Асинхронных двигателей
Размер
| Рис. 34, а
| Рис. 34, б
| Рис. 34, в
|
|
|
|
|
| -
|
| -
|
| -
|
| -
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | 
Рис. 33. Фигурные пазы короткозамкнутых роторов

Рис. 34. Пазы двухклеточных роторов.
Если расчетная индукция в каком-либо сечении зубца превышает 1, 8 Тл, необходимо учесть поток в пазу.
Индукция в ярме статора , Тл,
(105)
где – расчетная высота ярма статора, м:
, (106)
где и – диаметр и число рядов аксиальных вентиляционных каналов в статоре. При отсутствии каналов .
Индукция в ярме ротора , Тл,
, (107)
где – расчетная высота ярма ротора, м.
При этом для роторов с посадкой сердечника на втулку или на оребренный вал (крупные асинхронные машины) расчетная высота ярма ротора
, (108)
где – диаметр аксиальных каналов ротора М;
– число рядов аксиальных каналов.
. (109)
Для двигателей с и непосредственной посадкой сердечника ротора на вал определяют по (108).
Магнитное напряжение воздушного зазора, А,
. (110)
В этой формуле – коэффициент воздушного зазора; – воздушный зазор, м; Гн/м.
Магнитное напряжение зубцовой зоны статора, А,
, (111)
где – расчетная высота зубца статора, м.
При переменном сечении зубцов
(112)
или

Значения напряженности поля в зубцах , А/м, находят в соответствии с индукциями по кривой намагничивания при зубцов для принятой марке стали (см. приложения).
Магнитное напряжение зубцовой зоны ротора, А,
, (113)
где – расчетная высота зубца, м.
При переменном и плавно изменяющемся сечении зубца
(114)
или
(115)
Значения , А/м, определяются по кривой намагничивания для зубцов при принятой марке стали (см. приложения).
Если при расчете зубцов с переменным сечением , то необходимо подразделить зубец по высоте на две равные части и определить напряженности в каждой из них в отдельности. В этом случае расчетная ширина зубца берется на высоте 0, 2 и 0, 7 всей высоты зубца от его наиболее узкой части:
; (116)
. (117)
Магнитное напряжение зубцовой зоны
. (118)
При фигурных пазах ротора или двойной беличьей клетке рассчитываются раздельно магнитные напряжения верхней ( ) и нижней ( ) частей зубцов (см. табл. 17 и 18).
Магнитное напряжение зубцовой зоны ротора в этих случаях равно:
. (119)
Коэффициент насыщения зубцовой зоны
. (120)
Полученное значение позволяет предварительно оценить правильность выбранных размерных соотношений и обмоточных данных проектируемой машины. Если , имеет место чрезмерное насыщение зубцовой зоны; если , то зубцовая зона мало использована или воздушный зазор взят слишком большим. В обоих случаях в расчет должны быть внесены соответствующие коррективы.
Магнитное напряжение ярма статора, А,
, (121)
где – длина средней магнитной линии ярма статора, м:
; (122)
– напряженность поля при индукции по кривой намагничивания для ярма принятой марки стали, А/м.
Магнитное напряжение ярма ротора, А,
, (123)
где – напряженность поля при индукции В по кривой намагничивания ярма для принятой марки стали, А/м;
– длина средней магнитной линии потока в ярме ротора, м. Для всех двигателей, кроме двухполюсных с непосредственной посадкой на вал,
, (124)
где высота спинки ротора
(125)
Для двигателей с , сердечник ротора которых непосредственно насажен на вал, длина средней магнитной линии определяется по формуле
(126)
Суммарное магнитное напряжение магнитной цепи машины (на пару полюсов), А,
. (127)
Коэффициент насыщения магнитной цепи
. (128)
Намагничивающий ток
. (129)
выражается также в процентах или долях номинального тока:
. (130)
Относительное значение служит определенным критерием правильности произведенного выбора и расчета размеров и обмотки двигателя. Так, если при проектировании четырехполюсного двигателя средней мощности расчет показал, что , то это свидетельствует о том, что размеры машины выбраны завышенными и активные материалы недоиспользованы. Такой двигатель может иметь высокие КПД и , но плохие показатели расхода материалов на единицу мощности, большую массу и габариты.
Если же в аналогичном двигателе , то это означает, что либо его габариты взяты меньшими, чем следовало, либо неправильно выбраны размерные соотношения участков магнитопровода. Двигатель будет иметь низкие КПД и .
В небольших двигателях мощностью менее 2 – 3 кВт может достигать значения 0, 5 – 0, 6, несмотря на правильно выбранные размеры и малое насыщение магнитопровода. Это объясняется относительно большим значением магнитного напряжения воздушного зазора, характерным для двигателей малой мощности.
|