Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Молитва ко иисусу Христу Спасителю нашему и Богу, по вся дни. 10 страница






На счет побуждения своего курить табак, советую Вам и мысли не иметь о том, кольми паче дела. Равно и с кавалерами сидя, блюдите себя, хранить свои очи и уши, чтоб чрез сии растворенныя двери какая гадина не заползла в сердце, т. е. нечистое и похотное воображение.

Приятно было мне читать уведомление Ваше о Г. Дай, Бог, ей не озираться вспять на прежнее, но непоколебимо держаться добраго предложения; ибо таковой человек мил бывает Отцу Небесному, что можно видеть из истории о блудном сыне.

За сим простите меня ради Христа за все, и за то, что Вас я оскорбляю; и между тем примите истинное уверение мое в том, что я Вас от души люблю, и с этими чувствами умру, и буду до гроба всегдашним о Вас богомольцем и благожелателем преслабый и недостойный И. А.

11 Февраля 1858 г.

Вы сообщили мне о своей неосторожности, что проглотили несколько капель рейнвейну и лизнули икры. Что делать? Этот грех не к смерти. А что Вы мало молитесь Богу, и редко когда читаете, я жалею о том; ибо у Вас на все прочее есть время, а на молитву и чтение нет его. От этаго-то Вы и чувствуете в себе уныние и тоскливость, и безпокойство о своей неизвестности и недоверчивости. А когда будете чаще пребывать в молитве и печаль свою во всем возлагать на Господа Бога, и уповать на Его всесильную помощь, тогда Он и успокоить Вашу душу.

На счет жениха безпокоиться хотя и не должно; но дьявол воспоминанием об нем будет тревожить Вас во всю жизнь, влагая в сердце разные мысли и нашептывая: зачем ты уклонилась от него? Ты будешь отвечать за это пред Богом и проч.

Наконец душевно сожалею я о теперешних страданиях Ваших и скуке. Но как после зимы и разной непогоды приходит весна, так и после душевных страданий Ваших заступить приятное успокоение в духе. А на счет прибытия Вашего в обитель нашу для говения я уже Вас извещал; о том же-буду ли я тогда или когда нибудь служить, это совершенно не в моей воле, а в Божией воле. Но готовиться к приобщению Св. Таин должно, и кто бы ни был служащий, совершитель Христовых Таин, есть Сам Христос; а иначе думая, смертно согрешит человек.

15 Февраля 1858 г.

Вы скучаете о том, что так давно не видите меня. Признаюсь, что и я о том же скучаю, что давно не вижу Вас; но притом видите, что я хотя наружно и не с Вами, но духом моим и заботливостию моею об Вас, и многими советами моими, и всегдашними молитвами об Вас я неразлучен пребываю с Вами, чего я с другими не делывал; а иначе теперешние труды свои, заботливости и хлопоты никак бы не вынесли Вы. Посему не скорбите и не смущайтесь, но благодарите Бога за все.

Вы имели в намерении кое-что много накупить для меня из ястия и пития. Бога ради, не обременяйте моей души оным; ибо у меня и прежняго усердия Вашего всего с избытком много; без прибавления всего хватит на год. Для Вас полезнее быть послушницею, как овечкою Христовою, о которой сказано: «ни перечет, ни возопиет», а не послушницею своенравною. Когда Вы в прошедшем году удерживали себя в послушании, тогда более ощущали в душе своей усладительной тишины и спокойствия; а когда стали выходить из своей черты вонь, т. е. начали вместо одного дня в неделю, каждый день присылать мне пищу, и вместо одного воскреснаго дня искать случая приходить и в другие, тогда заметным образом стало умаляться и спокойствие в Вашем духе, и заступила мучительная тоскливость и скука, о которой и я болю сердцем моим; ибо слово Христово истинно есть: слушаяй вас, Мене слушает. И св. Давид тоже подтверждает, говоря: мир мног любящим закон Твой, и несть им от врага соблазна. Впрочем, не знаю я, будут ли Вам слова сии по душе? Если не будут, то прошу великодушно простите меня.

29 Апреля 1858 г.

Жалуетесь Вы, что стали недуговать чревообъядением. Помнится мне, что святаго пророка Илию Ангел Господень подчивал, глаголя: востани Илие, яждь и пий, яко мног тебе будет путь, и сие не единою рече, но дважды (или трижды). По подобию сему и я грешный подчую Вас, говоря: кушай, возлюбленный брате, без сомнения и без смущенья сколько тебе угодно, яко мног тебе готовится труд; а посему и должно подкрепиться. А когда пожалуете в обитель, то тогда будем мы с Вами твердить Давидов стих: положи, Господи, хранение устом моим! положи, Господи, хранение и чреву моему, зрению, слуху, вкусу, обонянию и осязанию моему. И от прочих слабостей будем с помощию Божиею воздерживаться. Теперь же мы как младенцы; то младенцам Отцы не возбраняют пищи, дондеже достигнуть в мужа совершенна, в миру возраста Христова.

О себе Вас уведомляю, что я, благодарение Господ Богу, долготерпящему моим грехам, жив еще, и здоровье против прежняго становится лучше; но только еще делом иерейскаго служения не занимаюсь, и в обители еще не был. Ибо нога моя, Бог весть, как будто какою-то невидимою узою или уздою взнуздана, чтоб по прежнему, куда не должно, не бродила. Впрочем, о сем я не скорблю; ибо все, что ни посылает Господь Бог прискорбнаго на нас в жизни сей, того ради единаго посылает, дабы чрез то спасение нам соделать, как говорит Златоуст Святый. А посему и буди воля Божия со мною грешным.

7 Ноября 1836 г.

Ваше боголюбие,

Всечестнейший и достопочтеннейший друг, и о Христе Спасителе нашем Благодетель!

Душевно и телесно здравствуй, и о пресладчайшем Христе Спасителе, призывающем тя в служение Свое, радуйся.

Долгое время не получая Вашего писания, я начало было сомневаться уже, не преогорчил ли Вас моим письмом? Но когда прочитал Ваше писание, то сугубо был утешен: во-первых благорасположенностию Вашею к недостоинству моему, а во-вторых видя из онаго премногую любовь Вашу ко Христу Спасителю, и призывание от Него в служение Ему в чин Ангелов, в плоть оболченных; о чем сердечно и радуюсь, и от всея души благодарю Господа Бога, подавшаго Вам желание к приобретению вечнаго спасения души своей, и умоляю Его премногую благость, да поспешит Вам и совершить оное, доколе пламень любви Вашей к Нему не погас.

Прочитывая Ваше письмо, усмотрел из онаго много сходственнаго с бывшим моим положением; ибо и я, предпринимая Бога ради оставить мир, и яже в мире, чувствовал продолжительное уныние, страхование, недоумение. Удерживали меня среди мира любовь к родительнице-старушке, любовь к братьям, любовь к сестрам, любовь к сродству, любовь к друзьям, любовь к грошам, как будто бы какою железною цепию сердце мое привязывала к себе, но частое напоминание о неизвестности часа смертнаго узы сии преторже, и душа моя, яко птица, избавися от сети ловящих мя. Сеть сия памятию смерти сокрушися, и я благостию Божиею избавлен был. Так и Вы, возлюбленный друже мой, подобныя неудобства памятованием смерти препобеждайте. Конечно мы и законом естественным и заповедию Божиею обязаны чтить и любить родителей своих; но святый Иоанн Дамаскин в песнопении церковном говорит: к матери своей якоже имать кто любовь, ко Господу (же) теплые люблением должны есьмы. Если же кто будет родителей своих более должнаго любить, то таковым Сам Христос Спаситель говорит: несть Мене достоин. Может быть Вас еще безпокоит и сие воображение, кто де без меня призрит старость родительницы? В таком случае, должно мысленно себя вопросить тако: «Если прежде кончины родительницы, меня первого, грехов ради, посечет смертная секира, то кто после призрит на старость родительницы? Кто охранит спокойствие сестры и прочих? Кто? На сей недоуменный вопрос непременно внутренний глас ответит Вам: «Никто, кроме Бога». Так подобным образом, если кто и прежде смерти ради Бога оставляет родителей своих, или родители чад своих, то оставшихся после оных Господь Бог приемлет в особенное Свое призрение и промышление. И сие воображение должно утешить человека, что он, оставляя семейство, Бога поставляет быть вместо себя попечителем.

Чтож касается до совета родительскаго, чтоб не убегать Вам от служб гражданских по выборам: то таковый достохвальный совет родителя должно сознать за святой, и оному следовать, но тогда, когда навсегда расположите себя к жизни мирской. Звание же Божие должно предпочесть всякому совету, по слову св. Давида: «Днесь аще глас Его Божий услышите, не ожесточите сердец ваших». Ибо Господь наш столько человеколюбив и столько милостив к нам недостойным, что даже всем хощет спастися и в разум истины приити, и всех призывает на небесную вечерю в соцарствование с Собою, конца не имущее. Но званные столько были неблагоразумны и неблагодарны, что, как будто заедино сговорившись, начаша вкупе отрицатися все. Но пусть уже они чем-то были заняты, и имели по видимому резоны отговариваться, как-то: поятием жены, имением села, и купленными волами. У тебя же, любезнаго, ни жены, ни села, ни вола нет, да еще и свободен; посему и не извинительно иметь отзывы; ибо, по слову святаго Симеона Новаго Богослова, «не желай по благословным винам или безсловесным в мире пребыти отнюдь; но егда зван будеши, скоро послушай: ни о чесом бо ином тако Бог, якоже о скорости нашей, веселится». (Прочтите о сем в Добротолюбии, 1 части, лист 44 на обороте, гл. 9, 10 и 11). Слово «зван» относится к лицу Божию; ибо Он Един человека просвещает, вразумляет, и на путь спасения призывает, (или непосредственно благодатию Своею тайно просвещает и открывает волю Свою, или чрез чтение Божественнаго Писания вразумляет, или чрез человека делает благодатное влияние на сердце, или иными многими тайными и непостижимыми нам образы призывает на путь спасенья). А посему Вы не сочтите, чтоб я делал Вам убеждение оставить мир. Я убеждать на жизнь монашескую никого не смею, зная отчасти, что Господь Бог не в монастырях токмо обитает, но благодатью Своею присутствует на всяком месте, и владычество Его во всяком роде и роде; как и святый Давид удостоверяя, говорит: «аще взыду на небо, Ты (Боже) тамо еси; аще сниду во ад, тамо еси; аще возму криле мои рано, и вселюся в последних моря, и тамо бо рука Твоя наставит мя». И так возлюбленне, всеусерднейше желаю, и именем Божиим Вас умоляю: повинуйтесь более внутреннему убеждению совести, и по совету ея избирайте себе лучшее и полезнейшее. Впрочем, если и мои слова не будут противны воле Божией, то также на разсуждение Ваше предлагаю следовать оным, или оставить. Меня побудило Ваше писанье и любовь к Вам сердечная писать к Вам столь много, за что прощения прошу. Многогрешный иеромонах Антоний.

8 Сентября 1832 г.

Вы теперь находитесь в Москве, как будто бы среди великаго и пространнаго моря, в коем, по слову св. Давида, гади ихже несть числа, тамо животная малая с великими, и змий-диавол, иский, кого поглотити; то есть, окружены Вы многими соблазнами, искушениями, людьми разномыслящими, собственными помыслами, и дьяволом. И все оное совокупно говорят Вам, и твердят, и шепчут, и останавливают: «Разве с ума ты сошел? Зачем тебе идти в монастырь? Можно и в мире живя спастись, и другим быть примером спасения? Неужели ты думаешь, только одни монахи спасутся, а прочие нет? Не обманывайся такою мечтою друг наш! Бог не одним монахам, но всем человеком хощет спастися, и Владычество Его не в монастырях токмо, но на всяком месте?» Но все таковые и подобные сим внушения противнаго духа, не к тому склоняют, чтоб привлечь Вас к ближайшему спасенью, но чтоб отвлечь от онаго и запутать в своих сетях. Ты же, человече Божий, яко острозрительная серна, бегай сетей сих, и отврати очи твои еже не видети суеты, и уши твои еже не слышати ложная и льстивая слова, который умякнуша паче елея, и та суть стрелы, могущия убить душу. Посему скажу Вам и то, что хотя иго монашеское и благое, но впрочем и нелегкое: должно приготовить себя на труд и на различныя лишения; ибо тесным путем надобно идти в живот вечный, и многими скорбми, как говорит наш Спаситель, подобаеть нам внити в Царствие Небесное, что действительно не легко, и трудно и неприятно кажется нам. Но неужели свернуть нам с онаго на путь широкой и пространной и легкой, ведущий в вечную пагубу? Да сохранит нас Господь и от мысли таковой!

6 Мая 1855 г.

Возлюбленный о Гооподе и милостевейший благодетель мой!

Во-первых свидетельствую Вам мое истинное высокопочитание, и из глубины души приношу Вам всечувствительнейшую благодарность мою за весьма радушной прием Ваш, оказанной нам, и обильное упокоение хлебом и солью; ибо Вы так много и щедро угостили нас в доме своем, как и Архиерея никто из жителей не принимал и не угощал, это говорю я Вам без лести. За каковое усердие Ваше к нам убогим странникам, да воздаст Вам Господь Бог милостию Своею в жизни сей и в будущей.

В бытность мою у Вас, мне понравился родительской домик Ваш, но в тоже время пришли мне на память и слова Божии, сказанные св. Аврааму, которыя приличны теперь и Вам, а именно: «Изыди от земли твоей, и от рода твоего, и от дому отца твоего, иди в землю, юже ти покажу, и будеши благословен». Посему и Вы, если желаете видети дни свои благи, должны удалиться; ибо теперешний образ праздной и разсеянной жизни Ваших братцев, покатой как под гору, ко всем страстям и сластям, может для Вас служить соблазнительным примером и преткновением, или всегдашнею раздражительностью на них. Ибо удерживать их в границах своих Вам нелегко; да и им слушать Вас во всем, тяжко; поелику они теперь не дети, но мужи по летам своим, и думают только о умножении и исполнении удовольствий своих, и как будто в тумане каком, нисколько не предвидят того, что чрез праздную и разсеянную жизнь, не только будет разстраиваться хозяйство их и все оскудевать в доме, но и самое здоровье их будет разстраиваться, и заступят место онаго разныя тяжкия и продолжительныя и неизцельныя болезни, которыя теперь действительно как в тумане, предвидеть нельзя. Посему как негде сказано: «Довольно будет с тебя, если ты спасешь себя». А о их спасении, возверзи печаль свою на Господа, и не оставляй добраго своего намерения посвятить себя на служение Господу Богу; а если будете решимость свою день от дня откладывать, то запутаетесь в таких сетях, из которых при всем старании выкарапкаться не возможете, от каковой беды да сохранит Вас Господь Бог.

17 Октября 1855 г.

Вы хотя мне лично и незнакомы, но я довольно наслышан об Вас от живущих со мною братий, притом и о том, что Вы имеете благое желание послужить Господу Богу во иноческом чине, чему сердечно порадовался я, и благодарил Бога, даровавшаго Вам толикое желание, которое да увенчает Господь вожделенным успехом. Между тем должно иметь осторожность, чтобы о своем намерении никому не открывать кроме Единаго Бога. Также должно опасаться худаго товарищества; а худой и неблагомыслящий товарищ есть тот, который любит вино, посещает трактиры, любит гулянья, и назирает младых жен и дев. Вино и жены многих погуби, глаголет Писание. Почему Бога ради охраняйте себя от таковых; ибо худыя привычки скоро и удобно в нас входят, отвычка же очень трудна и неудобна. Посему просите Господа Бога, чтобы Он усладил сердце Ваше божественною любовию, и под Покровом Своим сохранил Вас от всех бед душевных и телесных, и как праведнаго Лота чрез Ангелов извел древле из Содома и Гоморы, тако и Вам послал бы Ангела Хранителя, наставляющаго Вас на путь спасения. Чего от всея души моея богомольчески Вам желаю.

21 Августа 1842 г.

Сердечно порадовался я о том, что Вы имеете желание вступить в монастырь, и мне недостойному послужить келейником. Исполни, Господи, желание Ваше на самом деле. Хотя и слуха никакого нет, чтоб меня перевели в Оптину, но желал бы там быть в числе самых новоначальных послушников, нежели быть где либо начальником. Жалко то, что если я буду всегда жить в Малоярославце, то Вы не захотите и быть у меня! Впрочем, нет, возлюбленне! Если кто кого искренно полюбит, то никакое место от соединения не разлучит.

Вы просите, чтоб я молился об Вас; почему я с любовию моею и воспоминаю Вас в недостойных молитвах моих пред Богом, моля Его благость, чтобы Ангелом Своим заповедал о тебе сохранити тя во всех путех твоих. Между тем и Вас прошу, когда действительно имеете желание посвятить себя на служение Господу Богу, постарайтесь быть смиренномудрым и целомудренным, то есть, храните себя от шуточных бесед женских, и очи свои охраняйте от сладострастнаго взирания на них; ибо ничем иным толико не ратует диавол на человека, как женами. И хотя умякнуша словеса их паче елея, но та суть стрелы разженныя. За тем-то премудрый Соломон юношам и советует, говоря: от лица жены, как от лица змеи, убойся. А чтобы действительно быть целомудренным, то должно удаляться от друзей дурных, и от употребления напиточков; поелику вино и друзья распутные всему научат дурному. От чего да сохранит тебя Господь Бог за молитвы всех святых и Богородицы.

За сим усерднейше поздравляю Вас со вступлением в поприще Святыя Четыредесятницы, которую да поможет Вам Господь Бог совершить с пользою своей душе, то есть, принесть чистосердечное раскаянье во всех погрешностях, в мимошедшем годе содеянных, с обещанием не возвращаться на прежняя слабости, и потом со страхом Божиим, и с верою, и с любовию приступить к Пречистым и Животворящим Христовым Тайнам; а после сего и Светлое Воскресение Его с радостию встретить да сподобит Вас Господь. Чего от всея души богомольчески Вам желает недостойный Игумен Антоний.

5 Марта 1843 г.

Вы желаете от меня слышать: будет ли Вам какая награда от Бога, когда Вы, оставя мирскую жизнь, вступите в монастырь? Ответствую: столь великая Вам будет от Бога мзда, что и язык мой того изрещи не может, ни ухо Ваше услышать. Ибо если хорошо ради Христа подать нищему милостыню, или больнаго посетить, или странника в дом свой ввести, или во храме свечу пред святою иконою поставить: то несравненно более всего этого самаго себя принести Господу Богу в жертву живую. Посему когда Вы внутрь сердца своего слышали глас, призывающий Вас в служение Господу, то не будьте глухи, да не прогневается на Вас Господь.

10 Апреля 1844 г.

Сердечно порадовался я о том, что Вы в добром здравии достигли родительскаго дома своего, и были приняты с любовию. Когда мы что делаем ради благоугождения Божия, и ищем спасенья души своей, тогда и каменное сердце силен Бог приклонить на милость к нам.

Весьма справедливо поступаете Вы, что имеете опасность в том, чтоб Вам не запутаться в сетях вражиих и не погибнуть; ибо действительно посреде сетей многих ходим мы. Посему и нужно с болезнию сердечною молить Господа, и взывать к Нему почаще: заступник, души моея буди Боже, яко посреде хожду сетей многих, избави мя от них, и спаси мя, Блаже, яко Человеколюбец. Из всех сетей вражиих, наиболее должно остерегаться любодеяния; даже и шуток с женским полом должно остерегаться, как повода к падению; притом и к любоимению не привязывать себя, но, по писанному, богатство аще течет, не прилагайте сердца; поелику страсть сребролюбия названа корнем всего зла. И оным наиболее страждут старики, которые нередко и за грош готовы побраниться; от чего да сохранит Вас Господь Бог.

25 Августа 1844 г.

Известясь о решительном намерении Вашем оставить многогреховную и суетную жизнь мирскую, и посвятить себя в служение Господу Богу в святом чине ангельском, о сем сердечно порадовался я и благодарил Бога, подавшаго Вам таковое усердное желание работать Ему в преподобии и во смирении сердца; чрез что и Вы, с преподобными, преподобными соделаетесь. Да благословит Господь Бог исхождение твое из мира, и да пошлет тебе Ангела хранителя спутешественника, и да управит тебя к тихому пристанищу; о чем одолжаюсь молить о тебе Господа Бога.

В Киев отпроситься у родителя своего сходить Богу помолиться и святым угодникам Божиим, весьма хорошо. Господь да благословит Вас! На счет же выбора себе монастыря, куда должно вступить, о сем советую Вам отнестись к отцу своему духовному, отцу Макарию. И какое он укажет место, туда и грядите во имя Господне, ничтоже сумняся. В том месте, куда он укажет, Господь Вас и спасет, и научит творити волю Его святую.

24 Мая 1845 г.

Имя сродницы Вашей новопреставленной д. В. для годичнаго поминовения вписали мы на церковную таблицу, которую ежедневно и поминаем мы на всех церковных службах, моля Господа Бога о упокоении души ея в Небесном Царствии. Равно молим Бога и о Вашем здравии и спасении, чтобы добрая душа Ваша, яко птица, избавилась от сети ловящих ю; ибо многи сети в мире, от числа коих самыя главныя - лесть богатства и жены. От лица жены как от лица змеи, должно бегать, чтоб не уязвилось сердце, а богатство аще течет, не прилагайте сердца. И аще соблюдеши душу твою от сих, спасен будеши.

Прошу Вас принять от меня приносимое поздравление с наступившим новолетием, которое, по милосердию Божию, да будет Вам благоприятным летом по сему, т. е. чтобы здоровье Ваше не оскудевало, и благополучие не умалялось, и благия желания увенчались вожделенным успехом, т. е. чтобы и Вам, подобно св. Давиду, даны были голубины криле ко удалению от суеты сует, и лететь в пустыню, и водвореть в ней с чаянием или упованием на Божие спасение; чего из глубины души моея богомольчески желаю Вам. О том же, что Вы и доселе еще не в пустыни, сердечно сожалею и я; впрочем, исполнение благих желаний наших наиболее с трудом и с некоторыми препятствиями бывает. Подобно Вам и я в свое время испытывал невольно задержку в удалении от мира, продолжавшуюся до шести лет; а последний год был для меня самый тяжкий, и я едва не впал в чахотку; но по милосердию Божию душа моя, яко птица избавися от сетя ловящих, и я достиг тихаго пристанища. Тако и Ваше благое желание исполнит Господь, о чем я ежедневно молю благость Его.

Сердечно порадовался я о том, что Ваша добрая родительница возъимела спасительное желание присоединиться к православной церкви Христовой; но не знаю, совершилось ли это святое желание ея? О, если бы подал Господь благую мысль в сердце и Вашему родителю оставить лютеранское заблуждение, и быть православным - правоверующпм. Лютер учеником Христовым не был, и учению Христову не следовал; но составил ин закон, о котором в книге псаломстей сказано: поведаша мне законопреступницы глумленья, но не яко закон Твой, Господи; а посему и именуется оный лютеранским законом или исповеданием, а не Христианским; впрочем прошу Вас не посетовать на меня за ею.

В заключение сего всеусерднейше желаю Вам милости Божией, душевнаго мира, здравия и спасения, и чтобы Господь Бог и Вас, как и праведнаго Лота, извел из Содома, и привел к душеспасительному пристанищу. Недостойный Игумен Антоний.

10 Января 1861 г.

Вы в письме своем несколько упомянули о делах церкви, которыя не утешают, а опечаливают. Что делать? Мы, православные, хотя и всегда молим Господа Бога о мире всего мира, о благостоянии святых Божиих церквей, и о соединении всех; однако враг всего добраго не престает сеять плевелы среди пшеницы, но Пастырь наш добрый, верный во всех словесех Своих, Христос Спаситель уверяет, что святую церковь Его и врата адовы не одолеют. Этою истиною будем успокоивать мы себя.

Сердечно порадовался я о том, что Вы благополучно возвратились на родину свою, и что Господь Бог благоустрояет Вам развязаться с морскою суетою, и расположил родных Ваших не препятствовать в добром намерении Вашем, еже послужити Ему, Господу Богу, во иноческом чине. Истину сказал св. пророк Давид: Господь волю боящихся Его сотворить, и молитву их услышить. Вы только задумали оставить мирскую суету сует, и Бог зараз располонил и сердца родных Ваших не удерживать Вас от благаго намерения. Посему Вы сами должны из глубины души своея благодарить Господа Бога за спасительное промышление Его о Вас и призывание в служение Себе, и подобно оленю бежать и спешить на источники водные, то есть, в пустыню, где и вы с преподобными преподобны будете. Только не откладывайте намерения своего день за день; ибо преподобный Симеон сказал: Бог ничем столько не радуется, якоже о скорости нашей. Посему и мы убогие, по долгу христианской любви, молим о Вас Господа Бога, чтобы поспешил Он вам развязаться с миром. А когда развяжетесь, и достигнете своей спасительной цели; тогда опять будем молить о Вас Бога, чтоб Он укрепил Ваши немощныя силы в перенесении всех трудов и лишений в иноческой жизни. Ибо мы в этом отношеши как муравьи: если чего один не сможет поднять или сделать, тогда помогает ему другой, и третий и многие. Посему не опасайтесь, что Вы немощны и сил не имеете; но верьте, что Вам и братии будут помогать, а наиболее Сам Бог; ибо Он един Всесильный во всем Вам будет Помощник и Покровитель, и благой Утешитель.

15 Декабря 1859 г.

Приношу Вам поздравленю мое с текущим новолетием, и усердно желаю Вам в новый год сей милости Божией, душевнаго мира, здравия и спасения, и помощи Божией, и благопоспешения в освобождении себя от суеты сует, т. е. светской мирской жизни, и удаления в пустыню, спасающую от малодушия и от многих искушений и бед, ибо чего око Ваше не будет видеть, и чего ухо Ваше не будет слышать, то и на сердце Ваше не взыдет. Посему просите Вы себе у Господа Бога словами Святаго Давида: имже образом желает елень на источники водные, сице желает душа моя к Тебе, Боже! Ибо лучше мне день един пробыть во дворех Твоих Господи, нежели тысящу лет жить в селениях грешничих. Но кто даст ми криле голубины, да полечу и почию?

24 Января 1860 г.

Возлюбленный о Господе брат и благодетель мой.

Благодать, милость, мир и благословенье Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с тобою!

Благодарю Вас за продолжение любви Вашей к моему недостоинству, которую и Спаситель наш, одобряя, говорит: «О сем разумеют вси, яко мои есте ученицы, аще любовь имате между собою». Но надобно выдать и сие, что где любовь бывает по Бози, то тамо недремленно диавол старается расторгнуть союз сей святой, и посеять неудовольствие, коего с Вашей стороны я не надеюсь видеть. Если же я по безумию своему когда опрокинусь на тебя, то тогда мужайся Бога ради и да крепится сердце твое; ибо я человек яр есмь и неукротим.

Уведомляете Вы о кончине своего сродника. Пишете, что он был человек молодой и предобрый. Сего-то ради, благоугоден Богови быв, возлюблен бысть, и живый посреди грешник, преставлен бысть; восхищен бысть, да не злобе века сего изменить разум его, или лесть мирская прельстить душу его; скончався вмале, исполни лета долга. Т. е. добрый человек в один год больше добра сделает и угодит Богу, чего беззаконник и во сто лет не успеет. Да упокоит Господь душу его со святыми в Небесном Царствии; сетующих же и плачущих о его кончине да утешит Всеблагой Бог Милостию Своею!

Вы просите моего совета, куда лучше избытки свои употребить на нищую ли братию, по словеси Господню, или на благолепотное украшенье Святаго дома Божия? Ответствую: и то и другое дело угодное Богу. Но чтоб именно назначить Вам, чего лучше держаться, того сказать никак не смею; ибо благия желания рождаются в сердце не всегда от нас, но иногда и от Бога. Посему одно предпочести, а другое преобидеть небезопасно. За лучшее считаю поместить на сей хартии несколько примеров для собственнаго Вашего избрания (что покажется лучше, того и держитесь), а именно: 1е, Польза милостыни такая: что сколько мы не оказываем бедному, оказываем то Самому Христу Богу, по Его словеси: аминь глаголю вам, понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе. И именует таковых милостевцев Своими сынами и благословенными Отца Своего Небеснаго, и делает их наследниками вечных благ. А примером нам истинных нищелюбцев служить могут от числа безчисленных трое - Филарет Милостивый, Петр Мытарь, и Серапион Сундонит. Первый из них столь был милостив, что и сам обнищал было; второй, раздавши все, наконец и себя продал, и в милостыню отдал; а у третьяго оставалась только одна свитка и Евангелие, но и то последнее отдавши нищим, остался наг, гладен и без храмины. А не так, как ныне богатые делают: подадуть бедному копейку, а тысячу рублей в сундук запрут. 2е, Во Евангелии упоминаемая жена, купивши стекляницу многоценнаго мира, от великаго усердия своего и любви стала возливать на главу Христа Спасителя. Ученики же Его, увидя Сие, стали негодовать, и сочли дело таковое за небогоугодное и погибельное, т. е. суетное, говоря: чесо ради гибель сия бысть? Лучше бы было, когда бы продано было и роздано нищим. Но Спаситель не одобрил их за сие, рекши: жена дело доброе сотворила Мне; нищих всегда иметь будете, а Мене не всегда. Сим примером научает нас Спаситель, что всякое благое дело, которое относится собственно к чести Самаго Бога, и к прославлению Его, там попечете о нищих оставлять должно до времени. Почему если кто прилежит более о украшении святыни, тот не точию ничего не теряет, но и весьма много приобретает; чему примером может служить преподобный Эразм Печерский, сего числа церковию празднуемый, 3е, Богу угодное дело, строение вновь святых храмов. О пользе сей сама Матерь Божия, явившись, известила некоему Угоднику, что если кто на созидание церкви Божией и един кирпич подаст, то не только не погубит мзды своей, но и Ее соделает Молитвенницею о себе. Посему не точлько маломощные, но и многие богатые не щадят и тысяч больших на созидание церквей, лишь бы за сие удостоиться милости Божией. Есть такие, которые особенное имеют усердие для церквей покупать колокола, и даже весьма тяжеловесные. Сие делают они в память той страшной трубы, чрез которую в последний день и мертвых возбудят на суд; а посему чрез звон колокольный чают, умилостивя Бога, получить грехом своим прощение, коего и сподобятся, 5е, Иные, подражая благообразным советникам Иосифу и Никодиму, обвившим тело Иисусово чистыми плащаницами, покупают для священнослужителей церковных облачения священные, и тем самым равнаго удостоиваются от Господа мздовоздаяния. Некоторые имеют благоговейный обычай в нарочитые праздники, т. е. в годовые, покупать и приносить в церковь большия свечи в память и в честь того светлаго праздника, который после Всемирнаго Суда начнется в Царствии Небесном, и будет праздноваться безконечно; посему утешаются надеждою, что и их Жених Церковный, Христос Бог, соделает участниками с мудрыми девами, приимшими светильники своя, и вшедшими на брак в Чертог Небесный, 7е, Есть не мало таких, которые имеют усердие для церквей покупать разныя церковныя книги, коими чтоб всегда прославлялся Господь Бог. Жертва таковая весьма приятна Богу. 8е, Также много есть таких, которые по примеру святыя Анастасии Узорешительницы, имение свое истощают на освобождение в темнице седящих, часто их посещая, потребное доставляя, и ходатайствуя об освобождении их; чему и ныне многие богачи ревнуя, в Москве, и в С. П. Б., к празднику св. Пасхи выкупают из тюрьмы десятками и сотнями человек. 9е, Бывают и в нынешния времена такие, которые, по примеру святителя Николая, бедных девиц, снабжая приданым, отдают в замужество, и тем самым охраняют их от греховнаго падения. Добродетель таковая весьма Богу угодна, 10е, Есть сердобольные люди и такие, которые, слушая Господа, устами св. пророка Давида говорящаго: «Тебе оставлен есть нищий, сиру ты буди помощник», приемлют в свой дом бедных, безродных и малолетных сирот, и воспитывают их, как собственных детей, не щадя для образования их ничего. Таковая добродетель не точию в небе, но и на земле хвалится, сие, многие из добрых людей, ревнуя безмездным врачам: Косьме, Дамиану, Гуру, Иоанну, Трифону, Фалалею, Агапиту и пр., непрестанно посещают больных, врачуя их болезни, и доставляя потребная ко упокоению их, или своим иждивением покупая, врачевая и призывая лекарей (так как и Вы в болезни моей убеждали меня призвать врача на счет Ваш). Таковых на Всемирном Суде похвалит Христос и скажет: Мне сотвористе. 12е, Некоторые, подражая древним странноприимцам: Сампсону, Ксенофонту Евфишану и проч., имение свое истощавают на странных приемля их в дом свой, упокоевая пищею и питием и снабдевая на путь потребными вещами, чему и в нынешние времена есть примеры. Один, известный мне, в городе Ливнах, мещанин И. В. в то только и живет, что странных принимает и упокоивает; и ежедневно у него оных бывает за обедом не менее двадцати человек; а сам он небогат, чему весь город дивится, откуда ему Бог посылает хлеб насущный? Вот видите, и ныне есть угодники Божии, без которых и мир сей не мог бы существовать. 13е, Есть ныне и такие, хотя очень редко, которые бедных мертвых погребают, покупая гробы, и исправляя по ним обычныя церковныя помины, третины, девятины, четыредесятины, и годовщины, и поминая их как собственных родных. Святый Иоанн Дамаскин таковую добродетель весьма похваляет, и творящих таковая блаженными именует, говоря: «Блаженнейший есть сице о умерших пекийся, сие бо умилостивляет и возвеселяет щедролюбиваго Господа, еже тщатися коемуждо о помощи искренняго своего. Сие хощет милостивый Бог, и любит, яко да друг от друга вси благодетельствуемся, и живи суще, и по смерти». Мог бы я и кроме сих примеров поместить здесь еще, но довольно для Вас и сих; ибо и теперь нельзя будет сказать: некуда давать денег. Вот видите, есть куда. Есть люди, живущие в мире, которые из приведенных мною здесь примеров к одному чему-нибудь имеют особенное усердие, и на оное имение свое иждивают. Есть же и такие, которые на каждый предмет упомянутый мною уделяют по части от своего имущества. Чтож касается до меня, то, живши в мире, ко всякому делу благу был хладен, и деньги, по подобию скупых, складывал в окованный ковчежец, к которому и сердце свое имел прикованным же. Когда же возгорелся огнь Божественной любви в моем сердце, тогда все суеты мирския омерзели мне, и любимое богатство опостылело, и так, как птица из сети, или яко елень палимый жаждою, удалился из Ростова, бегая, и водворился в непроходимой пустыне с чаянием себе от Господа спасения от малодушия и от обуревания многих грехов. Грошы же свои, сколько ни имел, не разсудил расточать на дела благотворительныя, дабы не прослыть милостивым; но как оныя, так купно и себя самаго отдал в полное и безвозвратное распоряжение батюшке, отцу строителю. О чем благодарение Господу Богу до ныне ни разу не скорбел, не жалел и не любопытствовал, куда все оное употреблено, на дело ли, или нет? О том не буду пред Богом иметь ответ. Вас же, како Господь вразумит, тако и поступайте с поместьем своим и с самим собою. А как приведенные мною здесь примеры более приличествуют для живущих в мире, а не в пустыни, то посему и прошу Вас, когда нет тут противнаго здравому разуму, прочитать примеры те своим братцам, сестрицам, и невестушке. Может и они что нибудь изберут себе для богоугождения и для благотворения ближним в пользу своей души, и научатся богатство свое не все приносить в жертву несытому чреву. Впрочем, как угодно.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал