Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Стихотворение В. В. Маяковского «необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским Летом на даче»в 7 классе.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Цель урока — познакомить учащихся со стихотворением В.Маяковского, миром его поэтических образов, своеобразием стиха, научить детей понимать и чувствовать поэзию как явление искусства, наметить перспективы последующего освоения лирики поэта в старших классах. Ведущий прием — беседа-анализ; приемы — слово учителя, комплексное комментированное чтение, выразительное чтение, работа с изобразительным материалом, устное словесное рисование. Оформление урока: плакат-эпиграф, фотографии Маяковского 1919—1924 годов, репродукция картины А.Дейнеки «Владимир Маяковский в РОСТА», афиша выступлений Маяковского, воспроизведенные учащимися фрагменты плакатов Маяковского-художника для «Окон РОСТА», фотографии: памятник Маяковскому в г. Пушкине Московской области, старая липовая аллея, вид на Акулову гору; рисунки учащихся к стихотворению «Необычайное приключение...». Выставка книг: издания стихотворения «Необычайное приключение...» разных лет, статья Маяковского «Как делать стихи?», поэтические сборники поэта. Задача вступительного слова — подготовить ребят к восприятию, чтению, анализу стихотворения, выявить самые первые впечатления учащихся от встречи с поэтом и его произведением. Дома семиклассники читали статью о Маяковском в учебнике', стихотворение, готовили небольшие устные высказывания по статье поэта «Как делать стихи?». Читаем слова-эпиграф, записанные на плакате: Поэзия - вся! — езда в незнаемое. — Удивительные слова! Необычные! Непривычные! «Незнаемое»... Приведите синонимы к этому слову. (Незнакомое, неизвестное, неизведанное...) - В одной строке — восхитительная метафора! Маяковский сравнивает поэзию с увлекательным, интересным путешествием по просторам таинственной страны, имя которой — поэзия. И только тот путешественник насладится красотами этой страны, чье сердце окажется чутким, добрым, восприимчивым к поэтическому слову. Как вы думаете, зачем нам, людям, нужна поэзия? (Чтобы прикоснуться к необычному, познать прекрасное...) — Действительно, стихи делают нашу жизнь духовно богаче, зачаровывают нас созвучием рифм, чудной мелодией слов. А бывает и так, что ты сам начинаешь сочинять, творить, как писал А.С.Пушкин: И пробуждается поэзия во мне: Душа стесняется лирическим волненьем, Трепещет, и звучит, и ищет, как во сне, Излиться наконец свободным проявленьем... И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы легкие навстречу им бегут, И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута — и стихи свободно потекут. «Осень» - «Стихи свободно потекут» — точнее не скажешь! Побегут, как шумные весенние ручьи, польются, как полноводные русские реки. Подумайте, трудно ли творить? Писать стихи? (Даже если у тебя есть талант рисовать, сочинять музыку, писать стихи, наверное, все же трудно, ведь надо много знать, неустанно трудиться...) — Да, верно, стихи писать нелегко, если ты стремишься излить в них свою душу, готов, как пушкинский пророк, «глаголом жечь сердца людей», если твой стих будет звучать, «как колокол на башне вечевой, / Во дни торжеств и бед народных» (М.Ю.Лермонтов. «Поэт»), А вспомните Некрасова: в иссеченной на Сенной крестьянке поэт узрел сестру своей Музы... Что же нужно поэту, чтобы струны его лиры волновали нас, читателей? Александр Блок призывал поэта к зоркости, душевной раскрепощенности, искренности: Но ты, художник, твердо веруй В начала и концы. Ты знай, Где стерегут нас ад и рай. Тебе дано бесстрастной мерой Измерить все, что видишь ты. Твой взгляд — да будет тверд и ясен. Сотри случайные черты — И ты увидишь: мир прекрасен. «Возмездие» - Где взять слова, чтобы облечь их в поэтическую форму стиха, чтобы «Из пламя и света / Рожденное слово» (М.Ю.Лермонтов. «Есть речи — значенье...») волновало и восхищало? Анна Андреевна Ахматова процесс нелегкого поэтического труда выразила в простых и точных образах: Когда б вы знали, из какою сора Растут стихи, не ведая стыда. Как легкий одуванчик у забора. Как лопухи и лебеда. Сердитый окрик, дегтя запах свежий, Таинственная плесень на стене... И стих уже звучит, задорен, нежен, На радость вам и мне... «Творчество» - Да, объект поэзии — весь окружающий мир. Но из словесного «сора» поэт выбирает самые точные, убедительные, необычные слова. По мне, в стихах все быть должно некстати, Не так, как у людей. Поэзия... Чье сердце открыто для любви к людям, родному краю, красоте, тому откроются заветные «стихов шкатулки» (В.Маяковский. «Нате!»). Для такого поэтического сердца будут губительны обыденность, скука, заурядность… А как писал стихи Владимир Маяковский, этот ни на кого не похожий поэт? (Учащиеся приводят небольшие выдержки из статьи Маяковского «Как делать стихи?»2. - Маяковский говорил: «Надо работать до предела, до кульминации, надо работать над стихотворением до тех пор, пока не почувствуешь, что больше ничего не сможешь сделать». О своей работе над стихами Маяковский рассказывал так: «Я хожу, размахиваю руками и мыча еще почти без слов, то укорачиваю шаг, чтобы не мешать мычанию, то помычиваю быстрее, в такт шагам. Так обстругивается и оформляется ритм — основа всякой поэтической вещи, проходящая через нее гулом. Постепенно из этого гула начинаешь вытаскивать отдельные слова». - А когда поэт приступал к отбору и обработке словесного материала, чувствовал «ответственность» за эти слова: «Некоторые слова просто отскакивают и не возвращаются никогда, другие задерживаются, переворачиваются и выворачиваются по нескольку десятков раз, пока не почувствуешь, что слово стало на место». - И наконец, заключительную стадию работы над стихом Маяковский описал так: «Когда уже основное готово, вдруг выступает ощущение, что ритм рвется — не хватает какого-то сложка, звучика. Начинаешь снова перекраивать все слова, и работа доводит до исступления. Как будто сто раз примеряется на зуб несадящаяся коронка, и, наконец, после-сотни примерок ее нажали, и она села».) - Действительно, поэт был бесконечно требователен к себе, ощущая себя «должником» у читателя, страны, вселенной: Поэт всегда должник вселенной. «Разговор с фининспектором о поэзии» - Вот так обыденно, как о тяжелой физической работе, поэт говорит о своем поэтическом труде. Он сравнивает поэзию с добычей редкого металла: Поэзия — та же добыча радия, в грамм добыча, в годы труды. Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды. Но как испепеляюще слов этих жжете рядом с тлением слова-сырца. Эти слова приводят в движенье тысячи лет миллионов сердца. «Разговор с фининспектором о поэзии» — Что необычным вам показалось в этих строках? - (Необычные метафоры: «словесная руда», «слово-сырец». Своеобразная рифма, чеканный ритм. В стихах есть что-то пушкинское: вновь рожденное, выстраданное в упорном труде слово способно жечь «миллионов сердца». Используя яркие антонимические пары слов, поэт рисует нам контрастный образ «добычи» нового слова: едва тлеющее «слово-сырец» и «испепеляющее» «жженье» итогового слова...) - Вы привели много тонких наблюдений над стихотворными строками поэта. Постараемся поближе познакомиться с миром поэтических образов Маяковского. - Тревожный октябрь 1919 года. В Москве и Петрограде объявлена мобилизация на Южный фронт. Продолжается гражданская война. В Российское телеграфное агентство (РОСТА) приходит работать поэт Маяковский. Ему шел 26-й год. Создается оригинальный жанр плакатного искусства — «Окна РОСТА». Поэт рисует плакаты, которые заиграли свежими красками и причудливыми образами. Каждый из своих плакатов Маяковский подписывает меткими стихами. Газет и журналов было мало, поэтому плакаты «Окон РОСТА» заменяли их. Два с половиной года, изо дня в день, в холод и жару работал поэт с друзьями над плакатами. Часто недосыпал. Чтобы не проспать, клали под голову полено вместо подушки. Маяковский называл «Окна РОСТА» фантастической вещью; плакаты художников «Окон...» выставляли в витринах центральных магазинов Москвы, на Кузнецком мосту, а некоторые даже отправляли в другие города. - Рассмотрите репродукцию картины А.Дейнеки «Владимир Маяковский в РОСТА». Что удивляет в этой картине? - (Грандиозная фигура поэта, его сосредоточенное лицо. Холодно. Маленькая жестяная печка дает, видно, не много тепла: поэт в пальто, шапке, левая рука в перчатке, правая обнажена, держит острую кисть. Поэт рисует... На полу у печки сохнет готовый плакат, а на огромном подрамнике рождается новый... На плакате, что рисует поэт, рабочий с молотом, красноармеец с винтовкой, мощный красный кулак перед физиономией сытого буржуя...) - Да, на редкость удачно художнику Дейнеке удалось запечатлеть один из эпизодов неустанного труда Маяковского, художника-карикатуриста и поэта. (Демонстрирую воспроизведенные учащимися фрагменты плакатов Маяковского.) - Летом 1920 года Маяковский пишет стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Поэт считал его программным, потому что выразил в нем свое отношение к поэтическому труду, выбрав для этого необычную, метафорическую манеру, чтобы рассказать читателю, какой должна быть настоящая поэзия. Выявляя первичное восприятие стихотворения, спрашиваю: понравилось ли стихотворение? Чем? Что показалось необычным в произведении? Каким вы увидели в нем поэта? Какой работой занят Маяковский? Стихотворение понравилось ребятам. Эпитет «фантастическое» — наиболее часто встречающийся в оценке детьми достоинств произведения. И вместе с тем семиклассники не сомневались в подлинности истории с солнцем, произошедшей с поэтом, осознавая условность искусства. Первые впечатления о стихотворении юные читатели сравнивали с картиной Дейнеки, где изображен рисующий плакаты Маяковский, с той лишь разницей, что стихи поэта «летние», а картина художника «зимняя». Детей увлек ритм стиха, множество «необычных» и самых простых и даже просторечных слов. Поясняем название произведения. — Как вы думаете, почему поэт выбирает такое длинное, громоздкое название своему стихотворению? Почему он пишет еще и пояснение к заголовку: Пушкино, Акулова гора, дача Румянцева, 27 верст по Ярославской жел. дор.? (Вероятно, потому, что Маяковский стремился придать своему произведению достоверный характер. Уже в заголовке поэт пытается рассеять сомнения читателей в вымышленном характере истории. Все произошедшее с ним — истинная правда.) — Возможно, вы правы. Многочисленные детали описания, тон повествования, легкая ирония поэта убеждают нас в правдивости рассказа. Но заголовок и уточнение к нему словно контрастируют друг с другом. В первоначальном варианте первое слово заголовка было употреблено в превосходной степени: «Необычайнейшее приключение...» Это столкновение реальности и фантастики намеренное. По справедливому замечанию литературоведа, стихотворение Маяковского являет нам «бесстрашный реализм в изображении настоящего и романтическую устремленность в будущее»3. Для более детальной работы над текстом стихотворения выделяем в нем композиционные части. 1. Экспозиция. «Обыденная работа поэта». 2. Завязка и развитие действия. «Ссора поэта с солнцем. Приглашение " на чай"». 3. Кульминация. «Шествие солнца. Разговор поэта со светилом». 4. Развязка. «Поэтическое кредо поэта». 1. «Обыденная работа поэта». - Напомните, какие тропы принято называть в литературоведении гиперболой и метафорой. (Преувеличение, скрытое сравнение.) - Для чего поэту понадобился прием преувеличения в начале стихотворения: «В сто сорок солнц закат пылал»? (Чтобы ярче, образнее показать изнуряющую жару июля.) - Чем обосновано употребление оборота «жара плыла»? (Очень жарко, жара осязаема, как река, только не с прохладной, а горячей водой.) - С каким чувством поэт произносит фразу «На даче было это»? (Обыденности и... разочарования: увы, от жары не спасает даже дачная обстановка.) — Да, поэтическая гипербола в экспозиции стихотворения задает тон всему повествованию: разгар лета, дача на Акуловой горе, жарко. - В начале лета 1920 года Маяковский впервые поселился в Пушкино, где снимал дачу на Акуловой горе перед большим заливным лугом. Всмотритесь внимательно в описание местности, где будет разворачиваться поэтическое действо. Как вы себе ее представляете? (Внизу горы, где расположена дача поэта, — деревня. Судя по всему, небогатая: низкие дома, кривые кровли. Поэт озирает округу свысока — вот почему так хорошо ему видна эта «кривизна» крыш.) - Какая интонация, какой ритм нам понадобятся, чтобы при чтении передать картину этого поселка? (Интонация размеренная, неторопливая, хотя и внутренне напряженная. Ритм также не должен быть резким.) - Но вот поэт приоткрывает нам небольшую тайну, известную только ему. Куда каждый вечер уходит солнце? Маяковский отвечает на этот вопрос по-своему, как истинный поэт. Почему он употребляет слово «наверно»? (Поэт не совсем уверен, но он предполагает, что солнце спускается в некую «дыру», расположенную «за деревнею». В этом сквозит какое-то наивное, даже детское представление о мире: солнце не уходит далеко, оно «ночует» на краю деревни, чтобы наутро «снова мир залить» своими лучами...) - Очень хорошо. Наступает новое утро. Изменилось что-то в мире? (Нет, все то же, что и вчера.) Чем недоволен поэт, почему он зол? (Поэта удручает обыденность, привычный порядок вещей. Никаких перемен!) — Какой экспрессивный оттенок придает образу эпитет «ало»? (Краткая форма прилагательного алый — ярко-красный здесь создает объемный по своему звучанию образ: солнце представляется огромным, безмятежным, безраздельно царящим на земных просторах.) 2. «Ссора поэта с солнцем. Приглашение " на чай"». - Не кажется ли вам, что начало второй части напоминает повествование? Что предвещает такое начало? («И так однажды...» — это начало многих занимательных историй, легенд, сказок, случаев из жизни...) - Как выражает поэт свою злость? («Разозлясь, что в страхе все поблекло». Можно сказать, что злость породила страх, все меркнет, «бледнеет» перед раздраженным человеком...) Подумайте, почему поэт употребляет резкие и несколько грубоватые слова, обращаясь к солнцу: «Слазь!», «довольно шляться», «дармоед»? (Поэт, удрученный жарой, изнурительным трудом художника-агитатора, считает несправедливым обыденный порядок с «восходом» и «заходом» солнца, ему захотелось пристыдить светило за его «бесполезный» труд в жаркий июль.) - Справедливы ли такие слова поэта? (Наверное, нет. Солнце — не «дармоед», не «неженка», оно согревает землю своим теплом, дает жизнь всему живому...) - Какой работой занят поэт? Нравится ли она ему? (Рисует плакаты: «сиди, рисуй плакаты»; работа утомительная, монотонная, но долг художника превыше усталости.) - Есть такой фразеологизм — сколько лет, сколько зим. Как это выражение интерпретирует поэт? («Не знай ни зим, ни лет» — тяжелый, рутинный труд, ни отдыха, ни выходных. Под пером мастера даже обычные выражения приобретают новые очертания, придавая повествованию глубокую убедительность и яркость.) - Сам Маяковский, когда читал свое стихотворение со сцены, старался не кричать, не повышал голоса, чтобы передать экспрессивную силу бранных слов, адресованных солнцу, а произносил слова и фразы спокойно, с едва заметным пренебрежением. Попытайтесь и вы прочитать отрывок стихотворения, передавая интонацией замысел автора. - Итак, солнце «не слышит» поэта, ведь он бранится, называя светило «неженкой» и «дармоедом». Кому же приятно услышать такое в свой адрес? Алое светило, не замечая брани поэта, величаво проплывает себе по небу. Но не тут-то было! Наш поэт не привык отступать! Ругаются только злые, неуверенные в себе люди, вздорные и невоспитанные. А может быть... Дерзкая мысль: пригласить светило... в гости?! На чай... С каким чувством прозвучало это приглашение? (Поэт меняет гнев на милость: «Погоди! послушай, златолобо...») - Как вы понимаете неологизм поэта «златолобо»9 (Очень красивое слово! От него веет какой-то сказочной стариной. Вновь краткое прилагательное, насыщенное звуками [о], оно создает эффект величия, царственности и какой-то человечности. Солнце — живое!) - Чем оправдана глагольная форма условного наклонения в обращении к солнцу? (Сначала — повелительное наклонение: «Слазь!», «довольно шляться», «Погоди!», «послушай», а потом — «зашло бы». Мне кажется, это поэтический параллелизм, основанный на приеме олицетворения «солнце зашло» (закатилось за горизонт — «на чай зашло бы»). На минутку, ненадолго!) - Замечательное наблюдение! Оно поможет вам при чтении отрывка правильно подобрать интонацию: от пренебрежительного раздражения — к примирительному и дружелюбному тону. Как поэт передает свой испуг? (Восклицательными предложениями: «Что я наделал! Я погиб!» В них чувствуется раскаяние за дерзкое приглашение солнца «на чай».)
|