Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Краткосрочный прогноз занятости
Осуществленный в Институте макроэкономических исследований при Министерстве экономики РФ прогноз развития процессов занятости в увязке с предполагаемой динамикой основных макроэкономических показателей позволяет говорить о том, что до 2000 г. трудно ожидать увеличения спроса на рабочую силу. Скорее всего в этот период он сократится примерно на 2 млн человек. При этом численность экономически активного населения вырастет более чем на 1 млн человек за счет прироста населения трудоспособного возраста. Таким образом, прирост незанятого экономически активного населения к 2000 г. составит около 3 млн человек. Численность официально зарегистрированных безработных, по нашим оценкам, в среднегодовом исчислении вырастет по сравнению с 1997 г. незначительно – не более чем на 1 млн человек. Столь небольшой прирост будет связан как с намеченным ужесточением системы регистрации и выплат пособий по безработице и сокращающимися финансовыми возможностями служб занятости, так и с ростом неформальной занятости примерно на 1–1, 5 млн человек. Тенденция снижения масштабов и уровня официальной безработицы проявилась уже в 1997 г. В условиях продолжающегося сокращения рабочих мест и набирающего силу процесса высвобождения занятых с предприятий и организаций она упала с 2, 6 млн человек в начале 1997 г. до 2 млн человек к его концу, что привело к снижению доли официальной безработицы в общей численности незанятого населения, ищущего работу, с 40 до 28, 5%. Это связано не только с уменьшением обращаемости незанятых в службу занятости, что косвенно свидетельствует о росте неформальной занятости, но и усилением выталкивания безработных с официального рынка труда. Продолжение сокращения спроса на рабочую силу в период до 2000 г. будет вызвано теми же причинами макроэкономического характера, что и в предыдущие годы: n во-первых, маловероятен рост долгосрочных инвестиций в основной капитал, а следовательно нет оснований предполагать возможность ввода новых рабочих мест в реальном секторе экономики. Это связано с недостаточным уровнем накоплений в ВВП и их неинвестиционной направленностью, что в равной мере относится как к сбережениям граждан, которые предпочитают вкладывать деньги в валюту или оставлять их на руках, так и финансовым ресурсам банковской сферы. В целом, несмотря на то что деньги в стране есть, инвестиционная активность будет оставаться невысокой, а объективные предпосылки для ее оживления в ближайшие годы незначительны. Кроме того, сложившийся низкий уровень амортизационных отчислений не покрывает потребностей предприятий в финансовых средствах даже на простое воспроизводство основных фондов и существующих рабочих мест, не говоря уже о расширенном. Отсюда следует ожидать продолжения сворачивания производственного аппарата и сокращения числа рабочих мест даже в условиях стабилизации и роста производства; n во-вторых, четко оформилось стремление работодателей повысить эффективность производства и конкурентоспособность продукции за счет снижения ее себестоимости, в первую очередь затрат на заработную плату. Однако уровень издержек на заработную плату в экономике в целом и большинстве ее отраслей и без того невелик по сравнению с аналогичным показателем в развитых странах. Известно, что дешевый труд, как правило, менее эффективен, он не создает заинтересованности в росте производительности труда и качестве продукции, не стимулирует профессионального совершенствования. На макроуровне низкая цена труда сокращает совокупный платежеспособный спрос на конечное потребление, деформирует его структуру в сторону примитивизации, препятствуя тем самым развитию производства и расширению занятости. Поэтому совершенствование управления процессами занятости предполагает усиление регулирующей роли государства при формировании цены труда, причем сегодня проблема состоит в обеспечении ее существенного роста.
|