Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Восточноевропейские степи. XII—XIV вв. Штриховкой выделены земли, занятые различными союзами поло­вецких орд. Звездочкой обо­значено место нахождения Чингульского кургана.






Чингульский курган не­обычайно интересен. Таких богатых захоронений архео­логи еще не раскапывали в европейской степи.

Кому же принадлежало это погребение? Ясно, что похоронен в нем знатный воин и, по-видимому, хан. В какое кочевое этническое объединение он входил? Ка­кую кочевую группу воз­главлял? Наконец, есть ли возможность назвать его имя? На каждый вопрос в настоящее время можно дать не менее двух более или менее обоснованных ответов.

Так, на первый вопрос вполне логично ответить, что похороненный воин был половцем. Его могила рас­положена в центре земель так называемых «лукомор-ских половцев», да и на днище одной из серебря­ных чаш процарапан знак в виде двух параллельных по­лосок, который был тамгой половецкого рода кипча­ков. К тому же следует учи­тывать и то обстоятельство, что вместе с умершим по­гребены целые туши коней, что также характерно для половецкого ритуала.

Дальше начинаются со­мнения. Дело в том, что умершего половецкого ха­на должны были похоро­нить, соблюдая все древние обычаи, согласно которым его надо было положить головой на восток, а туши коней расположить вокруг могилы. Сама могила долж­на быть обычной ямой без приступок. Баранов в моги­лы половцам-кипчакам так­же никогда не клали. На­сыпь половецких курганов сооружалась с большим ко­личеством камней, которых здесь нет.

Поэтому нам кажется, что похороненный в курга­не воин мог быть торком. Ведь под земляными насы­пями в могилах с перекры­тиями, укладывая покойни-ников головами на запад, хоронили обычно своих умерших тоже кочевники — торки, или гузы, как они на-


званы в восточных средне­вековых источниках. Прав­да, согласно обряду торков, им в могилу помещали не целые туши, а чучела ко­ней, от которых оставались череп, пястные кости и об­рывки шкур. Вполне веро­ятно, что здесь погребен хан какой-то орды торков, подчиненной половцам. Она кочевала в степях в районе Приазовья.

Русский летописец с 60-х годов XII века по начало XIII века называет более пятидесяти имен половец­ких ханов. Торки в те деся­тилетия не были опасны для Руси, и поэтому их имена не привлекали внимания ле­тописца. Исключение толь­ко одно — хан Кунтувдый. О нем летописец рассказы­вает целую историю. Кун­тувдый был вассалом киев­ского князя, это был «муж дерз и надобен Руси», тем не менее князь по наговору в 1190 году посадил его в темницу. За Кунтувдыя вступился князь Рюрик (сват киевского князя), и Кунтув­дыя отпустили на свободу. Но хан не простил обиды и бежал к половцам. После этого в течение двух лет русское пограничье посто­янно находилось под угро­зой разорения —Кунтувдый мстил, как писал летопи­сец.

Только в 1192 году кня­зю Рюрику удалось утихо­мирить мятежного хана. Он щедро одарил воинов Кун­тувдыя и отдал хану для уп­равления целый город на реке Роси, южной границе


Руси. Дальнейшая судьба Кунтувдыя неизвестна. Мо­жет быть, этот гордый, склонный к решительным военным действиям хан, не­смотря на богатые дары и дружбу с Рюриком, вновь через несколько лет после смерти Рюрика ушел в степь, погиб там и был по­хоронен с почетом, — его отчаянная смелость высоко ценилась как на Руси, так и в Половецкой степи.

Разумеется, это только гипотеза — одна из многих, которые еще будут предла­гаться исследователями.

Предварительный анализ
обнаруженных вместе с по­
гребенным вещей позво­
ляет говорить, что кочевник
был похоронен в конце
XII —начале XIII века. Ве­
ликолепные вещи и богатые
ткани вывезены из Византии
и Западной Европы. Но как
попали западноевропейские
вещи в могилу степного во­
ина? Невольно вспомина­
ешь о том, что он был со­
временником Фридриха
Барбароссы и Ричарда
Львиное Сердце, невольно
думаешь о грабительских
походах западноевропей­
ского рыцарства на Визан­
тию. Византийские импера­
торы не раз призывали по­
ловцев для борьбы с рыца­
рями, разорявшими импе­
рию. Вот там и могли полу­
чить половцы эти прекрас­
ные вещи путем грабежа
рыцарских лагерей, откупа­
ми и подкупами, на кото­
рые не скупились ни визан­
тийцы, ни западные владе­
тели.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал