Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические барьеры в общении.






В процессе общения людей друг с другом возникают различные трудности, которые препятствуют эффективному общению. В психологии эти препятствия называются психологическими барьерами общения. Любой психологический барьер – это всегда защита от какой-либо нежелательной для личности информации. Психологические барьеры общения возникают при выпадении из общей структуры коммуникативного процесса того или иного структурного элемента и жестко блокируют межличностную коммуникацию.

Коммуникативный барьер – это социально-психологический феномен, который проявляется как некоторый результат переживания личностью трудностей общения.

В психологии выделяют различные виды психологических барьеров общения.

1. Барьеры восприятия другого человека, людей, информации, ситуации. Коммуникативный барьер восприятия возникает из-за того, что действуют общие свойства и закономерности восприятия – избирательность, направленность и другие. Вследствие этого происходит искажение воспринимаемой информации.

2. Барьеры понимания другого человека, людей, ситуации, информации – это особенности индивидуальной интеллектуальной деятельности, основанной на разнообразных знаниях и опыте личности.

М.Р. Битянова выделяет следующие виды коммуникативных барьеров, препятствующих восприятию и пониманию информации людьми, вступающими в общение: фонетический, семантический, стилистический, логический, социокультурный и барьеры отношений.

Фонетический барьер возникает в том случае, когда темп речи, эмоциональная окраска, особенности дикции или какие-либо другие экстра- и паралингвистические характеристики речи не позволяют адекватно воспринимать ее содержание. Этот барьер всегда возникает в ситуациях, когда люди говорят на разных, незнакомых друг другу языках.

Фонетические ошибки в речи, повтор слов, использование слов-паразитов («короче», «вот», «ну» и др.), а также парафонизмов (звуков-паразитов «э-э-э..», «ну-ну-ну…» и т.д.) отвлекает внимание собеседника и ухудшает восприятие информации.

Семантические (смысловые) барьеры понимания воспринимаемой информации возникают вследствие различий в знании значений используемых слов, символов и прочего и способности понять их ситуативный смысл.

Семантический (смысловой) барьер возникает в тех случаях, когда один из общающихся использует в своей речи жаргонные или слэнговые выражения, которые не понятны другим участникам акта общения. Жаргон и слэнг – это системы речи, которые используются в отдельных социальных группах общества. Существует профессиональный жаргон, молодежный слэнг, криминальный жаргон и т.д. Медицинские работники в повседневном общении друг с другом часто используют свои профессиональные жаргонные слова и выражения, но использование таких слов в общении с пациентом и/или его родственниками создает семантический коммуникативный барьер и является этически недопустимым.

В широком смысле семантический коммуникативный барьер – это неадекватное понимание смысла и значения передаваемой информации. Каждое слово и выражение имеет определенный смысл и значение, которые должны использоваться участниками общения одинаково. Соотношение значений и личностного смысла было глубоко исследовано в трудах А.Н.Леонтьева. «В отличие от значений личностные смыслы... не имеют своего " надындивидуального", своего " не психологического" существования. Если внешняя чувственность связывает в сознании субъекта значения с реальностью объективного мира, то личностный смысл связывает их с реальностью самой его жизни в этом мире, с ее мотивами. Личностный смысл и создает пристрастность человеческого сознания». Личностный смысл, т.е. особую значимость для человека приобретает то, что связывает цели деятельности с мотивами ее осуществления, то, в чем оказываются запечатленными его потребности. Одно и то же слово, действие, обстоятельство может иметь различный смысл для разных людей. Использование метафор, аллегорий, афоризмов, поговорок, образных выражений и т.п. несет в себе риск неправильного понимания смысла той информации, которую коммуникатор хочет в данный момент передать собеседнику.

Стилистический барьер возникает при условии несвоевременного, неуместного использования слов и выражений. Речь медработника и его поведение становятся неуместными в случаях нарушения этических норм, проявления бестактности, равнодушия, пренебрежения интересами и психологическим состоянием пациентов и/или их родственников. Обращение к пациенту пожилого или старческого возраста с использованием слов «бабуля», «дедуля» может быть расценено пациентом как фамильярное, неуважительное и создаст стилистический коммуникативный барьер в общении.

Барьер логического непонимания является следствием различного уровня образования, особенностей мышления и интеллекта. Логика рассуждений пациента и медицинского работника может быть разной даже при обсуждении простых вопросов лечебно-диагностического, реабилитационного или профилактического характера. Различия в особенностях образования и уровня интеллекта могут быть разные, в том числе и более высокий уровень у пациента по сравнению с уровнем медработника. Данный коммуникативный барьер преодолевается только постоянным самосовершенствованием, повышением профессиональной квалификации, психологической компетентности медицинского работника.

Социокультурные коммуникативные барьеры возникают при общении с людьми определенных профессий, национальностей, пола, возраста, социального положения, религиозной принадлежности. Эти барьеры преодолеваются критическим отношением к существующим в обществе социальным стереотипам и предрассудкам и строгим соблюдением профессиональных этических норм.

Коммуникативный барьер отношений возникает вследствие того, что человек в процессе восприятия и познания других людей вырабатывает к ним определенное отношение, в котором отражается его субъективная оценка к познаваемым людям. Это отношение к участникам общения, как положительного характера, так и отрицательного всегда оказывает влияние на восприятие и понимание информации, передаваемой этим человеком, особенно в случае чрезмерного эмоционального проявления этого отношения.

Психологические особенности личности в процессе общения становятся барьерами для восприятия, понимания и познания людьми друг друга, установления стабильных конструктивных взаимоотношений. К таким особенностям относятся те, которые в лучшую или худшую сторону выделяют человека из общей массы остальных людей. Талантливые, неординарные личности часто имеют нестандартные формы поведения, что воспринимается окружающими людьми как нарушение установленного порядка, пренебрежение действующими социальными нормами и создает трудности в общении. Восприятие всего нового, необычного требует от личности гибкости мышления, способности переоценивать свои ценности, изменять представления и убеждения, потребности узнавать новое и обогащать свой жизненный опыт. Восприятие и понимание информации в процессе общения зависят от способности точно передавать ее смысл при помощи вербальных, невербальных и опосредующих средств общения, т.е. от коммуникативных способностей личности.

Негативные качества личности, проявляющиеся в общении с другими людьми, значительно затрудняют процесс общения и приводят к конфликтам. Эгоистическая направленность личности, завышенная самооценка, инфантилизм, эмоциональная неуравновешенность и т.п. всегда становятся психологическим барьером в понимании других людей и конструктивном общении с ними.

Стиль общения, т.е. психологическая позиция, которую участники акта общения занимают друг по отношению к другу определяют психологические границы и барьеры этого процесса. Авторитарный, директивный стиль общения предполагает использование формы приказа при передаче информации различного содержания. Такие формы выражений, как «Принеси!», «Замолчи!», «Сделай так, как я говорю» и т.п. вызывают психологическое сопротивление, создают напряженность в отношениях между людьми.

Понимание людьми друг друга затрудняется под влиянием ситуативных эмоциональных факторов. Человек может изначально находиться в состоянии переживания сильных, как положительных, так и отрицательных эмоций, но может и оказаться в таком состоянии, если партнер по общению передает эмоционально значимую информацию или использует средства ее передачи, вызывающие эмоциональные переживания (слова, выражения, жесты, мимику и проч.). Люди могут выразить очень значимую, психологически травмирующую информацию вежливо, корректно, но отрицательные эмоции возникнут и повлияют на дальнейший процесс общения.


[1] Волкова… С. 202.

[2] Волкова………..С. 201.

[3] Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений/ Г.М. Андреева. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2002. С. 123.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал