Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ударная техника рук.






Итак, то, что проделает казак-боец, попроси мы его нанести прямой удар правой рукой, внешне будет выглядеть примерно так же как и в предыдущем случае. Но только внешне.Он и руку в локте руку согнет, и к плечу кулак поднесет, все так же. Ну, разве что стойку примет не фронтальную, а, скорее всего, левостороннюю, тем самым подсознательно увеличивая дистанцию удара, а следовательно, и путь для наращивания кинетической энергии. Да и как ему, внешнему сходству-то, не быть, ведь с точки зрения физических законов, удар будет развиваться по той же самой общепринятой схеме: кинетическая энергия — импульс силы — потенциальная, дальше ее рассеивание.

Но разница все-таки будет, и будет она заключаться, прежде всего, в большей оптимальности и рационализме самого механизма нанесения удара, а следовательно, и в его конечном результате. То есть в его силе.Так, если в предыдущем случае «непрофессиональный тычок» был произведен только за счет разгибания локтевого сустава в вертикальной плоскости, а тело при этом играло негативную роль тормоза, то в нашем случае роль тела диаметрально противоположна.

Здесь вступает в действие принцип, сформулированный нами ранее в наших других работах, посвященных казачьей нагайке. В обобщенном виде он выглядит следующим образом: «тело нагайка, бьющие конечности — плети, корпус — рукоятка». Данный принцип отлично работает практически во всех стилях отечественных боевых искусств, разве что формулируется он в них несколько иначе.

«Тычок» (рис. 1 - 3), только уже в отличие от вышерассмотренного варианта — «профессиональный», у нас тоже присутствует. Он представляет собой быстрый прямой удар, не ставящий перед собой цели полного поражения противника. Одно из назначений «тычка» — это тактическое «прощупывание» противника, вследствие чего он наносится всегда ближней к нему рукой.

Корпус при нанесении «тычка», в отличие от «тарана», не разворачивается, но, тем не менее, тоже полностью задействован. Здесь он служит своеобразным «усилителем» удара, путем передачи ему поступательного движения вперед, создаваемого посредством подшага одноименной ноги.

 

фото 1. Тычок 1.

фото 2. Тычок 1.

 

Причем усиление удара подшагом создается как за счет простого линейного сокращения дистанции, так и опять за счет волны второго порядка (см. ниже), проходящей от ноги через весь корпус на бьющую руку (опять волна, и никуда от нее не деться).Рука также расслаблена. Концентрация также мгновенна, но в отличие от мощного «тарана», охватывает только кисть и предплечье. Фиксации удара — нет.

^ Прототипом «тычка» служит легкое рубящее движение клинком, осуществляемое без замаха в вертикальной плоскости с легким вертикальным подворотом кисти. Такой, знаете ли, короткий «тюкальный» удар — вынес руку вперед с клинком зажатым вертикально, и так… «тюк»… и клинок под углом сорок пять градусов, и рукоятка соответственно сантиметров на двадцать вперед. Если смогли себе наглядно представить, значит, биодинамическая основа «тычка» вам ясна.Кроме тактического прощупывания, «тычок» имеет и второе важное значение. Дело в том, что в момент совершения «тычка», при наличии определенных навыков, корпус бьющего разворачивается и ноги становятся в положение… пригодное для нанесения «тарана».

И вот после легкого «тычка», который тактически прощупал противника, и, например, обнаружил брешь в его обороне, следует всесокрушающий «таран». В результате… получилась одна из самых простых связок РУкопашного Боя КАзаков (РУБКА). У нас же в РУкопашном Бое КАзаков (РУБКА), аналогия с нагайкой приведена по следующим причинам.

Во-первых — это наше национальное оружие (того, кто не верит, отсылаем к нашей работе «Русская нунчаку или казачья нагайка»). А во-вторых, она наглядно подчеркивает сам принцип, по которому движение рукоятью (то есть телом) вызывает движение плети (то есть конечности). Очень наглядно и сразу видно, что есть первично, а что вторично.То же самое отмечается и при прямом ударе казака-бойца.

