Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Прием ассоциаций.
Самым мощным приемом для запоминания последовательностей является, на наш взгляд, прием ассоциаций. Во-первых, он позволяет работать с очень длинными последовательностями; во-вторых, он дает возможность запомнить ключевые слова к разнообразной информации; в-третьих, с его помощью можно запомнить длинные цифровые ряды или телефоны. Чтобы пользоваться приемом ассоциаций, нужно проделать некоторую предварительную работу. Вначале необходимо выучить ассоциативный ряд. Полный ряд включает в себя 101 слово. Для начала приведем первые 30 слов:
Каждое слово ассоциативного ряда нужно представлять себе в виде конкретного образа и знать его номер. Запомнить ряд вместе с номерами несложно, если проанализировать его с точки зрения цифро-буквенного кода, на основе которого он составлен:
Букве К в цифро-буквенном коде соответствует 1, поэтому в первом слове ряда должна быть согласная К-Ока. У вас должен сложиться какой-то конкретный образ, в котором на центральном месте находится река. Образ " тир" лучше представлять не как здание, а как стенку, на которой располагаются мишени. (Буква Р в цифро-буквенный ряд не входит и не учитывается. А все остальные буквы ряда, кроме К и Л, соответствуют букве, с которой начинается цифра: тир три, чайник - четыре, пар - пять и т. д.). Образ " усы" - это какой-нибудь Мюнхгаузен с длиннющими усами. Образ " йод" - склянки с йодом, некоторые из них разбиты - виден цвет, чувствуется запах (включаются ощущения). В таком духе следует проработать весь ряд и заучить его. Двузначные числа обозначаются словами, которые содержат буквы, соответствующие каждой цифре. Например, 21 - лук, цифре 2 соответствует Л, цифре 1 К. После проработки ряда попробуем его в деле. Требуется запомнить в строгой последовательности 30 не связанных по смыслу слов: газета, нитки, кувшин, паук, книга, гитара, стул, самолет, подшипник, цемент, крыжовник, невеста, кальсоны, знамя, зубы, игрушка, автомобиль, сундук, картина, платье, телефон, лошадь, капуста, ботва, айсберг, площадь, поезд, яблоко, армия, черника. Ассоциация - значит связь. Следовательно, вы должны теперь связывать в образ (в одну картинку) слова ассоциативного ряда с запоминаемыми словами. Не забывайте при этом, что помимо зрительных образов нужно пользоваться и ощущениями. Итак, первое слово ассоциативного ряда связываем со словом " газета". По реке плывут газеты. Представьте явственно эту картинку, а для включения ощущений можно выловить пару газет из реки. Достаточно подержать образ 5 секунд, чтобы он закрепился. Второе слово " нитки" связываем со вторым словом ассоциативного ряда: юла. Пытаемся раскрутить запутавшуюся в нитках юлу. Ощущаем сопротивление, пытаемся распутать (хотя бы одно мгновение)... 5 секунд... И следующее слово... Тир и кувшин. Ассоциация напрашивается сама собой: рядом с мишенями вешаем кувшин... (не забывайте об ощущениях). Чайник и паук. Наливаем чай, а из носика вылезает громадный мохнатый паук... (ощущения...). Пар и книга. Сильная струя горячего пара бьет в книжный шкаф, в вашу любимую книгу... После проработки 4-5 слов нужно просканировать образы. Для этого вспоминаем ассоциативный ряд: Ока (видим образ всего на одно мгновение), юла... тир... чайник... пар... Теперь можно двигаться дальше, но каждую группу в 4-5 слов сканируем. Шар и гитара. Предположим, ваш образ - резиновый надувной шарик. Возьмем его обеими руками и поводим по гитаре, по струнам... Усы и стул. У вас дома на вашем любимом стуле расселся " усы" с длиннющими усами... Ива и самолет. К дереву привязан самолет, хочет взлететь, натужно ревет мотором, ива гнется... Йод и подшипник. Берем в руки скляночки с йодом и бросаем их поочередно в громадный подшипник... Окно и цемент. Вы идете мимо окна, в нем изорванный мешок с цементом, который вдруг падает на вас... Теперь снова просканируем последние пять образов: шар... усы... ива... йод... окно. Проработайте таким образом остальные 20 слов, а затем проверьте себя. Можно также попросить кого-то, чтобы вам называли слова в любой последовательности (из тех, что вы запомнили), а вы будете говорить их номер. В 20-х годах в Москве выступал на эстраде 12-летний мальчик с демонстрацией феноменальной памяти. Он запомнил 100 слов и воспроизводил их в любой последовательности или по номерам. После некоторых тренировок вы тоже сумеете это сделать. Но вначале нужно прочно выучить ассоциативный ряд. Вот остальные слова:
Некоторые слова в ассоциативном ряду потребуют от вас работы воображения. Например, нужно придумать образ к слову " дань". Это может быть сундук с драгоценностями. " Чудо" - корова с крыльями. " Шедевр" - скульптура и т. п. Кроме того вы можете заменить непонравившиеся слова другими, ориентируясь по цифро-буквенному коду. Если вы пожелаете овладеть приемом ассоциаций в полном объеме, то научитесь, произнося цифры от 1 до 100, со скоростью неторопливого счета, видеть соответствующие образы, не произнося при этом их названий. Вы говорите себе: один - и видите образ реки, говорите: два - видите юлу. Но слова " Ока" и " юла" не произносите. Можно тренироваться в транспорте, считывая образы с номеров проезжающих мимо машин. В следующих главах вы познакомитесь с тем, как пользоваться ассоциативным рядом для запоминания сообщений, а также цифровых рядов и телефонов. Но до этого желательно прочно выучить сам ряд. Запоминание сообщений в строгой последовательности. Сейчас мы предлагаем запомнить 12 сообщений научно-популярного характера, не пользуясь никакими записями. Если не в достаточной степени овладели ассоциативным рядом, держи те его перед собой. Запоминание первых двух сообщений мы прокомментируем, остальные 10 самостоятельная работа. Для экономии бумаги мы не будем включать в комментарий описание испытываемых ощущений, но вы не забывайте о них. На первых порах можно контролировать включение только слуховых и осязательных ощущений, в дальнейшем добавляя к ним и другие. 1.Ширина европейской железнодорожной колеи была принята задолго до изобретения паровоза. Она точно соответствует расстоянию между колесами древнеримских колесниц, с которыми римляне совершали завоевательные походы по территории современных Англии и Франции. Народы Европы делали свои колесницы по римским образцам. Этот же стандарт был учтен и при строительстве железных дорог. Формируем ЕИ: представляем карту Европы, из Италии (Древнего Рима) мчатся во Францию и Англию боевые колесницы. Где-нибудь в другой стране прокладывают железную дорогу и примеряют к ней колесницу... Подержим ЕИ 5-20 секунд и свяжем ее с ассоциативным рядом. Можно начинать с любого слова ряда, разделив его на группы и используя в разных случаях разные группы. Сейчас начнем с первого слова: включаем в ЕИ (карта, Италия, Франция, Англия и тут и там) образ реки. Например, строящаяся железнодорожная колея уходит под воду протекающей поперек ее реки. Чтобы не удерживать " картинку" в воображении дважды, можно вставлять образ ассоциативного ряда в ЕИ уже по ходу ее формирования. 2.Две пятых территории Голландии лежит ниже уровня моря. Реки Голландии наносят большое количество ила, поэтому их русла находятся выше земель, по которым они несут свои воды. Морские берега покрыты песчаными дюнами, защищающими сушу от наступления моря. Кроме того голландцы обезопасились от вторжения моря дамбами и плотиной, имеющими ширину до 100 метров и высоту до 15. Общая длина охранительных сооружений более трех тысяч километров. Формируем ЕИ: на европейской карте отмечаем территорию Голландии, защищенную от моря охранительными сооружениями; дюны, реки, текущие выше земли... Одновременно в нескольких местах располагаем юлы (второе слово ассоциативного ряда), каждая размером с египетскую пирамиду... Подержим образ 5-20 секунд. 3.Некоторые растения имеют температуру на несколько градусов выше окружающей среды. У повилики, например, обнаружили температуру на 29 градусов выше температуры воздуха. А снежный колокольчик сальданелла выделяет столько тепла, что своим " дыханием" растапливает снег и прокладывает путь к свету. Если ему все же не удается пробить снежный панцирь, он цветет и опыляется в сделанном им ледяном гроте. 4.Все, наверное, слышали о " неопалимой купине", но немногие знают, что это за растение. Встречается же оно довольно часто. Ботаники называют его бадьян. Цветоножки этого многолетнего растения густо усеяны тонкими черными волосками-железками, из микроскопических отверстий которых постоянно и обильно выделяется эфир, вызывающий у человека головные боли и даже потерю сознания. От прикосновения к эфироносным железкам кожа человека покрывается волдырями сильнее, чем от крапивы. А если теплой безветренной ночью к цветущему бадьяну поднести спичку, то на мгновение вспыхнет сине-голубое пламя, которое однако не причиняет растению никакого вреда. 5.О суровом климате Бурятии знают многие. Но не все знают, что всего в двадцати километрах от холодной Ниловой пустыни, в маленькой котловине между высокими горами, находится местечко Шумак с 89 целебными ключами. В центре долины бьют горячие источники, а ближе к горам - теплые. Здесь никогда не бывает зимы и земля круглый год покрыта зеленью. 6.Ученых-зоологов давно занимал вопрос: как обходятся без пресной воды морские птицы, которым в поисках пищи приходится улетать далеко от берега? Провели опыт с морскими чайками. Одна из подобных птиц многие дни пила только морскую воду и чувствовала себя прекрасно. Однажды, когда она выпила почти стакан морской воды, было замечено, что с клюва птицы капает бесцветная жидкость почти вдвое солонее той воды, что была выпита чайкой. Выяснилось, что через три часа 90 % соли, поглощенной птицей с морской водой, уже не было в ее организме. Установили, что роль своеобразного фильтра у чаек играет пара солевых желез, расположенных над клювом. Подобные " высасыватели" есть и у других морских птиц. 7.Первая в России газета (она называлась " Куранты") была выпущена в первой четверти 17 века по распоряжению царя Алексея Михайловича. Была она рукописной и выпускалась в форме свитков, достигавших в длину несколько метров. Наиболее ранний сохранившийся экземпляр датирован 1621 годом. А первая печатная газета называлась " Ведомости" и выходила по указу Петра I с января 1703 года. Тираж газеты был от 200 до 4000 экземпляров. 8.В 1492 году Колумб пересек большое " травянистое море", расположенное в Атлантическом океане к западу от Канарских островов. Это овальной формы " море в океане" протянулось на 5 тысяч километров по широте и на 2 тысячи по долготе. Вода в нем теплая и соленая. Это море - настоящее царство одной из разновидностей бурых водорослей. Португальские мореплаватели назвали его Саргассо, потому что пузырьки воздуха на водорослях по форме очень напоминали сорт винограда, называемый в Португалии сарга. Так весь этот район с плавающими на его поверхности водорослями стали называть Саргассовым морем. 9.Известно, что ось вращения Земли не строго фиксирована в пространстве. Обычно макушка Земли рисует при перемещении спираль, которая то расширяется, то сужается. Причем оказалось, что если радиус мал, то сильных землетрясений на планете не происходит. А когда витки спирали начинают резко увеличиваться - жди сильных толчков. Ученые пришли к выводу, что к изменениям пространственного положения полюсов приводят быстрые перетоки внутреннего жидкого вещества Земли. При этом в жесткой оболочке земной коры возникают напряжения, приводящие к землетрясениям. 10.На берегах Амазонки обитает удивительная птица гоацин. По виду она напоминает фазана с желтым хохолком. Однако интересна она тем, что в раннем возрасте крылья ее на концах двух первых пальцев снабжены хорошо развитыми когтями, выдающими ее весьма древнее происхождение. Птенцы гоацина пользуются своими когтями при лазании по деревьям и ползании по земле. При этом они производят впечатление настоящих пресмыкающихся. Кстати, гоацин и не кричит, как птица, а квакает, как лягушка. 11.Кто и когда поднялся в небо на воздушном шаре, точно сказать невозможно. Летом 1983 года было официально отмечено 200-летие со дня запуска воздушного шара братьев Монгольфье. По другим источникам известно, что за 50 лет до них рязанский мужик Крякутный соорудил большой шар, " налил дымом поганым и вонючим... и нечистая сила подняла его выше березы". Известно и другое, на территории древней страны инков обнаружены наскальные рисунки с изображением воздушной оболочки и подвешенной к ней двухместной гондолы... 12.Сборка, пожалуй, наиболее трудноавтоматизируемая операция в промышленности. Тысячи людей вынуждены работать на сборочных конвейерах. И основное препятствие для внедрения здесь роботов - неумолимость законов сборки: погрешность установки деталей друг относительно друга не может быть больше половины зазора. Иначе болт просто не попадет в отверстие гайки. Ну а в современных механизмах отверстия измеряются микронами. И вот на одном из заводов сборку поручили... вибрации и вихрю. Все собираемые детали поступают на диск сборочного устройства. Плоскость диска вибрирует с помощью воздушного вихря. Теперь погрешность установки может быть больше даже сам л детали, тряска все равно загоняет детали куда нужно, не повреждая их. Итоги. 1. Запоминание различных последовательностей не представляет особого труда, если знать технологию запоминания и проявить немного изобретательности. 2. Прием ассоциаций требует предварительной проработки, но затраченное на это время впоследствии с лихвой окупается большими возможностями. 3. Если умело совместить приемы вхождения в текст, группирования и прием ассоциаций, то можно уверенно запомнить большие объемы не связанной по смыслу информации. 4. Не следует думать, что знание того или иного приема уже само по себе укрепит память. Вы сможете считать свою память надежным помощником только тогда, когда в результате систематических тренировок вы доведете до автоматизма умение применять приемы. 7.6. Алгоритм запоминания. Педагоги делят процесс обучения на три основных этапа: знание, умение и навыки. Что касается развития памяти, то отметим, что знание приемов запоминания и процессов, происходящих при этим в коре головного мозга, почти не дает эффекта на практике. Так, человек, знающий, как нужно правильно плыть, оказывается беспомощным в воде, если не тренировался. Умение применять приемы на практике значительно увеличит ваши возможности, но эффект будет очень непостоянным, вы не приобретете уверенности в себе, и время от времени вас будет постигать неудача. Навык - это автоматическое умение, когда человек выполняет нужные операции, не задумываясь, как не думает он при ходьбе, как переставлять ноги. Чтобы память работала с высокой производительностью, нужно добиться твердых навыков в выполнении приемов. Для того чтобы легче было добиться автоматизма и чтобы приемы работали совокупно, а не каждый сам по себе, мы сведем их в единый алгоритм запоминания. В нем три основных шага, которые нужно хорошо понимать и тренировать до полного автоматизма.
|