Критерии сравнения
| Показатели сравнения
| Дошкольный возраст
| Младший школьный возраст
|
Общая характеристика возраста
| ССР (особенности общения со взрослыми и сверстниками)
| Новая ССР – установление отношений с миром взрослых людей, открытие мира человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Т. О. центральная ССР – взрослый как носитель общественной функции. Ребёнок проигрывает отношения взрослых в игре.
ССР выражается прежде всего в сюжетно-ролевой игре.
| Новая ССР, центром которой становится учитель.
Взаимодействие в системах:
«Ребёнок – учитель»
«Ребёнок – взрослый (в т.ч. родитель)»
«Ребёнок – дети»
Расширяется круг общения со сверстниками.
|
ВВД
| ВВД дошкольника – сюжетно-ролевая игра.
Новые мотивы в игре – исполнение роли в воображаемой ситуации. Дети играют только те роли, которые им знакомы. Подражание взрослому.
Впервые проявляется лидерство.
| ВВД – учебная деятельность.
В начальных классах у ребёнка происходит существенная психическая перестройка:
1. Приобретение привычек нового режима.
2. Устанавливаются доверительные, доброжела-тельные отношения с педагогом и товарищами.
3. На основе общего положительного отношения к процессу усвоения знаний, умений у ребёнка закрепляется положительное отношение и интерес к учению.
Изменения в уровне знаний и умений, облученности; в умственных операциях, особенностях личности.
|
Психические новообразования
| - Становление иерархии мотивов.
- Произвольность поведения.
- Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности.
- Развитие самосознания.
Закладываются основы для появления новых видов деятельности: учебной и трудовой.
|
- Произвольность всех психических процессов.
- Внутренний план действий.
- Рефлексия.
|
Возрастные кризисы
| Проявление кризисов
| Кризис 3 лет:
1. Негативизм. Ребёнок отказывается вообще подчиняться определённым требованиям взрослых.
2. Упрямство. Ребёнок настаивает на своём требовании, решении.
3. Строптивость. Протест против порядков, которые существуют дома.
4. Своеволие. Стремление к эмансипации от взрослого.
5. Обесценивание взрослых.
6. Протест-бунт. Проявляется в частых ссорах с родителями.
7. Деспотизм. Ребёнок проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему и изыскивает для этого множество способов.
| Кризис 7 лет:
- Потеря непосредственности.
- Манерничанье.
- Кривляние, симптом «горькой конфеты».
Появляется обобщение переживаний.
|
Познавательное развитие
Познавательное развитие
| Восприятие
| Восприятие многопланово благодаря опоре на прошлый опыт→ апперцепция.
Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Выделяются произвольные действия: наблюдение, рассматривание, поиск.
Усваивается система сенсорных эталонов (цвет, форма, величина).
| Развитие произвольности и осмысленности, а также избирательности восприятия по содержанию, а не по внешней привлекательности.
Появляется наблюдение – как специальная деятельность, наблюдательность как черта характера.
|
Внимание
| Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает сосредоточенность и устойчивость.
К концу дошкольного возраста – способность к произвольному вниманию начинают интенсивно развиваться.
| Преобладает непроизвольное внимание, хотя могут концентрироваться на неинтересном.
Неустойчиво.
Затруднены распределение и переключение внимания. К концу младшего школьного возраста в 2 раза увеличивается объём внимания. Увеличивается его устойчивость, переключение и распределение.
В учебной деятельности развивается произвольное внимание.
|
Память
| Дошкольный возраст – сензитивный период для развития памяти (память доминирует). Переход к производному и опосредованному запоминанию. Особенности памяти:
1. У младших дошкольников память непроизвольна.
2. У средних – формируется произвольная память.
| Не владеет мнемотехнической деятельностью, стремится к механическому запоминанию.
Благодарю обучению, память становится всё более произвольной и осмысленной. Показатели осмысленности – овладение приёмами запоминания (мнемотехниками).
|
Мышление
| Осваивают понятия, начинают оперировать ими в уме.
Мышление включено в действие, в эмоциональную ситуацию. Планирующая функция слабо развита.
Наглядно-действенное → наглядно-образное → словесно-логическое.
| Переход от конкретно-образного характера мышления к абстрактному (словесно-логическому).
Учатся выражать свои отношения между предметами, переходя к абстрактным символам, начинает активно действовать с этими отношениями. Легче выделить различия, труднее сходство. Легче абстрагируют свойства предметов, чем связи и отношения.
|
Воображение
| Конец дошкольного возраста (5-7 лет) – сензитивный период для развития воображения.
Непроизвольность. Бесконтрольность. Включение в действие. Смешанность воображаемого и действительного.
В первой половине дошкольного детства преобладает репродуктивное воображение→ творчески преобразующая действительность.
| Сначала образы расплывчаты, неясны, отображают несколько несущественных свойств, постепенно становятся более точными, определёнными, число отображаемых свойств возрастает, причём среди них преобладают существенные. Опора с предмета переходит на слово. Воображение становится более управляемым, связанным с учебной деятельностью. Образы становятся ярче, обобщённее, появляется сюжет, условность.
|
Речь
| Завершается процесс овладения речью. К концу дошкольного возраста язык становится средством мышления и общения.
Особенности: Развивается звуковая сторона речи. Завершается фонематическое развитие. Интенсивно растёт словарный запас. Развивается грамматический строй речи. Дети усваивают тонкие закономерности морфологического и синтаксического порядка. Ребёнок творчески осваивает язык. Словотворчество.
К концу дошкольного детства – переход к контекстной речи, развитие смысловой стороны речи.
| Овладение письменной речью формирует умение преднамеренного изложения своей мысли, т.е. способствует произвольному и осознанному осуществлению устной речи.
Усложняется структура общения, т.к. открывается возможность обращаться к отсутствующему собеседнику.
|
Развитие личности
| Самосознание (самооценка)
| Оценка сверстников → самооценка.
Самооценка практически всегда совпадает с внешней оценкой, прежде всего близких.
В 3 года – эмоциональная, завышенная.
В 5 лет – ребёнок преувеличивает свои достижения.
В 6 лет сохраняется завышенная самооценка.
К 7 годам – у большинства становится более адекватной.
Развитие самосознания – центральное новообразование дошкольного возраста.
| - Самооценка часто завышена и зависит от оценки взрослого (учителя)
- Начинает складываться «Я-идеальное»
- Возникает рефлексия, саморегуляция поведения, самолюбие
- Сознательная постановка целей для достижения успехов
- Потребность «быть взрослым»
Развита самокритичность.
|
Эмоции и чувства
| Особенности чувств в дошкольном возрасте:
1. Не умеет управлять своими эмоциями, оказывается в плену у захватившего его чувства.
2. Бурный, непосредственный и непроизвольный характер эмоций и чувств.
3. Чем меньше ребёнок, тем больше слиты характеристика объекта и субъективные переживания.
4. Источники чувств:
- игрушки, животные, предметы, явления природы (очеловечивание).
- взаимоотношения с другими людьми (потребность в любви и одобрении через оценку поступков).
5. Чувства, испытываемые ребёнком по отношению к другим людям, легко переносятся на литературного героя.
6. Переживания страха.
7. Внешнее проявление эмоций.
8. К концу дошкольного возраста – высшие чувства.
9. Связь эмоциональной сферы с социальными ситуациями → аффекты, страх.
Эмоции тесно связаны с воображением, образным мышлением, сложными формами восприятия.
Переживания становятся сложнее и глубже.
Появляется эмпатия (кроме сорадования).
| Чувства становятся всё более осознанными и сдержанными.
Содержания чувств младшего школьника связано с учебной деятельностью.
Положительные чувства возникают теперь и от решения интеллектуальной задачи и в процессе спортивного соперничества.
Осознание своих чувств и понимание чувств других ещё не совершенно.
Сохраняется большая впечатлительность.
Проявляется большая дифференциация направленности чувств.
Развиваются нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства.
Творческая деятельность развивает чувства, богатые эмоции будят творчество.
|
Воля
| Мотивы приобретают разную силу и значимость.
Сильные мотивы приобретают роль ограничителей. Самый сильный мотив – поощрение, получение награды; более слабый – наказание; ещё слабее – собственное обещание ребёнка; самый слабый – запрет.
Развитие воли тесно связано с соподчинением мотивов.
Направления в развитии воли дошкольника:
1. Развитие целенаправленности действий.
2. Установление отношений между целью действий и их мотивом.
3. Возрастание регулирующей роли речи в выполнении действий.
| Произвольность психических процессов – центральное новообразование младшего школьного возраста.
Во время усвоения ЗУН совершенствуется волевой акт.
Формируются волевые качества личности. Словесные указания взрослого → волевой акт в соответствии с собственными потребностями, интересами, мотивами → самостоятельность, выдержка, настойчивость и т.д.
|
Мотивационно-потребностная сфера
| Новообразование – соподчинение, иерархия мотивов.
Содержание мотивов меняется.
Осознанность поступков.
Виды мотивов:
- Желание быть как взрослый (сюжетно-ролевая игра).
- Игровые мотивы.
- Мотив установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками (формируются притязания).
- Мотивы самолюбия и самоутверждения (после кризиса 3 лет).
- Познавательные
- Соревновательные (игры с правилами)
- Нравственные.
| 1. Потребности из дошкольного детства:
- Сохраняется потребность в игре.
- Потребность в движении.
- Потребность во внешних впечатлениях.
- Познавательная потребность – движущая сила развития в начале обучения.
2. Мотивы учебной деятельности:
- Ведущие (содержательные, внутренние или познавательные), порождаемые самой учебной деятельностью.
- Второстепенные (околосодержательные, внешние или социальные мотивы) связаны лишь с результатами учебной деятельности, находятся за пределами учебного процесса.
Главный мотив – получение высоких отметок.
Мотивация достижений – в младших классах не редко становятся доминирующей.
|
Развитие ребёнка как субъекта деятельности
| Влияние ведущего вида деятельности на психическое развитие ребёнка
| Роль игры в развитии ребёнка:
1. Учатся полноценному общению со сверстниками.
2. Подчиняет свои импульсивные желания правилам игры.
3. Интенсивное развитие ППП, формируются нравственные чувства.
4. Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые, самостоятельности)
5. Зарождаются новые виды продуктивной деятельности.
| В процессе учебной деятельности у младших школьников формируются научные понятия (это верхний, высокий, отличающийся произвольностью и осознанностью уровень).
Приобретаются привычки нового режима. Устанавливаются доброжелательные, доверитель-ные отношения с учителями и товарищами.
Изменения в умственных операциях, особенностях личности.
|
Влияние других видов деятельности
| Развитию личности ребёнка способствуют продуктивные виды деятельности, выполнение трудовых и учебных заданий. В этих видах деятельности складывается направленность на получение результата, одобряемого взрослыми и сверстниками.
Необходимость добиться хорошего результата в той или иной деятельности приучает ребёнка планировать свои действия, управлять ими и т.о. ведёт к развитию воли, умения управлять своим поведением.
Кроме того, результат деятельности является основанием для сравнения успехов, достигаемых разными детьми.
Особенно важно то, что под влиянием деятельности, дающей определённый результат, у детей формируются новые мотивы поведения.
| Трудовая деятельность. У многих детей с поступлением в школу появляются дополнительные обязанности по дому, это делает учение в школе более осмысленным, позволяя применить новые знания на практике.
Общение имеет не меньшее значение для интеллектуального развития, чем учение и труд, имеет место расширение сферы и содержания общения младших школьников с окружающими людьми, особенно – взрослыми.
Игра продолжает занимать второе место после учебной деятельности как ведущей, и существенно влиять на развитие детей.
|