Так, если просмотреть весь процесс в замедленной съемке, то мы увидим, что первым движением является именно наметившийся разворот корпуса. Дальнейшее видно и в обычном «визуальном» режиме. Видно, как в работу по нанесению удара рукой… включаются ноги.

Так, правая нога, при левосторонней стойке отставленная назад, поворачивается в колене носком вовнутрь, что и позволяет корпусу максимально быстро и с минимальными энергетическими потерями совершить нужный разворот. И вот только тогда, после всех этих «рукояточных» ТЕЛОдвижений, и происходит выброс руки. В данном случае по прямой, кратчайшей траектории.

Прототипом рассмотренного удара является технический элемент рубки, представляющий собой хлесткий «подруб» клинком осуществляемый по короткой траектории без замаха, за счет выхлеста подворотом кисти снаружи — внутрь вниз по диагонали. Естественно, что при использовании данной биодинамической основы для удара без клинка, подворот кисти был изменен в обратную сторону. Все остальное осталось практически без изменений. В результате, вместо слабого «непрофессионального тычка», получился… удар РУкопашного Боя КАзаков (РУБКА) — с весьма символическим названием «таран» (см. рис. 4 - 5).




4. Таран 1.

 

 

 

 

 

 

фото 5. Тар ан 2. фото 6. Таран 3

 


 

Совершенно очевидно, что кроме движений самого тела, при таком выбросе уподобленной плети руке, в ней задействованы не только распрямительные мышцы локтевого сгиба.

Иначе подобного «телового» выброса просто не получится, так как работа только вышеуказанных мышц не сумеет обеспечить адекватное реагирование конечности на заданное ему ускорение и, в результате, мы опять получим негативный эффект торможения.

 

 

Так что если мы хотим его избежать (а мы хотим), то для того чтобы обеспечить необходимое «адекватное реагирование», придется задействовать куда более сложный механизм, чем простое разгибание руки. То есть нам придется включать в работу практически все мышцы руки и в результате получается то, что мы называем «волной второго порядка».

Отметим это как факт, запомним и отложим в сторону до дальнейшего подробного разбирательства.А пока отметим, что хотя траектория рассматриваемого движения руки, хоть по определению и называется прямой и кратчайшей, но обязательно (вследствие наличия волнового характера) включает в себя и вращательные моменты (особенно в области кисти). Данное обстоятельство позволяет провести существенное увеличение силы удара. И выброс руки, с полным на то основанием, можно назвать — хлестким.

Если вы, представили и прочувствовали описанное, то есть вам ясна приведенная биодинамическая составляющая, то вы согласитесь со мной, что проделать подобное можно только на расслаблении. Причем как всего тела в целом, так и собственно руки. Да, да, именно и руки, она ни в коем случае не должна быть закрепощена.

Ну а поскольку это все-таки удар кулаком, а не хлест пальцами кисти (который в иных случаях, кстати, тоже имеет место быть), то совершенно естественно, что в момент нанесения удара происходит мгновенная концентрация. Она тоже необходима, так как иначе проникающий импульс силы, а именно он и является «физическим результатом» прямых, проникающих ударов, просто-напросто не сумеет образоваться. Соответственно, и существенного ударного воздействия на противника оказано не будет.

Но все дело в том, что концентрация-то, конечно, возникает, но возникает мгновенно и только на момент соприкосновения. А если быть точнее, только на момент необходимый для формирования импульса силы. И только на уровне плечевого пояса, при полном отсутствии фиксации удара. После чего опять следует расслабление.

Могут последовать не лишенные справедливости замечания, что, мол, подобного рода удары, да и собственно связки есть в боксе (карате, ушу, муатае и т. д). И правильно, в любом мало-мальски серьезном боевом искусстве они обязательно присутствуют, только называются иначе. А все потому, что объективно существует такая вещь, как правило оптимальности боя (мы о нем уже упоминали), а оно уже само по себе ну просто диктует необходимость наличия тех или иных ударов и их связок. И все потому, что без них-то и бой не бой, а так, что-то из области хореографического искусства…

Чем же именно руководствуемся в РУкопашном Бое КАзаков (РУБКА) мы, полагаем, что для вас, Уважаемый Читатель, теперь уже вполне понятно. Поэтому предлагаем рассмотреть следующий удар, наверняка существующий практически во всех видах боевых искусств (ну разве что, может быть, кроме капоэйры) — это «боковой».Тот самый боковой, который наносится «с боку» и потому в РУкопашном Бое КАзаков (РУБКА), без всяких затей, подобным образом и именуется.

Примечание: после ознакомления с казацко-рыцарским боевым искусством запорожцев, мы сочли возможным произвести заимствования сходного удара, а именно — «бичныка», предварительно его слегка русифицировав.

Получился «Бичник» (рис. 6 — 8) — на наш взгляд название очень даже удачное, поскольку оно как отражает направленность удара (поскольку его «боковитость» явно прослеживается), так и семантически подчеркивает его хлесткость (бич — плеть — нагайка и т. п.).

Последнее обстоятельство для нас наиболее важно, так как в этом ударе, как ни в каком другом, работает «принцип нагайки». Напомним его: «конечности — плети, тело — рукоятка». В соответствие с этим принципом, формирование бокового удара начинается не в руках, а в корпусе. Для того, чтобы это почувствовать на себе, мы всегда используем следующий прием. Просим абсолютно расслабить руки, представить их плетьми и попытаться хоть как-то помахать ими только за счет вращений и колебаний корпуса.

Цель данного упражнения — поймать и прочувствовать первоначальный вращательный импульс, который зарождается в районе поясницы, потом передается на плечевой пояс, и который, в конечном итоге, способен выхлестывать руку… именно как рукоятка нагайки выхлестывает свою плеть. Причем, чем этот вращательный импульс резче и сильнее, тем, соответственно, резче и сильнее получается выхлест руки. Или же, для краткости изложения — удар с подхлестом.

Если до этого мы совершали неуправляемые выхлесты, позволяя рукам летать, как им заблагорассудится, то теперь их «полеты» становятся управляемыми. То есть выхлесты проводятся строго в горизонтальной плоскости и (в учебном варианте) по максимально большой траектории. При этом для достижения максимума траектории, в учебном варианте, допускается нанесение легкого удара кулаком в свое противоположное плечо.

В реальном варианте, в отличие от учебного, «управляемые выхлесты» трансформируются в очень эффективный удар с подхлестом. Эффективный потому, что формируемый в начальной стадии удара, по принципу нагайки, подхлест своим импульсом дает ускорение, значительно (примерно в 1, 5 раза) усиливающее обычный боковой удар в горизонтальной плоскости, проводимый только за счет сгибания руки в локтевом суставе

фото 7. Бичник фото 8. Бичник


.

 

 

Ну и совершенно очевидно, что ни о каких подхлестах закрепощенной рукой не может быть и речи. Следовательно, опять рука расслаблена, концентрация (естественно) только в момент удара и фиксация отсутствует.

 

 


 

 

фото 9. Подсад 1. фото 10. Подсад 2.

Именно он и составляет биодинамическую основу нашего бичника (бокового удара) и в том случае, если

Поскольку удары совершаются за счет корпуса, то и корпус вместе со всем телом, также расслаблен. Причем тело расслаблено настолько, что подвержено весьма своеобразному передвижению в пространстве, являющемуся инерционным следствием ударов.То есть налицо следующая замкнутая система: корпус формирует импульс движения — импульс движения задает подхлест, который, в свою очередь, посредством начального импульса переходит в удар — удар задает расслабленному корпусу инерционное движение — корпус опять формирует импульс и т. д.

 


 

В результате получается… передвижение всего тела по сложной синусоидальной траектории с резкими, но в то же время плавными (звучит парадоксально, но это так) разворотами на обе стороны. И искусство бокового удара заключается не столько в том, чтобы суметь его (удар) нанести, а в том, чтобы суметь управлять получившимся передвижением. Естественно, сообразуясь с тактикой боя.Обычно, после боковых ударов принято рассматривать удар, наносимый снизу — типа боксерского апперкота. Как и следовало ожидать, подобный удар, в обязательном порядке присутствует и у нас (а как же иначе?)

Называется он — «подсад» (рис. 9 — 11). Свое название он получил благодаря специфической манере нанесения. В своем полном варианте, он бьется из нижнего, как бы подсаженного положения. Прототип в рубке — удар клинком по диагональной траектории снизу-вверх, в направлении снаружи-внутрь.

Клинковый удар, по характеру воздействия является режущим и представляет собой часть фронтальной обратной восьмерки, для усиления которой и происходит распрямление ног и корпуса из подсаженного (пониженного) положения.

То есть в биодинамической основе удара рукой, в полной мере использован принцип усиления характерный для удара оружием. В результате к импульсу силы, сформированному непосредственно ударом руки, приплюсовывается дополнительное «подбрасывание» за счет вертикального движения корпуса.Это тот самый удар, попадание которого, действительно, в принципе способно подкинуть противника с отрывом ног от земли, как оно сплошь и рядом делается в кино. Но только в кино.

В жизни, прямо скажем, подкинутых вверх ногами противников нам часто видеть не доводилось, а вот обычных добротных нокаутов, наступавших немедленно после проведения удачного «подсада», вполне даже достаточно…Но удачный «подсад», просто так таковым не получится. Для этого он должен, как минимум, быть частью достаточно действенной комбинации ударов. Например, такой как связка, называемая в РУкопашном Бое КАзаков — «тройкой».

Она очень проста, но в то же время чрезвычайно эффективна, вследствие чего она распространена практически во всех видах ударных единоборств. Два боковых — подсад. То есть удар слева — удар справа — удар снизу. И все на максимальной скорости и на одном дыхание (в буквальном смысле).


фото 11. Подсад 3. фото 12-15 Подкрут.

фото 16 Двойка 1 фото 17 Двойка 2

 

 

 


 

фото 18 Двойка 3 фото19 Двойка 4

 

Следующий удар, внешне похожий на «боковой», но таковым не являющийся — называется «подкрут» (рис. 12 -15).Если в боковом ударе мы использовали выхлест всей руки в целом, отводя локтю более чем второстепенную роль, то в «подкруте» проводится именно подкручивание руки в локтевом суставе. И хотя движение кулака происходит по нисходящей круговой траектории, внешне «подкрут» все равно воспринимается как ближайший родственник бокового. Таковы уж особенности человеческого восприятия.

 

 

Прототипом «подкрута» является такой технический элемент рубки — как малый рубящий круг клинком осуществляемый только за счет вращения в локтевом суставе по траектории направленной от фронтальной плоскости под углом 45 градусов.

 

 

Но вращение руки в локте с зажатым клинком — это одно, и получившегося пусть легкого но, тем не менее, ударно-режущего удара, в принципе, уже вполне достаточно для поражения противника. Вращением же просто голой руки (без клинка) провести поражение противника, только за счет угловой скорости, весьма даже проблематично. Поэтому при «подкруте» проводится дополнительное усиление удара очень простым и эффективным способом — путем разворота корпуса подшагом одноименной ноги еще на 45 градусов, причем именно в момент движения руки по нисходящей траектории. В результате получается достаточно сильный удар, а так как 45+45=90, то и направление удара получается сбоку. Отсюда и «похожесть» на боковой. фото 20 Двойка 5 фото 21 Двойка 6

Как известно, большинство всех технических элементов рубки, так или иначе, связаны с движением клинка по замкнутым траекториям, и в первую очередь по восьмеркам. Их существует достаточно много, но в данном случае, из них нас интересует только одна — так называемая «прямая восьмерка».

Для того чтобы понять, что же это такое, опять, как и в случае с «тычком», прибегнем к услугам «непрофессионала», дав ему в правую руку нечто продолговатое (все равно что) и попросив сделать любую восьмерку. Причем сделать как бог на душу положит. Многолетний опыт показывает, что с девяностопроцентной вероятностью, ту восьмерку, какую он исполнит, можно охарактеризовать как «прямую». Наверняка она будет иметь начальное направление справа — налево и сверху вниз, потом, соответственно, слева — направо. И это далеко не случайно, таковы уж особенности человеческого мозга, продиктованные различными функциональными предназначениями левого и правого полушария (для правшей).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал