих списки на выборах;

в) обеспечение условий развития многопартийности;

г) невозможность манипулирования политической волей избирателей посредством соответствующей «нарезки» избирательных округов.

 

V. Укажите недостатки мажоритарной избирательной системы:

а) партия, получившая на выборах меньше голосов, чем соперники, может оказаться представленной в парламенте большинством депутатских мест;

б) зависимость депутатов от политических партий;

в) активизация внепарламентских методов политической борьбы вследствие вытеснения из парламента многих влиятельных партий и организаций;

г) слабая непосредственная связь между депутатами и избирателями.

VI. Выборы Президента страны осуществляются преимущественно по следующей избирательной системе:

а) мажоритарной;

б) пропорциональной;

в) смешанной;

г) согласно нескольким избирательным системам.

Дать определения терминам:

I блок:

- абсентеизм;

- альтернативное голосование;

- мажоритарная избирательная система.

 

II блок:

- избирательное право;

- избирательная система;

- пропорциональная избирательная система.

 

III блок:

- избирательная кампания;

- избирательные технологии;

- смешанная избирательная система.

 

IV блок:

- выборы;

- референдум;

- электорат.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какова взаимосвязь между типом выборов и характером взаимодействия государства и гражданского общества?

2. Перечислите и охарактеризуйте принципы выборов.

3. От чего на практике зависит соблюдение принципа равного избиратель­ного права?

4. Каковы экономические, социальные, политические и правовые условия проведения реальных демократических выборов?

5. Перечислите основные функции выборов. Какова их роль в институциа­лизации и разрешении социального конфликта?

6. По каким критериям можно классифицировать выборы?

7. Раскройте принципы мажоритарной избирательной системы и охаракте­ризуйте ее разновидности.

8. В чем заключаются сильные и слабые стороны мажоритарного предста­вительства?

9. Объясните суть пропорциональной избирательной системы и покажите, как она преодолевает несовершенства мажоритарной системы. Каковы недостатки пропорционального представительства?

10. Что такое смешанная избирательная система, и какими причинами вызвано появление подобного типа представительства?

 

Тематика рефератов:

1. Понятие избирательной технологии в политике.

2. Исторические и современные типы институтов представительства.

3. Порядок организации и проведения референдума в демократических странах.

4. Влияние избирательных систем на электоральную тактику партий.

5. Современный российский электорат и его типы.

6. Новые избирательные технологии на выборах.

Основная литература

1. Гаджиев К.С. Политология: Учебник для студентов вузов. 2-е изд. перераб. и доп. - М., 2011.

2. Кислицына И.С., Кислицын С.А. Сайты политических партий – каковы перспективы? Анализ партийных интернет-коммуникаций в период избирательных кампаний 2007-2012 гг. // Политическая наука. – 2013. - №1. – С.209-231.

3. Мухаев Р.Т. Политология: Учебник. – М., 2013.

4. Официальный сайт Центра политических технологий «Политком.ru» // https://www.politcom.ru/320.html

5. Пастухова Л.С. Молодежный парламентаризм как форма политической социализации молодежи // Власть. – 2010. – № 2.

6. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (12 декабря 2012 г.) // Официальный сайт Президента России. www.kremlin.ru

7. Пугачёв В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2010.

 

Тема 14: Политическое сознание и политическая идеология


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал