Амарнское
искусство
| Искусство времени царствования фараона-реформатора Аменхотепа IV. Его религиозно-философское учение открыло художникам возможность, формально сохраняя традиционные приемы и стилистику, изменить характер официального египетского искусства, придав ему лирическую окраску пониманием красоты земной жизни, проявлением внимания к естественным человеческим чувствам.
|
Анкх
| Символ вечной жизни, эмблема возрождения. Понимался как ключ, открывающий путь к божественному знанию (замкнутая петля — знак вечности. Т-образная нижняя часть — символ мудрости).
|
Гипостиль
| Многоколонный зал. Самый крупный и знаменитый Г. сохранился в храме бога Амона-Ра в Карнаке включает 16 рядов мощных каменных колонн, стволы которых покрыты углубленными раскрашенными рельефами.
|
Канон
| Совокупность твердо установленных правил, определяющих нормы иконографии, пропорций, композиции, скульптуры, рисунка, колорита для данного типа произведений; также произведение, служащее нормативным образцом.
|
Канопа
| Сосуд из алебастра с крышкой для хранения внутренностей бальзамированного покойника. Крышка К. имела вид головы сокола, павиана, шакала и человека.
|
«Книга мертвых»
| Сборник текстов молитв, заклинаний, магических формул, гимнов (всего около 200 глав), предназначенных помогать умершему преодолевать препятствия и опасности на его пути в загробное царство Оси- риса и к райским полям Иару.
|
«Колоссы Мемнона»
| Две гигантские статуи (21 м) сидящего на троне фараона Аменхотепа III. возвышающиеся на западном берегу Нила среди каменистой пустынной равнины, напротив Луксора. Они — единственное, что осталось от поминального храма и дворца фараона в западной части Фив. Свое название и известность получили в I в. когда одна из статуй, поврежденная землетрясением, стала издавать на восходе солнца печальные мелодичные звуки, которые греки восприняли как приветствие погибшего от руки Ахилла мифического эфиопского царя Мемнона его матери — богине утренней зари Эос. Феномен «поющей» статуи объясняют утренними температурными колебаниями воздуха, проникавшего в изломы скульптуры. После реконструкции изваяние «умолкло».
|
Мастаба
| Современное название древнеегипетских гробниц додинастического периода, эпох Раннего и Древнего царств. Наземное прямоугольное сооружение со слегка наклоненными к центру стенами возведено над подземной погребальной камерой, в интерьерах — статуи, настенные рельефы и росписи: на восточной стене М. — изображение «ложной двери», через которую двойник покойного — Ка мог выходить из гробницы и возвращаться обратно. Ровные ряды М. входили в архитектурный ансамбль пирамиды, располагаясь у ее подножия.
|
Обелиск
| Культовое и мемориальное сооружение в форме четырехгранного сужающего кверху столба с заостренным пирамидальным завершением. Навершие О. покрывали листами сверкающей на солнце позолоченной меди.
|
Осирическая статуя
| Канонизированный тип скульптурных изображений фараона в образе бога Осириса — со скрещенными на груди руками, держащими жезл и плеть (атрибуты бога), но с портретными чертами данного фараона.
|
Пилон
| Монолитное трапецеидальное сооружение с символико-мифологическим композициями в углубленном рельефе на стенах и с вертикальным прямоугольным входным проемом в центре. П. оформлял вход в открытый двор храма, образуя парадный монументальный фасад, к которому снаружи крепились высокие мачты с разноцветными флагами. Перед П. устанавливались колоссы сидящего или стоящего фараона и обелиски.
|
Рельеф
| Один из видов скульптуры: в отличие от круглой скульптуры объемные формы Р. располагаются на плоскости и ориентируются на нее. Р. может выступать над плоскостью фона (выпуклый Р.) или углубляться в нее (врезанный Р.).
|
«Тексты пирамид»
| Условное название надписей на стенах внутренних помещений пирамид. Содержат магические заклинания, гимны богам, фрагменты мифов, включенные в ритуал погребения фараона и призванные обеспечить ему вечную жизнь после смерти. Выполнены иероглифами, окрашенными в зеленый цвет.
|
«Тексты саркофагов»
| Условное название заупокойных ритуальных текстов эпохи Среднего
царства. Имели целью обеспечить любому умершему вечную жизнь в
загробном мире. На стенах гробниц «Т. с.» сопровождали картины земной жизни умершего, с тем, чтобы вместе с ним изображения ожили в царстве мертвых.
|
Ушебти
| Магические погребальные статуэтки (из терракоты, фаянса, камня, дерева) в форме мумии с открытой головой и руками. Почитались за «рабов» усопшего, которого они изображали и за которого должны были отбывать повинности в загробном мире: «растить поля, орошать берега»: нередко снабжались мотыгой и сумой.
|
МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ИМЕНА
|
Амон
| Бог солнца. Царь всех богов, творец, создавший все сущее. Священное животное — баран. Изображался в образе человека (иногда с головой барана) в короне с двумя высокими перьями и солнечным диском. С ним связано обожествление фараона, почитавшегося как его сын во плоти (считалось, что фараон рождается от брака А. и царицы-матери, к которой бог является в образе ее мужа).
|
Анубис
| Покровитель умерших. Почитался в образе лежащего шакала черного цвета или дикой собаки. Вместе с Исидой ищет тело Осириса, охраняет его от врагов. Готовил тело покойного к бальзамированию.
|
Атон
| Олицетворение солнечного диска. Аменхотеп IV объявил А. единым богом всего Египта. Изображался в виде солнечного диска с лучами, на концах которых помешались руки, державшие знак жизни «анх».
|
Гор, Хор
| (Егип. — «высота», «небо»). Бог-сокол. Его символ — солнечный диск с распростертыми крыльями. Покровитель царской власти — своими крыльями Г. охраняет царя.
|
Иару
| Поля блаженных, рай загробного мира. Там могут пребывать все, кто благополучно прошел суд Осириса. И. Расположены под землей, окружены стеной из бронзы; это плодородные поля, прорезанные полноводными каналами, по которым плавают лодки, а на берегах теснятся сикоморы, плодоносящие финиковые и кокосовые пальмы, злаки вызревают выше роста людей, собирающих обильный урожай. Изображения И. — в «Книге мертвых».
|
Исида
| Богиня плодородия. Воды и ветра, символ женственности, семейной верности, богиня мореплавания, супруга Осириса.
|
Ка
| Одна из душ человека, «второе я», рождающееся вместе с человеком, его двойник, духовно и физически функционирующий нераздельно с ним как при жизни, так и после смерти. К. Определяет судьбу человека.
|
Осирис
| Бог производительных сил природы, царь загробного мира. Царствуя над Египтом, отучил людей от дикого образа жизни, научил сеять злаки, сажать виноград, выпекать хлеб, изготовлять пиво и вино, добывать медную и золотую руду; обучил людей врачеванию, строительству городов, учредил культ богов. Изображали сидящим, с телом зеленого цвета. Считалось, что, подобно всему растительному миру, О. ежегодно умирает и возрождается к новой жизни, жизненная сила всегда в нем сохраняется, даже в мертвом.
|
Ра
| Бог солнца. Как и многие другие солнечные божества. Воплощался в образе сокола (иногда — огромного кота), изображался человеком с головой сокола, увенчанной солнечным диском. Его фетиш — столб-обелиск «Бен-Бен. Создатель мира и людей (возникших из его слез), отец богов и фараона.
|
Сет
| Бог «чужих стран» (пустыни), олицетворение злого начала. Священные животные — осел, свинья («отвращение для богов»), антилопа, жираф.
|
Тот
| Бог мудрости, счета и письма. Священное животное — ибис.
|
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИМЕНА
|
Джосер
| Фараон, с правления которого отсчитывается эпоха Древнего царства. Его царство было прочным и обладало большим экономическим потенциалом, о чем говорит размах строительных работ. По его указанию была построена Ступенчатая пирамида, состоящая из 6 мастаб.
|
Имхотеп
| Выдающийся архитектор, врач, философ-мудрец, создатель первой ступенчатой пирамиды и заупокойного храма фараона Джосера в Саккаре. И. создал ансамбль вокруг пирамиды, где было предусмотрено все для благополучия фараона, его душевного и эстетического равновесия. После смерти был обожествлен.
|
Тутанхамон
| Фараон. Ушел из жизни совсем юным, не успев сделать ничего полезного для своей державы. Тем не менее в настоящее время — самый известный из фараонов благодаря его гробнице, практически не тронутой грабителями и сохранившей бесценные предметы древности и мумию. Была открыта археологом Картером.
|
Хатшепсут
| Царица, чье двадцатилетнее правление ознаменовано грандиозным строительством, особенно храмовым в честь бога Амона и собственной великолепной заупокойной усыпальницей.
|
Хеопс
| Фараон, чье основной заботой было строительство пирамиды-усыпальницы, которая должна была послужить ему лестницей в небо к богу Ра.
|
Эхнатон
| Фараон Аменхотеп IV, объявивший на шестом году правления единым богом всего Египта Атона — «Солнечный диск», запретив поклонение другим богам. Свое имя изменил на Эхнатон — «Угодный Атону».
|