Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Русские как представители славянского этноса






Русские, украинцы и белорусы — народы, очень близкие меж­ду собой по генотипу, языку, культуре, общности исторического развития. Подавляющее большинство русских, украинцев и бело­русов живет в пределах своих исторически сложившихся этниче­ских территорий. Но и в других государствах, различных регионах нашей страны они расселены достаточно широко и нередко со­ставляют значительную часть их населения.

Русская, украинская и белорусская нации — одни из наиболее урбанизированных. Так, в России 74 % составляет городское насе­ление, 26 % — сельское, на Украине — 67 и 33 %, в Беларуси — 65 и 35 % соответственно. Это обстоятельство накладывает свой от­печаток на психологический облик этих наций, специфику их от­ношений с представителями других этнических общностей. Люди молодого возраста, проживающие в больших городах, более об­разованны, технически грамотны, эрудированны. С другой сторо­ны, определенная часть их, особенно в Москве, Санкт-Петер­бурге, Киеве, Минске и других больших городах, подвержена порокам городского образа жизни, таким, как пьянство, нарко­мания, разврат, воровство и т.д. (что, безусловно, относится не только к представителям этих наций). Горожане, выросшие, как правило, в малочисленных семьях, в условиях бытового комфор­та, нередко бывают слабо подготовленными к сложностям сегод­няшней жизни: напряженному ритму, повышенным психофизио­логическим и социально-экономическим нагрузкам. Они часто оказываются незащищенными в межличностных отношениях, у них недостаточно устойчивы морально-психологические и нрав­ственные ориентиры.

Изучение разнообразных источников, отражающих жизнь, куль­туру и быт представителей славянских национальностей, обобще­ние результатов специальных социально-психологических исследований свидетельствует, что в целом большинству из них в на­стоящее время присущи:

высокая степень осмысления действительности, хотя и несколь­ко отсроченного по времени от конкретной ситуации;

достаточно высокие общеобразовательный уровень и подготов­ленность к жизни и труду;

уравновешенность в решениях, поступках и трудовой деятель­ности, реакциях на сложности и трудности жизни;

общительность, дружелюбие без навязчивости, постоянная готовность оказать поддержку другим людям;

достаточно ровное и доброжелательное отношение к предста­вителям других национальностей;

отсутствие в обычных условиях повседневной жизни стремле­ния к образованию изолированных от других микрогрупп по на­циональному признаку;

стойкость, самоотверженность, готовность к самопожертвова­нию в экстремальных условиях жизни и деятельности, требующих предельного напряжения духовных и физических сил.

К сожалению, теперь, когда Украина и Белоруссия обособи­лись и не входят в состав единого с русскими государства, прихо­дится рассматривать психологию их народов отдельно от русских. В этом есть определенная доля несправедливости, так как у пред­ставителей этих трех национальностей, пожалуй, больше общего в поведении, традициях и обычаях, чем у других людей. Вместе с тем этот факт еще раз подтверждает: существуют понятия «мы» и «они», которые все еще отражают объективную реальность чело­веческого существования, без которой пока не обойтись.

Подавляющее большинство русских живут в пределах своей ис­торически сложившейся этнической территории, которой для них является Россия. Предками русского народа были восточносла­вянские племена (тиверцев, уличей, белых хорватов, волынян, древлян, полян, северян, радимичей, дреговичей, вятичей, кри­вичей, полочан, ильменских словен), жившие в начале I тысяче­летия н. э. на обширном пространстве Днестровско-Днепровского междуречья. В IX —X вв. они уже расселились на огромной терри­тории от Черного моря до Ладожского озера и от верховьев За­падного Буга до среднего течения Оки и Клязьмы. В их формиро­вании участвовали также финноугорские и балтийские этничес­кие группы (мещера, голядь, весь, чудь, ижора, корела, лопь, частично емь и летгола, а также мордва, меря и др.). На юге этой территории в результате консолидационных и ассимиляционных процессов сначала сложилось крупное восточнославянское госу­дарство — Киевская Русь, население которого, несмотря на имев­шиеся кое-где местные бытовые и культурные различия, говори­ло на едином древнерусском языке и называло себя «Русью», «ру­сичами», а свою родину «русской землей».

В Киевской Руси сложилась древнерусская этническая общность, началось формирование русской культуры и современного русско­го языка, завершившееся в XVIII в. Большую роль в этом сыграла христианизация Руси (крещение Руси в 988 г.). В стране были созда­ны выдающиеся письменные памятники: «Повесть временных лет», летописные своды, жития князей; возникли школы и библиотеки. Были построены церкви, соборы, монастыри.

Возникновение государственности и культурная консолидация восточных славян способствовали общественно-экономическому и политическому развитию страны. Однако внутренние распри меж­ду князьями и образование полунезависимых феодальных цент­ров привели к тому, что в недрах древнерусской общности сло­жились предпосылки для образования трех самостоятельных, но родственных этносов — русского, украинского и белорусского.

Образование централизованного Русского государства было глу­боко прогрессивным делом. Оно спасло не только русских, но и другие славянские народы и даже западные страны от порабоще­ния иноземными захватчиками. В то время территория России сна­чала подвергалась набегам печенегов, половцев и монголов. По под­счетам историка С.М.Соловьева, с 1055 по 1462 г. Русь перенесла 245 нашествий врагов. А позднее ее разрывали на части немецкие, литовские и польские феодалы, шведские рыцари. Вместе с тем не следует забывать, что и в самой Руси имели место собственные междоусобицы, как внутри нее, так и на ее границах постоянно шли сложные интеграционные, ассимиляционные и социальные процессы, поэтому русские князья и сами воевали друг с другом, и «ходили» на Казань, Астрахань и в Литовские земли.

Русский народ с первых дней своей истории вынужден был в жестоких боях с врагами защищать свою землю, отстаивать свою независимость, показывая при этом образцы воинской доблести, беззаветной преданности и любви к Родине. Даже враждебные сла­вянам иноземцы, такие, как готский историк Иордан или визан­тийцы Маврикий и Лев Диакон, признавали, что «народ сей от­важен до безумия, храбр и силен» [34. — С. 43].

В более поздние времена иностранные писатели и путешествен­ники отмечали в своих путевых записках смелость и богатырский дух русского народа, его выносливость и презрение к смерти. «Русских воинов легче убить, — сообщали они, — нежели принудить к плену. Во время обороны городов русские воины заграждали проломы стен собой и сражались даже тогда, когда от пожаров на них горела одежда» [34. — С. 21].

Современник храброго и воинственного киевского князя Свя­тослава византийский историк Лев Диакон писал: «Россы, при­обретшие славу победителей у соседних народов, считая ужасным бедствием лишиться ее и быть побежденными, сражались отчаян­но» [34. - С. 25].

По его же словам, Святослав, окруженный с дружиной у кре­пости Доростол численно превосходящим противником, сказал своим воинам, когда некоторые из них предложили отступить: «У нас нет обычая бегством спасаться в отечество: или жить побе­дителями, или, совершив знаменитые подвиги, умереть со сла­вой» [34. - С. 43].

Эти слова стали как бы заветом для всех русских людей на протя­жении более чем тысячелетней истории государства Российского.

Важнейшими чертами русских являются человеколюбие и тер­пимость. Как бы ни поворачивалась к русскому народу судьба, его никогда не покидали милосердие и сострадание к другим людям, готовность поделиться последним куском хлеба с голодающими, прийти на помощь всем нуждающимся.

Такие знатоки психологии русского человека, как Л. Н. Тол­стой, А. Н. Толстой, В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский, К. М. Симонов, другие российские мыслители и литераторы, под­черкивали, что отличительными чертами русского национально­го характера являются высокая гражданская солидарность, готов­ность прийти на помощь, общительность, доброжелательность, храбрость, мужество, неприхотливость и старательность.

Ф. Энгельс, сравнивая русских с представителями западноев­ропейских стран, писал: «Они никогда не поддаются панике. Кро­ме того, русский хорошо сложен, крепок здоровьем, прекрасный ходок, нетребователен, может есть и пить почти все и более по­слушен... чем кто-либо другой в мире» [цит. по: 20. — С. 89]. Высо­кие морально-политические качества русских военнослужащих признавали и наши бывшие противники. Гитлеровский генерал Г. Блюментрит писал, что «русский солдат является достойным противником; он стоек, храбр, вынослив, грозен в обороне, стре­мителен в наступлении» [цит. по: 20. — С. 90].

Испокон веков русский народ славился своим хлебосольством и гостеприимством. В любом доме и семье россияне радушно прини­мали и принимают знакомых и незнакомых людей, дают ночлег, угощают всем, чем только могут. Эти черты русских были и оста­ются практически неизменными.

Представители русской национальности достаточно легко адап­тируются к окружающему образу жизни, быстро привыкают к новым для них условиям, не проявляют особенного пристрастия к национальному питанию, одежде. Они успешно овладевают зна­ниями, быстро привыкают к предъявляемому уровню требований со стороны окружающих. Без особого морального и психологиче­ского напряжения воспринимают они и переезды в другие края, довольно легко переносят разлуку с родными и близкими.

В целом русские обычно неплохо подготовлены к самостоя­тельной жизни, однако в некоторых случаях чрезмерно романти­зируют ее отдельные стороны, слишком абсолютизируя их значение. Эта черта часто порождает у них стремление к излишней и неорганизованной активности, а иногда и приводит к некоторо­му разочарованию.

Формирование дружеских связей у русских основывается в пер­вую очередь на общности жизненного опыта, интересов. В этом процессе главным критерием они считают индивидуальные каче­ства товарищей по совместной деятельности, а не национальность последних. Более того, их опыт общения и взаимоотношений с лицами других национальностей часто невелик и в значительной мере приобретается во время нахождения в том или ином много­национальном регионе.

Особенности русского национального характера подмечали многие как отечественные, так и зарубежные писатели и ученые, считая, что они выражаются не в принадлежности к русской на­ции, а в «особом состоянии души».

На формирование и функционирование психологии русского народа, безусловно, оказало и оказывает влияние православие. Нельзя понять русского человека, его мировосприятие, душев­ные устремления и образ действий не осознав правильно суть и дух его религиозных приоритетов, их отличие от других религий и других конфессий христианства.

Православие всегда воспитывало у людей смирение, повино­вение, подчинение, стремление к избавлению от отрицательных привычек в поведении. В православии Господь предстает сострада­ющим, любящим и милующим, а не карающим и грозным влас­тителем и судьей. Путь спасения для православного человека со­стоит прежде всего в любви — к Богу и ближним, а не в послуша­нии церковной иерархии, как это характерно для католицизма, и не в ужасе перед Страшным судом, как в протестантстве. Спасе­ние для православного человека не сводится лишь к самосовер­шенствованию и преобразованию окружающего мира, как в буд­дизме и даосизме, или только к преуспеванию, как в протестан­тстве, где человек воспитывается буржуазно расчетливым, хлад­нокровно целеустремленным. Православие всегда наделяло людей мессианским призванием: служением Христу, смиренным и мученическим принятием смерти. Оно осуждает богатство, утверж­дает равенство всех людей, независимо от того, какое положение в обществе они занимают, какие блага имеют.

Вот почему в психологию русского народа накрепко вошли и постоянно проявляются в ней такие психологические качества, как любовь и сострадание, жертвенность и ответственность, со­лидарность и взаимная выручка, стойкость в страданиях и отсут­ствие жесткой регламентации поведения человека.

Вместе с тем необходимо помнить, что работа с представите­лями русской национальности требует определенного контроля, большой взыскательности, профилактики иногда встречающейся расхлябанности, безответственности, халатности. В. И. Ленин под­черкивал, например, что у русского народа есть много хороших качеств, но есть и неорганизованность и не всегда соответствую­щее складывающимся обстоятельствам поверхностное отношение к труду. В беседе с А. М. Горьким в свое время он отмечал: «Мы, русские, по преимуществу талантливы, но ленивы умом».

Кроме того, представители русской национальности иногда мо­гут быть не склонны к самостоятельности, слишком часто подда­ются отрицательным влияниям, в ряде случаев излишне легко и быстро перенимают чужие пороки, бывают чересчур доверчивы и болтливы. Все эти особенности необходимо учитывать в работе с представителями русской национальности и межнациональных от­ношениях с ними [21; 27; 68; 107].


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2025 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал