![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Типы болот и способы возведения на них насыпей
Болота занимают около 10 % территории нашей страны. На долю России приходится 3/4 болот земного шара, другими словами, на каждого жителя Российской Федерации приходится около 1 га болот. Болотами принято называть места с затруднёнными поверхностным и внутренним стоком, занятые естественными залежами высокопористых водонасыщенных грунтов. Границу болота принято считать с глубины 0, 5 м. Основы научного решения проблемы строительства дорог через болота были разработаны в 30-х годах прошлого столетия Н.П. Кузнецовой. Её труды совместно с работами А.А. Арсеньева, Л.А. Братцева не потеряли своей актуальности и в настоящее время. В железнодорожном строительстве близкие задачи решали К.С. Ордуянц, Н.Н. Сидоров, Г.М. Шахунянц и др. Значительный вклад в проектирование и технологию возведения земляного полотна на болоте внесли ученые МАДИ, СоюздорНИИ, БелдорНИИ и др. Несмотря на научные разработки, технический уровень строительства дорог в заболоченных местах повышается медленно. Проектные организации недостаточно учитывают современные достижения науки, не ориентируют строителей на применение экономичных конструкций и технологических приемов, освоенных мировой практикой. Выторфовывание закладывается часто без достаточного обоснования, в результате чего средняя стоимость 1 км земляного полотна через болота в 3...5 раз выше, чем в обычных условиях. По источникам питания болота подразделяют на: - низинные, питаемые грунтовыми водами. Эти болота содержат хорошо разложившиеся плотные древесные, травяные или моховые торфы; - верховые, образовались в результате заболачивания суши. Торф характеризуется небольшой степенью разложения и малой плотностью; - переходимые - смешанного грунтового и атмосферного питания. Торф по свойствам занимает промежуточное положение между низовыми и верховыми болотами. Болота по своему строению с некоторым допущением можно разделить на три типа: I тип - болота, до дна заполненные торфом устойчивой консистенции; II тип - болота, заполненные слабым торфом неустойчивой консистенции (сапропеловые); III тип - болота с торфяным слоем, плавающим на воде или сапропеле (сплавинные). Насыпи на болотах в зависимости от типа болота, технической категории автомобильной дороги могут быть возведены: - без выторфовывания с отсыпкой непосредственно на поверхности болота; - после полного или частичного выторфовывания; - с отсыпкой на слое торфа с последующей посадкой насыпи на минеральное дно болота; - на поверхности болота после устройства дренажных прорезей или вертикальных дрен. Конструкцию земляного полотна и способ работ выбирают в зависимости от: плотности торфа, глубины болота, технической категории автомобильной дороги, наличия средств механизации с учётом приведённых затрат Эпр. Эпр = (С 1- С 2)+(Э 1- Э 2/ Ен)+ Нр (Т 1- Т 2/ Т 1)+ Пр (Т 1- Т 2)+(S 2 P 2- S l P 1)+ Ен (Ф 1 T 1- Ф 2 T 2), (4.2.1) где С 1, С 2 - сметные стоимости строительства дороги по первому и второму вариантам; Э 1, Э 2 - среднегодовые эксплуатационные затраты по первому и второму вариантам, руб.; Ен - нормативный коэффициент эффективности; Нр - условно-постоянные накладные расходы, по первому варианту; Т 1, Т 2 - продолжительность строительства по первому и второму вариантам, лет; Пр - среднегодовая прибыль в транспортной отрасли за счет ввода в действие автомобильной дороги, руб.; S l, S 2 - величина ущерба от аварийного выхода объекта из строя для первого и второго вариантов, руб.; P 1, Р 2 - вероятность аварийных разрушений для первого и второго вариантов за срок службы конструкции; Ф 1, Ф 2 - средний размер основных производственных фондов и оборотных средств для первого и второго вариантов. К основным производственным фондам относят машины, оборудование, промышленные здания, к оборонным средствам - сырьё, топливо, инструменты, запасные части. Расчет производят на весь нормативный срок работы дороги на всю протяженность перехода через болото.
|