Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инструкция. Уважаемый родитель! В предлагаемом опроснике Вы найдете ряд различных утверждений, мнений, даже откровений о типах воспитания детей.






Все эти утверждения носят разные порядковые номера. Эти же порядковые номера Вы найдете и в " Бланке для ответов". Номера тех утверждений в опроснике, с которыми Вы полностью согласны (совпадение Вашего мнения и предлагаемого Вам утверждения) обведете маленьким кружком. Остальные номера перечеркните.

1. В нашем доме главный - наш ребенок.

2. Не могу себе даже представить, чтобы мой ребенок что- то сделал, предварительно не посоветовавшись со мной.

3. Вы поймите, я не успеваю переделать за день все свои дела, и, конечно, мне не до души ребенка.

4. Мой ребенок должен быть мне благодарен, что воспитывается не в детском доме, а в семье.

5. Как бы мой ребенок ни старался угодить мне, я в нем вижу только недостатки.

6. Если мой ребенок провинился, я сдеру с него три шкуры.

7. Я все время вдалбливаю своему ребенку, чтобы он делал все только на совесть.

8. Я прощаю все капризы своему ребенку, лишь бы он был у меня здоровым.

9. Чем часами уделять внимание своему ребенку, для меня гораздо проще что-нибудь ему купить.

10. Мой ребенок всегда знает, к кому надо обратиться в данной ситуации (маме или папе), чтобы получить желаемый для него ответ.

11. Раньше я все позволял(а) своему ребенку, а теперь не позволяю ничего.

12. Мой ребенок с самого рождения уже знает, что ему нет равных.

13. Мой ребенок никогда сам без меня не примет никаких решений.

14.Я даю ребенку все - еду, одежду, кров, так за чем же еще уделять ему внимание?

15. Если бы Вы только знали, как мешает мне ребенок.

16. Мой ребенок в тысячу раз хуже, чем ребенок у соседей.

17. Мнение ребенка ничего не стоит, мнение родителей – закон.

18. Я считаю: прежде всего у ребенка должны быть обязанности, а потом - права.

19. Я оберегаю своего ребенка от всего на свете. Он прекрасно знает, как мне дорого его здоровье.

20.Мой ребенок привык получать подарки каждый день. Не пойму, чем он все время недоволен.

21.В нашем доме каждый взрослый пользуется только своим стилем воспитания.

22. Моя дочь (мой сын) никак не понимает, что раз есть младший брат (сестра), мы не можем уделять ей максимум внимания.

23. Я живу лишь ради своего ребенка.

24.Не понимаю, почему все упрекают меня, что мой ребенок живет по подсказкам. Пусть по подсказкам, но зато моим.

25 Мне приходится воспитывать ребенка в основном по телефону.

26. Я не собираюсь уделять внимание своему ребенку. Мне его никто не уделял.

27.Я противопоставляю своего ребенка другим детям для его же блага.

28.Лучший способ воспитания - ремень.

29.Наш ребенок знает, что он должен оправдать наши надежды.

30. Я всегда иду на поводу у своего ребенка, помня о его плохом здоровье.

31. Мой ребенок не нуждается ни в чем. У него есть даже " птичье молоко".

32.У нас с мужем (женой) расхождения во взглядах на вопросы воспитания детей.

33.Не пойму, какая здесь трагедия, если теперь старшему ребенку достается меньше нежности и ласки, чем когда-то раньше, когда он в семье был лишь один.

34. Смысл моей жизни - это мой ребенок.

35.Мой ребенок никогда не совершит поступок, угрожающий его здоровью.

36.У меня нет времени знакомиться с друзьями моего ребенка.

37.Если даже мой ребенок не ночует дома – это его дело.

38.Моя дочь (мой сын) в сто раз способнее, чем сын (дочь).

39.Только страх, страх наказания — узда для моего ребенка.

40.Мой ребенок наравне со всеми отвечает за порядок в доме.

41. Если мой ребенок начинает жаловаться на свое здоровье, я лишаюсь полностью покоя.

42. Мой ребенок знает, как я занят(а) на работе и моя зарплата мне необходима, чтобы он не нуждался, как другие дети.

43. Моему ребенку надо целый день лавировать между мной и мужем (женой), дедушкой и бабушкой,

чтобы угодить нам всем.

44. После появления в семье новорожденного нам пришлось невольно поменять свой метод воспитания по отношению к старшему ребенку.

45. Мой ребенок привык жить в семье в атмосфере поклонения и восхищения.

46. Я продумала (л) всю жизнь своего ребенка до мельчайших мелочей.

47. Мое дело приготовить что-то для ребенка. Съест ли он - это его забота.

48. Я не дам даже копейки на игрушки для ребенка. Надо же, чего он захотел.

49. Мне приходится все время поправлять своего сына (свою дочь). Что бы (она) ни делал(а), он (она) все делает хуже других.

50. Дисциплина - это наказание и страх.

51. Мой ребенок знает, что ему необходимо заниматься музыкой и языком, чтобы чего-то достичь в жизни.

52. Когда мой ребенок заболеет, я готов(а) выполнить его любую прихоть.

53. Если у меня вдруг будет выбор: ехать мне в командировку или же побыть с ребенком, я, конечно, выберу командировку, потому что это важно для карьеры, а ребенку привезу подарок.

54. В нашем доме постоянные дискуссии о том, как надо правильно воспитывать ребенка.

55. Я теперь уже не балую ребенка, пусть довольствуется тем, что имеет.

56. Все, что хочет мой ребенок, - для меня закон.

57. По возможности, где только можно, я оберегаю своего ребенка.

58. Мне родители не уделяли в детстве внимания. Почему я должен(на) уделять?

59. Я совсем не для того родила ребенка, чтобы думать каждый день во что его обуть, одеть, чем накормить. Пусть лучше думает об этом государство.

60. Я думаю, что лучший метод воспитания - противопоставление ребенка другим детям.

61. Лишь ремнем я отрезвляю своего ребенка.

62. В те часы, когда я на работе, старший сын (дочь) заботится о младших.

63. Мне все время кажется, что мой ребенок заболел.

64. Если бы я сидела со своим ребенком дома, он бы не имел таких дорогих необычных игрушек, вызывающих зависть у других детей.

65. В выходные дни я занимаюсь перевоспитанием ребенка, потому что в дни, когда я на работе, бабушка и дедушка балуют его.

66. Моя дочь (мой сын) никак не может свыкнуться с той мыслью, что у нас в семье теперь другой кумир.

67. В нашем доме все дышат лишь в такт дыханию ребенка.

68. Если я что-то диктую своему ребенку, то из самых благих побуждений.

69. Я, конечно, за развитие ребенка, но мне жалко тратить время на него.

70. Еще не хватало, чтобы я заботился(лась) о своем ребёнке.

71. Я даже не скрываю то, что у меня среди моих детей есть свой любимчик.

72. Я не " пряником" воспитываю своего ребенка, а " кнутом".

73. Я привык(ла) поручать ребенку все ответственные взрослые дела.

74. Я согласна(ен), чтобы мой ребенок рос под колпаком, только бы он больше не болел.

75. Не пойму, чего не хватает моему ребенку. Мы купили ему даже видеомагнитофон.

76. Из-за нашего ребенка у нас дома постоянные скандалы, потому что мы не сходимся с женой (мужем) во взглядах на проблемы воспитания детей.

77. Моя дочь (сын) никак не хочет примириться с тем, что после моего развода с ее (его) папой у меня совсем уже нет денег, чтобы выполнять все ее (его) прихоти.

78. Мой ребенок знает, что он самый лучший.

79. Мой ребенок во всем полагается только на мой вкус.

80. Пусть воспитывают моего ребенка воспитатели.

81. Когда мой ребенок заболеет, я врача не вызываю - выздоровеет сам.

82. Моя дочка (сын), видно, ожидает сказочного принца (принцессу), хотя ей (ему) еще так далеко до сказочной принцессы (принца).

83. Я привык(ла), чтобы мой ребенок мне беспрекословно подчинялся.

84. Мой ребенок знает, что он должен быть отличником, другого – я не потерплю.

85. Когда мой ребёнок себя плохо чувствует, я дрожу над ним, как будто он новорожденный.

86. Думаю, что мой ребенок рад, когда себя я заменяю ему новой безделушкой.

87. То, что я сегодня разрешаю делать своему ребенку, завтра запрещает ему папа (мама).

88. Я сменил(а) свой стиль воспитания ребенка для его же пользы.

89. Если даже мой ребенок будет требовать луну, я ему ее достану.

90. Мой ребенок не имеет никаких забот, зная то, что обо всем я позабочусь сам(а).

91. Мой ребенок полностью свободен: хочет - ходит в школу (детский сад), хочет - нет.

92. Не скрываю, меня не волнует, где и с кем проводит время мой ребенок.

93. Моя дочь (сын) все время грезит наяву. Лучше б она (он) занималась (лся) делом и хоть чем- то походила(л) бы на брата (сестру).

94. Я держу своих детей в «ежовых рукавицах».

95. Я все время доверяю ребенку полностью вести наше хозяйство.

96. Чтобы мой ребенок лишний раз не заразился от других детей, ему я запрещаю ходить в гости, театр, цирк, кино.

97. Мой ребенок всегда мной гордится. Я достиг(ла) всего, и он имеет все. Для чего же ему необходимо еще и общение со мною?

98. Мой ребенок никогда не знает, что ему сегодня " можно", что " нельзя".

99. Так как мой муж (жена) нашел(а) себе другую, новую семью, я не могу по- старому баловать ребенка.

100. Мой ребенок знает, что он – идеал.

101. Даже если мой ребенок не родился вундеркиндом, я все сделаю, чтобы он им стал.

102. Безусловно, мне важнее пойти в магазин, чем потратить время на прогулку с собственным ребенком.

103. Мой ребенок - лишняя обуза для меня.

104. Младший сын (дочь) меня все время раздражает. Хорошо, что у нас есть ещё один ребенок.

105. Eсли кто-то вдруг пожалуется мне на моего ребенка, я с ребенком разберусь сам так, что он об этом ещё долго будет помнить.

106. Моя дочь (мой сын) прекрасно знает, что она (он) должна(ен) ухаживать за дедушкой.

107. Я стараюсь не перегружать ребенка и оберегать его от переутомления и стрессов.

108. Если даже я немного уделяю времени своему ребёнку; то стараюсь это компенсировать любыми ценными подарками.

109. Только мое настроение определяет, как сегодня я буду воспитывать ребёнка.

110. Хорошо, что бабушка уехала в деревню, я теперь сам(а) взялся(лась) за нашего ребенка.

 

 

Обработка результатов:

 

Подсчитайте, сколько в каждой строке ответов, сколько цифр обведено кружками.

Шифр строки, где больше всего оказалось цифр в кружках, сообщит Вам о том типе воспитания, который чаще всего Вы применяете к своему ребенку.

А если эта строка не одна и типы воспитания различны (за исключением специально выделенных нами так называемых " синергетических" типов воспитания (см. ниже), то это чаще всего говорит о воздействиях противоречивого воспитания.

Шифр к коду типов воспитания детей:

 

Горизонтальные столбики, отмеченные римскими цифрами, обозначают:

I - Кумир семьи

II - Гиперопека

III- Гипоопека

VI- Безнадзорность

V - Золушка

VI - «Ежовые рукавицы»

VII- Повышенная моральная ответственность

VIII-«Культ болезни»

IX - «Кронпринц»

X - Противоречивое воспитание

XI- Смена типов (стратегий) воспитания

 

«Синергетические» типы воспитания- это типы воспитания, которые обычно сочетаются друг с другом и дают в конечном результате потенцированный (суммирующий), усиливающий эффект.

Синергизм в переводе с греческого означает: содействие, соучастие, сотрудничество. Примеры этих типов: Безнадзорность + Гипоопека + «Ежовые рукавицы» или Кумир + Гиперопека + «Культ болезни» и т.д.

Расхождение во взглядах на вопросы воспитания ребенка между мужем и женой констатируются ярче всего при сравнении данных опроса мамы с папой.

 

Бланк ответов опросника А.И.Баркан
                    I
                    П
                    Ш
                    IV
                    V
                    VI
                    VII
                    VIII
                   
                    Х
                    ХI

Симптомы нервно-эмоционального напряжения у детей

О том, что Ваш ребенок находится под воздействием сильного нервно-эмоционального напряжения, Вы можете судить по следующим признакам, наблюдаемым у него:

1. Частые неадекватные отрицательные эмоции (плач, хныканье, капризы).

2. Пониженное настроение.

3. Немотивированные приступы гнева.

4. Высокий индекс возрастных страхов или появление страхов, не свойственных данному возрасту (страхи более младшего или более старшего возраста).

5. Пониженная коммуникабельность ребёнка (с трудом вступает в контакт с незнакомыми людьми).

6. Высокая конфликтность с окружающими взрослыми и детьми (сам создает конфликты).

7. Высокий уровень общей и ситуативной тревожности.

8.Отсутствие или минимальное проявление положительных эмоций.

9. Снижение познавательной деятельности (практическое отсутствие реакции новизны).

10. Пониженная игровая или учебная деятельность.

11. Изменение двигательной активности (в сторону повышения или понижения).

12. Снижение или повышение аппетита.

13. Затруднения со сном (вплоть до бессонницы).

14. Рисунки на свободные темы обычно в мрачных тонах и имеют пессимистическое содержание.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ

1. Наличие вредных привычек у ребенка (сосание пальца, языка, грызение ногтей, привычки теребить волосы, выдергивать волосы, ресницы, брови, качание головой из стороны в сторону, привычка ерзать на стуле и т. д.).

2. Наличие онанизма.

3. Наличие энуреза.

4. Периодически появляющееся заикание.

Наличие этих дополнительных критериев указывает на то, что нервно-эмоциональное напряжение у ребенка имеет хронический характер.

Нередко в том, что Ваш малыш находится как-будто бы под " током" высокого нервно-эмоционального напряжения, повинны Вы, особенно тогда, когда, испытывая сами стресс, невольно превращаетесь в его индуктора для Вашего ребенка.

Чтобы такого не случилось, Вам надо хоть немного представить не только, чем опасен стресс для жизни и все его последствия, но так же, как он проявляется в действительности, какие признаки сигнализируют о том, что он коснулся Вас или вот-вот коснется, загнав в «кольцо блокады», которое не так легко удастся разорвать, особенно тогда, когда в этом «кольце» с родителями ребенок.

Поэтому, чтобы предотвратить «издержки» стресса, Вам надо знать его симптомы и даже те, которые свидетельствуют лишь о том, что стресс Вам угрожает.

Итак, какие из нижеперечисленных симптомов сегодня налицо у Вас?

Физические проявления стресса

1.Отсутствие аппетита.

2. Постоянное переедание.

3. Частые расстройства пищеварения и изжога.

4. Запоры и понос.

5. Бессонница.

6. Постоянное чувство усталости.

7. Повышенная потливость.

8. Нервный тик.

9. Постоянное покусывание ногтей.

10. Головные боли.

11. Мышечные судороги.

12. Тошнота.

13. Затруднения с дыханием.

14. Обмороки.

15. Слезливость без видимой причины.

16. Неспособность долго оставаться на одном месте.

17. Привычка ерзать на одном месте.

18. Высокое кровяное давление.

 

СИМПТОМЫ СТРЕССА

1. Постоянная раздражительность при общении с людьми.

2. Чувство, что Вы не справляетесь с повседневными заботами, с которыми успешно справлялись.

3. Потеря интереса к жизни (высказывания, подтверждающие это).

4. Постоянный или возникающий от случая к случаю страх заболеть.

5. Неосознанное чувство вины.

6. Постоянное ожидание неудачи.

7. Чувство, что я – плохой.

8. Трудность с принятием решений.

9. Чувство непривлекательности своей внешности.

10. Потеря интереса к другим людям.

11. Постоянное чувство едва сдерживаемого гнева или ярости (готовность «взорваться» в любую минуту без какой-либо причины).

12. Неспособность проявлять подлинные чувства.

13. Чувство, что Вы являетесь мишенью, объектом враждебности со стороны других людей.

14. Утрата чувства юмора и способности смеяться.

15. Безразличие ко многим житейским заботам.

16. Страх перед будущим.

17. Страх перед собственной несостоятельностью.

18. Чувство, что никому нельзя доверять.

19. Пониженная способность концентрации внимания.

20. Неспособность завершить одно дело, не бросив его и не начав другого.

21. Сильный страх открытого или замкнутого пространства или страх перед уединением.

 

Чем больше Вы найдете у себя в данный момент из перечисленных симптомов, тем выше индекс стресса у Вас, безусловно, при условии, что выявленные симптомы не связаны с какими-то заболеваниями. Чем выше индекс стресса у Вас, тем, конечно, менее благоприятна атмосфера в доме для ребенка. Поэтому при самых первых признаках “стучащегося” к Вам стресса необходимо срочно бить тревогу, и попытаться ликвидировать его причину.

Все это будет профилактикой различных стрессогенных ситуаций у ребенка и Ваш малыш навряд ли станет испытывать душевный дискомфорт.

 

Методика 4. Анкета-опросник Е.И.Изотовой «Представление родителей об эмоциональных особенностях ребенка»

 

Цель: выявление представлений родителей об особенностях эмоционального развития ребенка по следующим показателям:

  • эмоциональный опыт ребенка (вопросы 9, 10);
  • фактор эмоциональной напряженности ребенка (8);
  • наличие/отсутствие у ребенка знаний о чувствах и эмоциях (16);
  • эмоциональное поле ребенка (3, 13, 14);
  • эмоциональный стиль ребенка (4, 5, 15);
  • экспрессивность (мимическая выразительность) ребенка (11, 12)

(вопросы 3, 6, 7, 14, 16, 17 выявляют степень достоверности ответов и позицию родителей в эмоциональных взаимоотношениях с ребенком).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.023 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал