![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Исследование функциональной асимметрии человека (ФА).
Каждый человек обладает уникальным набором асимметрий, которые позволяют ему адаптироваться к широкому кругу обстоятельств, но предполагают наличие некоторого числа избранных, оптимальных для него стратегий и некоторой сферы идеальных условий среды (природной и социальной). Цель работы: Исследовать параметры, отражающие доминирование того или иного полушария. Все параметры характеризуют либо двигательную сферу (асимметрия рук, ног), либо сенсорную (зрение, слух и т. д.). Оценка параметров. Далее предлагаются основные методы тестирования этих параметров. Все параметры измеряются в единой шкале: левый признак = - 1 балл; нечетко выраженный левый = - 0, 5 балла; неопределенный = 0; нечетко выраженный правый = 0, 5 балла; правый признак = 1 баллу. 1. Двигательная (моторная) асимметрия (ДА). Задание 1. Асимметрия рук (АР). а) Тест " Замок", предлагается сцепить пальцы рук в замок. Доминирует рука, большой палец которой оказался сверху. б) Тест " Хлопок". Предлагается похлопать в ладоши (как в цирке или в театре). Рука, которая движется активнее и сверху доминирует. в) Тест " Поза Наполеона". Предлагается сложить руки на груди. Рука, которая первой захватывает плечо другой, является доминирующей. г) Тест " Аннет": 1. " Пишущая рука". Предлагается ответить, какой рукой человек пишет или рисует (если обеими, то какой чаще — эта рука ведущая). 2. " Ножницы". Какой рукой человек режет ножницами 3. " Спички". Какой рукой чиркает спичкой 4. " Нитки". Какой рукой вдевает нитку в иголку 5. " Карты". Какой рукой раздает карты 6. " Часы". Какой рукой заводит часы 7. " Мяч". Какой рукой ловит и бросает мяч 8. " Ракетка". В какой руке держит теннисную ракетку 9. " Нож". Какой рукой держит нож 10. " Крышка". • Какой рукой отвинчивает крышки 11. " Молоток". В какой руке держит молоток 12. " Зубная щетка". В какой руке держит зубную щетку д) Тест " Центр письма". Предлагается взять в руки ручку (карандаш) и написать любую букву, слово. Если при этом рука загибается крючком внутрь, то центр письма находится колатерально (в противоположном полушарии) центру управления рукой. Соответственно проставляются баллы асимметрии (по сравнению с тестом " Пишущая рука"). Задание 2. Асимметрия ног (АН). а) Тест " Закидывание ног". Предлагается сидя закинуть ногу на ногу. Нога, которая оказывается сверху, — ведущая. б) Тест " Шаг". Предлагается сделать шаг из положения стоя, ноги вместе. Для более четкого результата шаг должен быть назад. Ведущая — нога, которая делает шаг. в) Тест " Прыжок". Из того же положения нужно подпрыгнуть на одной ноге. Ведущей является толчковая нога. 2. Сенсорная асимметрия (СА). Задание 1. Асимметрия зрения (A3). а) Тест " Память". Предлагается вспомнить любимую книгу, фильм или сказку (в зависимости от возраста и пристрастий обследуемого). При этом экспериментатор смотрит прямо в глаза обследуемому. Доминирующей является сторона, в которую уводят глаза при " вспоминании". б) Тест " Прицеливание". Предлагается взять карандаш (ручку) и поместить его (проба Розенбаха) вертикально на вытянутой руке. Затем прицелиться двумя глазами через него на любой маленький объект не ближе 2 м. Далее экспериментатор по очереди закрывает глаза обследуемому (рукой, карточкой и т. д.). Глаз, при закрытии которого объект сдвигается максимально, — ведущий. Второй вариант — прицеливание через отверстие диаметром 2 см в листе бумаги. Остальное — так же. Задание 2. Асимметрия слуха (АС). а) Тест " Часы". Перед обследуемым на стол кладутся механические часы. Предлагается поднести их к каждому уху и определить, в каком из них звук громче, это ухо — ведущее. б) Тест " Телефон". Ведущим является ухо, к которому чаще подносят телефонную трубку при разговоре. Задание 3. Асимметрия тактильная (AT). а) Тест " Кисть". Предлагается развернуть перед собой кисти рук ладонями вверх и ощутить их вес. Кисть, которая ощущается тяжелей (больше), — ведущая. б) Тест " Щека". Необходима акварельная или косметическая кисточка. Этой кисточкой производят легкие касательные движения обеих щек обследуемого (по очереди несколько раз). Щека, которая ощущает касания сильнее, — ведущая. 3. Критерии оценки функциональной асимметрии (ФА) ФА каждого анализатора подсчитывается по формуле: А= суммарное количество баллов / число тестов. В таком виде оценка находится в интервале от -1 (полная левизна) до + 1 (полная правизна). Возможна оценка в процентах (Ч100%). Функциональная асимметрия моторики (ДА) и сенсорики (СА) оценивается по формуле: ДА=АЗ + АС + AT / ((АР + АН): СА) = 3. Общая функциональная асимметрия оценивается так же: ОА = (ДА + СА): 2, или в процентах (Ч100%). Интерпретация результатов строится на основе принципов, изложенных в теоретической части. Кроме оценки общей асимметрии, также можно оценивать частные, локальные асимметрии и их комбинации. Можно выделить условные (в процентах) границы основных типов асимметрии: 1) от - 100% до - 50% — полное или почти полное левшество; 2) от - 50% до - 10% — сильное левшество; 3) от - 10% до + 10% — амбидекстр (неопределенный); 4) от 10% до 50% — (выраженное) правшество; 5) от 50% до 100% — сильное (полное) правшество. Тип 1 отличается склонностью к природе, творческой активностью, нестандартным мышлением, чаще невербальным (интуитивное, трудное поддающееся вербализации, осознанию). Такие люди с трудом подчиняются жестким социальным нормам, ритмам и при малейшем давлении могут давать невротические реакции; склонны к химической (или другой) компенсации своих проблем (алкоголизм и т. п.). Часто встречается среди хронических больных, особенно среди психических больных в депрессивной форме, среди людей с различными формами инфантилизма и задержек развития, нарушениями речи и координации тонких, точных движений. Тип 2 — то же, но патологические тенденции выражены значительно слабее, а творческие — ярче. Возможны неврозы, фобии, заикание и т. д. Степень социальной адаптации умеренная. Тип 3 может распадаться на две группы: а) слабо дифференцированные — по всем частным асимметриям значения близки к нулю. Представители этой группы склонны к пассивной адаптации, ведомые, неуверенные, изредка истеричные и эгоистичные. Весьма вероятна задержка развития; б) разносторонние — по всем частным асимметриям значения большие, но взаимно компенсированные. Такие люди легко адаптируются в любых условиях и могут демонстрировать различные стратегии поведения (тенденция к сангвинии). Тип 4 — хорошая социальная адаптация, хорошая речь, логическое мышление, преобладают положительные эмоции, хорошо планируют деятельность и достигают целей. Тип 5 отличается стремлением к жесткой логике, жесткому поведению, доминированию во всем. Стремление к " правде" приводит к многочисленным конфликтам с людьми и природой, что выражается в виде неожиданных событий " катастрофического" типа. Работоголики, эмоциональная сфера которых слабо развита, интуиции не доверяют. При накоплении проблем могут резко перейти в патологию и стать похожими на тип 1. Более глубокая и дифференцированная интерпретация производится с учетом локальных асимметрий. Каждый блок описывается по вышеприведенной схеме, но с акцентом на его функцию. Например, " левая" ДА и " правая" СА дадут следующую характеристику: формально-логическое восприятие, склонность к быстрой реакции, возможно поверхностное мышление, но движения плохо скоординированы, возможны затруднения в общении, сложности в оформлении мыслей; вероятны творческие способности. Тот же принцип можно использовать при интерпретации асимметрии отдельных анализаторов. В заключение необходимо отметить, что значение функциональной асимметрии, индивидуального профиля асимметрии не могут являться окончательными критериями для прогноза адаптивности, профессиональной пригодности или склонности к патологиям, так как конкретные функциональные системы деятельности очень динамичны и включают множество зон мозга в различных комбинациях. Тем не менее общая " готовность", предрасположенность к различным типам реагирования, эффективность этих типов реагирования существенно зависит от функциональной асимметрии, которая является нейропсихологической базой, платформой для развития адаптивных реакций. Проведите тесты, сделайте вывод о типе асимметрии.
Тест предложен Е.П. Ильиным в качестве экспресс-метода, не требующего специальных условий проведения и аппаратуры (Е.П. Ильин). Он основан на изменении во времени максимального темпа движений кисти. Испытуемые в течение 30 с стараются удержать максимальный для себя темп. Показатели темпа фиксируются через каждые 5 с, и по шести получаемым результатам строится кривая работоспособности данного испытуемого. Для работы необходимо. Исследование осуществляется с помощью устройства типа телеграфного ключа с электросчетчиком или арифмометра. При отсутствии регистрирующей аппаратуры можно пользоваться графическим способом регистрации темпа движений. Для этого лист бумаги делят на 6 квадратов, испытуемый должен поставить карандашом или ручкой в каждом квадрате в отведенное ему время (5 с) как можно больше точек. Переходить с одного квадрата на другой следует всегда в одинаковом порядке: по часовой стрелке, не прерывая работы. Перед началом работы карандаш необходимо ставить не в первом квадрате, а перед ним. Ход исследования. Испытуемому предлагают выполнить задание в течение 5 с в максимальном темпе, после чего ему дают задание работать с максимальной частотой в течение 30 с все время на максимуме своего волевого усилия. В протокол записывают количество движений за каждые 5 с работы. На основании этих данных строят кривые работоспособности, на которых за исходную точку берется темп движений за первые 5 с. Испытуемых распределяют по типам кривых работоспособности. Выпуклый тип: максимальный темп движений отмечается в первые 10—15 с, а затем может сократиться, став ниже исходного уровня; такой тип кривой свидетельствует о сильной нервной системе. Ровный тип: максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы; этот темп свидетельствует о средней силе нервной системы. Нисходящий тип: максимальный темп движений отмечается в первые 10-15 с, а затем может сократиться, став ниже исходного уровня; такой тип кривой свидетельствует о сильной нервной системе. Ровный тип: максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы; этот темп свидетельствует о средней силе нервной системы. Нисходящий тип: максимальный темп снижается, начиная со второго 5-секундного отрезка, и далее продолжает уменьшаться; такой тип свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого. Промежуточный тип: (между ровным и нисходящим) первые 10—15 с темп удерживается на одном уровне, а затем снижается (средне-слабая нервная система). Вогнутый тип: первоначальное снижение сменяется нарастанием темпа до исходного уровня (средне-слабый тип нервной системы). На основании кривой работоспособности могут быть даны и количественные оценки силы нервной системы, правда, в пределах ранжирования испытуемых внутри данной типологической группы. Ранжирование по силе осуществляется следующим образом. Вычисляется сумма (с учетом знака) отклонений за каждые последующие 5-секундные отрезки по отношению к первому отрезку. Например, у испытуемого А максимальная частота движений по 5-секундным отрезкам равна 43, 40, 38, 37, 35. Приняв первую цифру за исходную, получаем следующую сумму отклонений: — 3, —5, —6, —5, —8 = —27. У испытуемого Б максимальная частота движений по 5-секундным отрезкам равна 41, 35, 36, 32, 33, 33, что дает следующую сумму отклонений: —6, —5, —9, —8, —8 = -36. Несмотря на то, что у обоих испытуемых по форме кривых работоспособности определяется слабая нервная система, более высокое место в ранжированном ряду по силе нервных процессов займет испытуемый А, так как слабость проявилась у него в меньшей степени (сумма отклонений у него равна —27, против — 36 у второго). Испытуемый должен работать в максимальном темпе с самого начала и до конца 30-секундного исследования, мобилизуя свою волю для поддержания максимального темпа движений. При графической регистрации частоты движений карандаш или ручка должны иметь валик из изоленты для упора, чтобы пальцы с них не соскальзывали во время работы. Теппинг-тест в данном (30-секундном) варианте определяет выносливость нервной системы, а не выносливость организма в целом. Определение силы нервной системы поможет адекватно дозировать умственные и физические нагрузки, предотвращая развитие утомления и переутомления.
|