Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Прибежище
Прибежищем называют сознание, которое человек зарождает в себе, опираясь на понимание страданий сансары и веру. Понимание, какими мучительными могут быть страдания, такие как болезнь, старость и смерть, которых не избежать в жизни, человек ищет Прибежище и спасение. В чем же ищет человек спасение?! Не в материальном благополучии, так как в минуты депрессии, грусти, одиночества и отчаяния не важно, на сколько вы богаты, это не может устранить душевные тягости. Не в больнице, потому, что порой, врачи могут облегчить физическую боль, но не в состоянии помочь избавиться от душевных болезней и боли или переживаний. В таком случае, человек ищет Прибежища в чистом объекте веры. В буддийском понимании, чистыми объектами веры являются три драгоценности: Будда, Дхарма (Учение Будды) и Сангха (святая монашеская община). Эти Три Драгоценности - объект веры всех буддистов. Именно в них человек ищет спасение, поддержку, успокоение и помощь в самые трудные периоды жизни. Вера в Три Драгоценности зарождается в человеке после понимания достоинств Будды, Дхармы и Сангхи. Достоинства Будды, заключаются, в первую очередь, в его Просветлении, освобождении от всех пороков сознания. Его чистый ум не имеет таких негативных сторон как зависть, алчность, эго, вредоносных мыслей или ложных воззрений. Он реализовал все благодетели, усмирив свою душу, он достиг Пробуждения. Будда, подобен духовному врачу, прописывающему лекарства и дающему наставления. Он есть та первая ступень, которая составляет основу веры. Будда направляет человека к избавлению от боли душевной, к избавлению от страданий. Вторая Драгоценность - это Дхарма, само учение Будды или непосредственно Буддизм. Учение Будды заключается в двух его проявлениях. Первое - это устные наставления Будды. Второе, опираясь на устные наставления Будды, реализация этих наставлений в сознании учеников. К примеру, устные наставления, которые дает Будда, о доброте и сострадании являются первым видом Дхармы. Опираясь на эти наставления, та доброта и сострадание, которые зарождают в себе ученики Будды, обретают реальное воплощение в жизни. Это и является вторым проявлением Дхармы. Из Трех Драгоценностей, Дхарма должна восприниматься как лекарство от недугов и она является основным объектом Прибежища. Именно Учение Будды и личная практика является основным методом освобождения от страданий.
Третья Драгоценность - святая Сангха. Это монашеская община, которая помогает в понимании и усвоении Учения Будды. Сангха - это сообщeство людей, посвятивших себя учению Будды, принявших нравственные, моральные и этические положения буддизма. Она подобна медперсоналу, помогающему в усвоении и принятии лекарства. Монашеская община направляет людей по верному пути и укрепляет веру, дает понимание основ буддизма и принятия Прибежища. Она помогает каждому яснее понять смысл учения Будды. Открыть в себе те нравственные начала, которые позволяют обрести равновесие в жизни. Указывает путь избавления от страданий.
Будда, Дхарма и Сангха являются объектами Прибежища. Опираясь на понимание страданий и веры, человек зарождает в себе осознание, что у Трех Драгоценностей есть сила спасти его. Только опираясь на осознаное понимание достоинств учения Будды, разумное вверение себя Трем Драгоценностям - это и есть принятия Прибежища. Что бы зародить в себе истинное Прибежище, надо изучать достоинства Будды. Необходимо понять, чего он достиг. Какими способами Будда достиг такого результата, чему учит людей и какую пользу может принести для Вас его учение. Подробно изучив все то, что Будда проповедовал и реализовал, появляется доверие к Будде, как к Наставнику, это и есть Принятие Прибежища в Будде. Изучение достоинств Дхармы - Учения Будды, дает понимание, каким образом применение практик Дхармы меняет сознание и мышление людей в позитивную сторону, какие именно заповеди Буддизма необходимо соблюдать практикующим, насколько Буддийское мировоззрение социально полезно и какие позитивные изменения оно приносит лично вам, пробуждает в Вашей душе. Зарождая в себе стремление следовать Учению Будды, понимая его достоинства, Вы зарождаете в себе Прибежище в Дхарме. Сангха монахов или монашеская община - это то сообщество людей, которые решили посвятить свою жизнь усиленной практике Буддизма, сохранению традиции нравственности Винаи (монашеская дисциплина) заповеданной самим Буддой. Сама идея создания монашеской общины со строгой нравственной дисциплиной заключается в том, что бы создать лучшие условия для духовной практики, что бы простые мирские обязанности не отвлекали практикующего человека от изучения и реализации Дхармы. Именно монашеская община является носителем Учения Будды. Сангха должна сохранять и распространять Дхарму, помогая усваивать и изучать Буддийские каноны всем людям, которые желают познать учение. Понимая достоинства Сангхи, воспринимая ее как благого друга, способствующего духовному развитию и распространению учения, Вы зарождаете Прибежище в Сангхе. Польза Учения Будды для людей, заключается в ее практике и реализации в повседневной жизни. Дхарма учит нас, как правильно бороться со своими пороками, главными из которых являются так называемые три яда - страсть, гнев и неведение. Из-за наличия трех ядов в сознании людей, в нашем окружающем мире происходят войны, конфликты и вражда. Из-за неведения, люди не в состоянии понять причину всех бед, которые встречаются на их жизненном пути. Суть пользы и практики Учения Будды заключается в борьбе с тремя ядами. Она является противоядием от них. Развивая в себе любовь и сострадание ко всем живым существам, человек тем самым убивает в себе гнев. Усердствуя в познании и изучении Дхармы - устраняет неведение. Развивая в себе нравственность или соблюдая этические нормы и постулаты, тем самым человек одерживает верх над страстью. Соблюдая нравственность и чистоту помыслов, буддист усмиряет в себе страсть. Вся суть буддизма, как религии, так и философии заключается именно в борьбе и устранении в себе трех ядов, так пагубно влияющих на самого человека.
Прибежище является основой всех добродетелей для Буддиста. Фундаментом и началом практики духовного развития, опираясь на прочное прибежище, буддист начинает возводить свой храм в душе. Поэтому правильное, истинное зарождение прибежища является одним из самых важных аспектов практики личного освобождения людей. Как при строительстве высоких зданий, архитектор, рассчитывает размер и высоту, тяжесть нагрузок веса самой постройки, тщательно планирует закладку фундамента, учитывает все нюансы, уделяет большое внимание опоре здания, так же и буддист должен относиться к практике зарождения прибежища. Учитывая сложность и глубину практики, препятствий на пути духовной практики буддист планирует свой путь вплоть до Пробуждения. Он должен уделять особое внимание правильному зарождению Прибежища в Трех Драгоценностях. Как в случае неправильного расчета нагрузки при строительстве здания оно может рухнуть. Так и при неправильном зарождении Прибежища дальнейшая практика может быть разрушена. Такие последствия для самого человека могут быть очень пагубны. Поэтому усердствуйте в практике Прибежища. Днем и ночью начитывайте текст принятия Прибежища, вверяя себя Трем Святым Драгоценностям, не теряя веры, и следуя их заповедям.
В повседневной жизни и работе, занимаясь обыденными делами, мы часто встречаемся с разными людьми и, исходя из совместного труда и общих дел, мы строим о них свою точку зрения. Судим о людях по поступкам, поведению, словам и манерам - так формируется наше мнение о том или ином человеке. Вместе с тем, формируется внутреннее отношение к каждому конкретному человеку, симпатия, восторг или антипатия и отчуждение. Мы можем не осуждать поступки людей в слух, но все же, каждый из нас имеет право на собственную точку зрения. В душе мы осуждаем или пытаемся понять причину поступков, как бы выносим вердикт объекту нашего внимания. В результате, перестаем общаться, доверять человеку. Или не помогаем ему больше и не обращаем внимания на него и его поступки. В случае же хорошего отношения к человеку или достойного поступка с его стороны, точно так же, мы анализируем в душе его действия и испытываем по отношению к нему чувство уважения, порой симпатии или восторга и стараемся продолжить общение, сохранить связь. Таков внутренний суд каждого человека. И поверьте, любой ваш поступок будь он плохим или хорошим по отношению к окружающим людям, он не остается бесследно ушедшим. Каждый Ваш поступок оставляет кармический отпечаток в сознании, как Вашем, так и людей, которые связаны с Вами. Это подобно кругам на воде от брошенного в реку камня. Даже маленький брошенный камешек создает рябь на воде, которая доходит и до берега. Бывает, что люди формируют свое мнение о других, опираясь на не достоверную информацию, а на ложь и клевету. Кто-то из-за личных мотивов - зависти и гнева старается очернить кого-то, распуская слухи. Это тоже оставляет негативный кармический след, которого необходимо избегать. Только личный опыт дает нам возможность реально оценить и понять причины поступков человека. Составить верное суждение о человеке.
Суть буддийской практики заключается в том, чтобы человек изменился. Из безнравственного превратился в нравственного, из нечестного в честного. Это и есть духовный путь. И именно начало духовной практики, изменение себя изнутри, является дверью, ведущей в духовное учение. Прибежище и есть та дверь, ведущая в буддизм. Прибежище в Трех Драгоценностях является духовной основой всех добродетелей. Все благие изменения, которые происходят в душе, такие как развитие нравственности, доброты, моральных качеств и есть основа добродетели. А ядром и фундаментом ее является Прибежище. Если вы хотите достичь этих положительных изменений, вам необходимо взрастить в себе три противоядия: нравственность, доброту и мудрость. Взрастить путем буддийской духовной практики. Подобно архитектору, тщательно планирующему строительство здания, уделяющему большое внимание фундаменту и опоре, также и вы, планируя положительные изменения в своей душе, должны уделять огромное внимание Прибежищу. Те люди, которые не осознают пагубного влияния трех ядов и их пороков на повседневную жизнь, которые подвержены или находятся в рабстве своих омрачений, таких как неведение, гнев и страсти - совершают множество дурных поступков. В силу этих проступков они нарабатывают негативную карму. И если люди не осознают свое неправильное поведение, не займутся личной практикой очищения, не задумаются о правильном образе жизни, то рано или поздно, они обречены испытать все тяжкие последствия наработанной ими негативной кармы. Люди, подверженные трем ядам, подверженные гордыне, ведут себя в обществе вызывающе, они задирают голову, относясь к другим пренебрежительно и высокомерно. Такие люди подобны пустому колоску в засеянном поле. Вот что по этому поводу сказал в своих наставлениях Кунтан Ринпоче.
Пятистишье…
Этот образ колоса ярко отражает смысл наших устремлений. Пустой колосок в засеянном поле - это пустоцвет, в котором нет зерен. Он стоит высоко и ровно. В то время как наполненные колоски несут в себе драгоценные зерна из которых печется хлеб и благодаря которым снова засеивается поле. Под тяжестью этих зерен такие колоски склоняются к земле. Подобно пустому колосу, люди, которые не имеют в своем сознании духовной практики, сострадания, скромности, доброты и мудрости ведут себя вызывающе, грубо и высокомерно. А те люди, кто имеют мудрость, скромность, нравственность, всегда ведут себя скромно. Подобно наполненному колосу, что несет в себе зерно, наличие всех этих достоинств склоняет их голову вниз. Таким образом, Прибежище - это разумное вверение себя Трем Драгоценностям, основывающееся на понимании достоинств, сил, особенностей и пользы Будды, Дхармы и Сангхи. Это основа всех дальнейших добродетелей вашего пути. Поэтому, усердствуйте в изучении достоинств Будды, чтобы зародить в себе стремление и практики. Необходимо ясно представлять себе какова польза учения Будды. Выбрав этот нелегкий путь духовного развития, оглянитесь вокруг, проанализируйте, кто является для вас истинно благим другом, способствующим максимально вашему духовному развитию. И вы поймете всю важность роли Сангхи.
|