![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тест Бентона.
Инструкция испытуемому: «Я сейчас покажу Вам несколько карточек с простыми геометрическими рисунками. Их надо запомнить и воспроизвести на листе бумаги один под другим, как они располагаются па квотах. Красота рисунка никакой роли не играет, надо только показать правильно форму, величину относительно друг друга (если фигур на карте несколько) и местоположение. Рисовать только после того, как я уберу карту с изображением. До этого момента смотрите не отрываясь и не отвлекаясь (7-10 секунд), даже если Вам покажется, что Вы уже все запомнили Вам попятно?» (при несоблюдении–отметить импульсивность испытуемого). Экспериментатору: «Держим карточки перед испытуемым, оперев на стол под углом приблизительно в 45°, каждую 10 секунд (первые две с одной фигурой можно держать 5–7», особенно если испытуемый достаточно сохранный). Иметь на столе второй запасной карандаш на случай, если испытуемый сломает первый (отметить мышечное напряжение). Оценка выполнения: Правильное воспроизведение одной карточки оценивается в 1 балл и 0 баллов – если имеется хотя бы одна из перечисленных ниже ошибок. Таким образом, оценка за одну серию из 10 карточек будет от 0 до 10 баллов. Отдельно подсчитаются ошибки. Это могут быть: 1. Опущение целой фигуры. Обозначается сокращенно: «Оп» с указанием: Оп БП – Опущение Большой Правой. Оп БЛ – Опущение Большой Левой Оп МП – Опущение Малой - периферической Правой. Оп МЛ – Опущение Малой - периферической Левой. 2. Деформация фигуры – «Деф» (Деф БП, Деф БЛ, Деф МП, Деф МЛ). 3. Персеверация (ошибочное повторение фигуры с предыдущей карты). Обозначается - «Перс» (перс БП, Перс БЛ, Перс МП, Перс МЛ). 4. Ротация (поворот фигуры на 45°, 900 или 180°) – «Рот», например: Рот 180° БП, Рот 45° БЛ и т.д. 5. Локализация (расположение фигуры) – «Лок»: Лок БП, Лок БЛ. Особо учитывается преимущественная локализация ошибок в определенной части карты (левой или правой). Для учета этих ошибок полезно применять две серии Бентон – теста (особенно С и Д) одновременно с небольшим интервалом во времени (5-10 минут) – это обеспечит большую надежность результатов. 6. Величина–«Вел»: Вел БП, Вел БЛ, Вел МП, Вел МЛ. Сопоставление оценки (в баллах) и количества ошибок по тесту Бентона с уровнем интеллекта служит не для суждения об уровне IQ (он определяется с помощью специальных тестов интеллекта: Стенфорд-Бине, Векслера, Рейвена, Кеттелла и др.), но для выявления патологического снижения памяти на геометрические фигуры по Бентону (когда она не соответствует уровню интеллекта, определяющемуся соответствующими тестами), которое может быть и при относительно сохранном интеллекте испытуемого. (таблица 1) Таблица 1. Зависимость оценки по тесту Бентона от уровня интеллекта (норма от 15 до 44 лет включительно)
Поправки на возраст: от 45 до 54 лет к оценке но Бентону прибавляется 1 балл от 55 до 64 лет к оценке по Бентону прибавляется 2 балла от 66 до 74 лет к оценке по Бентону прибавляется 3 балла (от 75 лет и выше–можно прибавить 4–5 баллов) Таблица 2. Зависимость количества ошибок по Бентону от уровня интеллекта (норма от 15 до 39 лет включительно)
Поправки на возраст: от 40 до 44 лет от количества ошибок отнимается 1 ошибка от 45 до 54 лет от количества ошибок отнимается 2 ошибки от 55 до 64 лет от количества ошибок отнимается 3 ошибки (выше 65 лет–можно отнять 4–5 ошибок) Из практики: Больные с органическим поражением мозга обычно получают не более 4–5 баллов (редко). Больные неврозами получают в среднем 6–8 баллов. Больные шизофренией (с дефектом) 6–7 баллов. Норма получает в среднем 8–9 баллов, но может быть и 7, и даже меньше–при «Низком» или «Пограничном» интеллекте (см. таблицу). Краткая инструкция к проведению обследования и оценке результатов теста Бентона составлена на основе собственного опыта работы с методикой И. Н. Гильяшевой (1981). Сопоставление оценок теста Бентона с оценками интеллекта в единицах Ю, на основе которого можно судить об «органическом» снижении (в случае несоответствия этих оценок), в руководстве Бентона приводится по методике Стенфорд-Бине. У нас для оценки интеллекта обычно используется методика Векслера (WAIS для взрослых и WISC для детей), поэтому, наряду с оценками интеллекта по Стенфорд-Бине (Stanford-Binet), в таблицах приведены соответствующие им количественные оценки интеллекта (Ю) и «квалификации» (словесные определения) уровней интеллекта по Векслеру. Для удобства сравнивания количества ошибок «правой» и «левой» локализации (особенно часто это ошибки локализации малой периферической фигуры) произведены незначительные изменения в рисунках Бентона таким образом, чтобы количество периферических малых фигур справа и слева в каждой серии теста было одинаковым (4 справа и 4 слева). Шкалы «поправок па возраст» продолжены, что позволяет обследовать испытуемых более старшего, чем предусмотрено у Бентона, возраста. (рисунок 15)
Использованная литература. 1. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада. М., 1994. 2. Валентинов В. 150 веселых игр. СПб, Издательский дом «Литера», 2002. Возрасты жизни. А.В.Толстых. М., 1988 г. 3. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: введение а психологию активности. М.: Политиздат, 1989, 319 с. 4. Глуханюк Н.С., Гершкович Т.Б. Поздний возраст и стратегии его освоения. М.: Московский психолого-социальный институт, 2003, 112 с. 5. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.. Возрастная психология. М., 2003 6. Леонтьев А.Н. Хрестоматия по вниманию. М., 1988 7. Лурия А.Р. Внимание и память. М., 1975. 8. Немов Р.С. Психология в 3-х книгах. Книга 1. Общие основы психологии.- 688 с. (внимание с.201-211). 9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2000, с.720. 10. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, академия холдинг, 2000.
Рубежный контроль знаний:
1.Перечислить возрастные особенности внимания взрослого человека. 2.Объяснить механизмы формирования внимания взрослого человека. 3.Описать основные способы и стратегии развития внимания взрослого человека. 4.Описать способы коррекции внимания взрослого человека.
Задания для самостоятельной работы:
1.Подготовить подборку методов коррекции концентрации и устойчивости внимания взрослого человека. 2.Подготовить подборку методов развития свойства переключения внимания взрослого человека. 3.Подготовить подборку методов коррекции распределения внимания взрослого человека.
|