Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Третий месяц






 

На третьем месяце жизни одним из важнейших нормативных признаков развития ребенка является проявление комплекса оживления в ответ на эмоциональное общение с ним взрослых. Только система поэтапных действий взрослого способна привести к этому первому новообразованию эмоционального развития малыша - способности концентрировать внимание на привлекательном для него объекте (зрительное и слуховое сосредоточение) и активно выражать свое состояние посредством движения рук и ног, позитивной мимики (улыбки) и гуления.

 

Словарик. Комплексом оживления называют совокупность активных интонационно-мимических и двигательных проявлений малыша как выражение его эмоционально-позитивного отношения к привлекательному объекту воздействия.

 

Это серьезное достижение в развитии крохи, с помощью которого малыш демонстрирует взрослому своё желание (потребность!) и готовность общаться, взаимодействовать, сотрудничать, психологи называют основой (зародышем) всех в дальнейшем формирующихся высших чувств, прежде всего нравственных и интеллектуальных. Исследователи (А.В.Запорожец, П.М.Якобсон, В.П.Юсупов, А.Д.Кошелева и др.) доказали, что выразительно-позитивное общение с ребенком способствует соединению в головном мозге нейронов, ответственных за развитие мышления и речи.

Самое главное – этот контакт возможен только в результате эмоционально-радостного взаимодействия родителей с крохой. Комплекс оживления никогда не возникнет сам собой, спонтанно, без участия взрослого. Развитие эмоциональной сферы ребенка первоначально определяет появление механизмов эмоциональной синтонии и эмоциональной децентрации.

Эмоциональная синтония начинает проявляться уже с периода новорожденности и имеет важное значении в формировании коммуникативных и интеллектуальных качеств личности в период младенчества. Вначале младенец переживает безотносительно субъекта переживаний (т.е. непосредственно заражается той эмоцией, которую транслируют значимые взрослые и другие средства информационного обмена - телевидение, радио) и не может им противостоять, не различая, кто испытывает эмоциональное переживание – он или кто-то другой. Но постепенно он накапливает опыт дифференцированного сопереживания объектам общения и к шести месяцам начинает отделять свое переживание от переживаний окружающих людей. Это и есть педагогика младенчества – формирование потребности общения и получения новых впечатлений – социальных по своей сути потребностей человека. Такое взаимодействие с ребенком способствует развитию эмоциональной децентрации – важнейшему механизму преодоления эгоцентризма личности.

 

Словарик. Эмоциональная децентрация – способность сопереживать, сочувствовать, содействовать другим субъектам.

 

Переживание чужих радостей и печалей как своих собственных является основой (центральной характеристикой) нравственности и способствует преодолению границ интеллектуального развития, интеллектуальной децентрации.

Другое новое достижение малыша третьего месяца жизни – появление направленных движений руки. Сначала дитя как бы случайно пытается схватить «подвернувшуюся под руку» игрушку, но уже в ближайшем будущем (если родители будут подвешивать игрушки на расстоянии вытянутой руки) ребенок научится целенаправленно схватывать игрушку из удобного положения.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал