![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Объект, принципы и задачи социальной геронтологии
Учебной дисциплиной и научной теорией, изучающей социальные проблемы старости и старения, является социальная геронтология, изучающая общественные последствия увеличения пропорции пожилых людей в населении, их социальный статус и персональный опыт старения. Социальная защита пожилых людей в Российской Федерации базируется на основополагающих нормах Конституции, гарантируется законодательством, отвечающем международным стандартам. Под социальной защитой можно понимать систему мероприятий, осуществляемых обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека. Социальную поддержку можно трактовать как специальные меры, направленные на поддержание условий, достаточных для существования «слабых» социальных групп, отдельных семей, личностей, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности и общественных отношений. Социальная помощь – это система социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальной службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности, адаптации в обществе. Социальная работа с пожилыми людьми представляет собой разновидность человеческой деятельности, цель которой – оптимизировать осуществление субъективной роли людей пожилого и старческого возраста во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования личности, семьи, социальных групп и слоев в обществе. Социальная геронтология представляет собой область знания, изучающая особенности пожилых людей как определенного социально-демографического слоя, а именно: образ жизни, способы социальной адаптации к новым условиям в связи с выходом на пенсию, изменения в социальном статусе и престиже, материальном и семейном положении и социальной роли. Рассматривая социальную геронтологию, как науку и практическую деятельность, мы имеем дело с объектно-предметными отношениями. Любая деятельность с точки зрения философии совершается в направлении от субъекта к объекту. Объект, в свою очередь, является фактором, определяющим суть и характер деятельности. Объектом социальной работы, в широком ее понимании, может быть любой человек, нуждающийся в поддержке общества, не способный решить свои проблемы без посторонней помощи. Объектом социальной геронтологии являются люди пожилого и старческого возраста, попавшие в трудную жизненную ситуацию и нуждающиеся в посторонней помощи. Предметом изучения социальной геронтологии, как науки является социальная среда, окружающая пожилых людей и социальные отношения, в которые они вступают. Предметом же практической деятельности социальной геронтологии выступает социальная ситуация клиента – пожилого человека. Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность человека, которую он не может преодолеть самостоятельно. В нашей стране можно выделить ряд причин трудных жизненных ситуаций, в которых наиболее часто находятся пожилые люди: – инвалидность, – неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, – малообеспеченность, – одиночество. Нередко случается, что пожилой человек страдает каким-либо тяжелым заболеванием, требующим, с одной стороны – дорогостоящего лечения, с другой – постороннего ухода или даже просто психологической поддержки близкого человека. В данном случае его жизненная ситуация усугубляется болезнью, низкой материальной обеспеченностью, а в случае отсутствия близких родственников или безразличном их отношении – еще и одиночеством. Рассматривая пожилых людей как объектов социальной геронтологии их можно классифицировать, исходя из следующих биологических и социальных критериев: 1. Состояние здоровья (как физического, так и психического), которое не позволяет самостоятельно решать жизненные проблемы. Сюда относятся инвалиды, больные тяжелыми хроническими соматическими и психическими заболеваниями, лица, подвергшиеся радиационному воздействию. 2. Служба и труд в экстремальных социальных условиях. К этой группе лиц относятся участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, труженики тыла во время Великой Отечественной войны; 3. Пожилой, пенсионный возраст людей, в силу чего они оказались в сложной жизненной ситуации, – это одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из пенсионеров. Изучив объект и предмет, перейдем к формулировке цели и задач социальной геронтологии, рассмотри ее закономерности и принципы деятельности. Цель социальной геронтологии – удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей лиц пожилого и старческого возраста и создание условий, содействующих улучшению или восстановлению их способностей к социальному функционированию. Задачи социальной геронтологии: - изучение биологической, психологической и социальной сущности старения и старости; - изучение старения населения как демографического процесса и его социальных последствий; - изучение социальных, психологических и медицинских проблем людей пожилого и старческого возраста; - социальная адаптация пожилых людей к пенсионному периоду жизни; - историко-культурологический анализ различных представлений о старости, характерный для разных народов. Эффективность достижения цели и решение задач социальной работы с пожилыми людьми определяется следующими закономерностями: - общая заинтересованность социального работника и клиента в конечных результатах их взаимодействия; - целостность воздействия специалиста социальной работы на клиента с учетом спектра социальных, медицинских и социальных проблем пожилого человека; - соответствие полномочий и ответственности специалиста по социальной работе; - соответствие общего уровня развития специалиста по социальной работе и клиента социальных служб с учетом специфики работы с пожилыми людьми. В постановлении Генеральной Ассамблеи ООН (1999г.) определены основные принципы в отношении пожилых людей. Эти принципы призваны «привнести жизнь в годы, добавленные к жизни», они объединены в пять групп: 1. Независимость 2. Участие 3. Уход 4. Реализация внутреннего потенциала 5. Достоинство Принцип «независимость» подразумевает, что пожилые люди должны иметь доступ к основным благам и обслуживанию, возможность работать или заниматься другими видами приносящей доход деятельности, участвовать в определении сроков прекращения трудовой деятельности, сохранять возможность участия в программах образования и профессиональной подготовки, жить в безопасных условиях с учетом личных наклонностей и изменяющегося состояния, получать содействие в проживании в домашних условиях до тех пор, пока это возможно. Принцип «участие» отражает вопросы вовлеченности пожилых людей в жизнь общества и активного участия в разработке и осуществлении затрагивающей их благосостояние политики, возможность создавать движения или ассоциации лиц пожилого возраста. Принцип «уход» затрагивает проблемы обеспеченности уходом и защитой со стороны семьи и общества, доступа к медицинскому обслуживанию в целях поддержания или восстановления оптимального уровня физического, психического и эмоционального состояния и предупреждения заболеваний, доступа к социальным и правовым услугам, пользования услугами попечительских учреждений и обязательного соблюдения в социальных учреждениях прав человека и основных свобод, включая полное уважение достоинства, убеждений, нужд и личной жизни, а также права принимать решения в отношении ухода и качества жизни. Принцип «реализация внутреннего потенциала» призывает к тому, чтобы пожилые люди имели возможности для всесторонней реализации своего потенциала, чтобы им всегда был открыт доступ к общественным ценностям в области образования, культуры, духовной жизни и отдыха. Принцип «достоинство» затрагивает вопросы недопущения эксплуатации, физического или психологического насилия в отношении пожилых людей, обеспечения им права на справедливое обращение независимо от возраста, пола, расовой или этнической принадлежности, инвалидности или иного статуса, а также от предыдущего экономического вклада. Принципы ориентированы на то, чтобы при их осуществлении помочь людям старшего возраста вести полноценную и плодотворную жизнь и обеспечить им условия, необходимые для поддержания или достижения удовлетворительного качества жизни. Закрепляя особый статус пожилых людей, Принципы ООН, по существу, представляют собой одновременно свод этических норм и рекомендаций по установлению приоритетов в том, что касается пожилого населения. Это служит воплощению в жизнь фундаментальных положений Всеобщей декларации прав человека (1948г.) о признании достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, о праве каждого на социальное обеспечение, на обеспечение по случаю наступления старости. Принципы ООН носят рекомендательный характер, но они могут и должны стать основополагающими для организации социальной работы с пожилыми людьми в России. Исходя из принципов социальной работы с лицами пожилого возраста, рассмотрим непосредственные функции социальных работников. Целесообразно рассматривать функциюкак роль, которую выполняют отдельные субъекты социальной системы в ее организации, в осуществлении целей и интересов индивидов и социальных групп. Назовем функции социальной работы в отношении пожилых людей и кратко рассмотрим их содержание: диагностическая функция – изучение социальным работником особенностей пожилых людей, степени влияния на него микросреды и постановка «социального диагноза»; прогностическая функция – программирование и прогнозирование влияния на объекты социальной работы всех социальных институтов общества, выработка отдельной модели социального поведения этих объектов; предупредительно-профилактическая (социально-терапевтическая) функция – приведение в действие социально-правовых, юридических, психологических, социально-медицинских, педагогических и других механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений, организация социотерапевтической, социально-бытовой, психолого-педагогической, медицинской, юридической и иной помощи пенсионерам. Таким образом, предупредительно-профилактическая функция предполагает не только оказание всевозможной помощи и поддержки, но и предупреждение всевозможных негативных последствий их поведения или деятельности.; правозащитная функция – использование всего комплекса законов и правовых норм, направленных на оказание помощи и поддержки, защиту пожилых граждан – как проживающих внутри страны, так и в той ее части, которая по тем или иным причинам оказалась за ее пределами; социально-педагогическая функция – выявление интересов и потребностей людей в различных видах деятельности (культурно-досуговая, спортивно-оздоровительная, а также техническое и художественное творчество) и привлечение к работе с ними различных учреждений, организаций, специалистов, тренеров, организаторов культурно-досуговой деятельности и др.; социально-психологическая функция – различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, помощь в социальной адаптации и социальной реабилитации всем нуждающимся пожилым людям; социально-медицинская функция – организация работы по профилактике заболеваний, помощь в овладении основами первой медицинской помощи, санитарно-гигиеническими нормами, способствование формированию здорового образа жизни для продления активного долголетия; социально-бытовая функция – способствование в оказании необходимой помощи людям пожилого возраста, престарелым инвалидам в улучшении их жилищных условий, организации нормального быта; коммуникативная функция – установление контактов с нуждающимися в той или иной помощи и поддержке, организация обмена информацией, способствование включению различных институтов общества в деятельность социальных служб; рекламно-пропагандистская функция – организация рекламы социальных услуг, пропаганда идей социальной защиты пожилого человека; нравственно-гуманистическая функция (концентрирует определенные свойства всех других функций) – придание социальной работе высоких гуманистических целей, создание условий для достойного функционирования пожилого человека в обществе; организационная функция – способствование организации социальных служб по месту жительства, привлечение к их работе общественности, направление деятельности социальных служб на оказание различных видов помощи и социальных услуг людям пожилого и старческого возраста.
|