Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






На Великом пути встреч солнцу.






Деревенька Мыла встречала меня характерной для этого времени года тишиной. Мужики в большую воду все на реке-кормилице, дома остались женщины, дети да старики. Иван Петрович Бобрецов после перенесённой операции с тоской поглядывал на реку и, в силу слабого здоровья не имея возможности отправиться на промысел, хмурый ходил по двору, в меру сил помогая жене по хозяйству. Рекомендованного сыновьями и умудрившегося одолеть на шутейном плотике их строптивую реку гостя принял уважительно. Крепкий хозяин, он не без гордости рассказывал о своём семействе: “Вот в этом краю деревни все Бобрецовы, тут жили мои дед и прадед. И сыновьям я помог дома поставить и зятю, и не думает никто уезжать с родной земли”.

Помаленьку начинаю прояснять историю заселения местности в предгорьях центральной части Тиманского Кряжа. Судьба так распорядилась, что по воле случая я оказался на тропе своих далёких предков славян, в незапамятные времена в поисках сказочных богатств отправлявшихся в полные лишений и опасности странствия по Печорскому Северу и за Урал-Камень.

Здесь пролегал самый древний из всех водно-волоковых путей Севера. Как гласит летопись, еще в IX веке Новгородские ушкуйники освоили путь с берегов Северной Двины через Мезень, Пёзский волок и по реке Цильма на Печору, который в течение пяти столетий был главной дорогой в Зауралье. В начале XIII века уже московский князь Иван Калита посылает этим путём на Печору своих сокольников за ловчими птицами. Позднее эти походы становятся регулярными и на путях, которыми шли сокольники, возникают заимки.

В 1491г. Великий Князь Московский и всея Руси Иван Васильевич направил в верховья реки Цильма целую экспедицию " серебро делати и меди". Сведения о Цилемском медно-серебряном месторождении упоминались уже в письменных источниках первой половины XIII века. Так был налажен первый в истории России горный промысел государственного значения и положено начало отечественного производства серебряной монеты. Цильма стала колыбелью горного дела Московского государства, новым источником богатства для России. " Сиё важное открытие сделало государю величайшее удовольствие, и с того времени мы начали сами добывать, плавить металлы и чеканить монету из своего серебра." А в 1497г. Ивану Грозному отчеканили из печорского золота медаль в честь его дочери Феодосии. Цилемские медно-серебряные рудники и берегли больше всего московские властители, создавая крепость Пустозерск и заселяя устье Цильмы русскими людьми. Было время социальных реформ, усиливающих центральную власть. Важнейшим политическим социально-экономическим мероприятием Ивана III стала денежная реформа, потребовавшая создания своей сырьевой базы с целью централизации чеканки монет. Однако разработка этого месторождения была не долгой. С открытием в других областях Отечества новых, более доступных месторождений, его дальнейшая эксплуатация стала не выгодной. Но и по сей день место это называется " У заводов".

В середине XIX века была предпринята попытка проложить сухопутный тракт из Архангельска на Печору. Мезенским исправником Михаилом Ершовым была исследована трасса и составлен проект, однако бумаги эти затерялись под сукном чиновников. И только в 1892г. проект этот начал осуществляться. Архангельский губернатор Энгельгардт А.П., проявив личную инициативу, проехал и прошёл пешком от Архангельска до Усть-Цильмы, после чего на трассу будущего тракта нагнали сотни крестьян с лошадьми, чтобы они занялись строительством дороги. Только за одно лето 1893г. через топи, болота, реки, ручьи, горы, лесные чащобы был проложен участок тракта длиною в 250 вёрст с вновь построенными станциями (избы, конюшни, бани, амбары и другие хозяйственные постройки), с наведенными через реки и ручьи мостами, с выкопанными вручную кюветами по обе стороны тракта. Осенью того же года он огласился цокотом копыт лошадей и звоном колокольчиков пассажирских и почтовых троек. С Печоры везли боровую дичь, печорское масло, оленьи шкуры, овчину, меха, птичий пух, туши мяса, рыбу. Обратно шли обозы с солью, мукой, крупой, чаем, сахаром, охотничьим оружием, провиантом и скобяными изделиями, везли все, что не производилось в уезде.

Более 40 станций было построено на тракте. Станции представляли собой нечто вроде хуторов, где проживали содержатели – кушники и ямщики, зачастую вместе с семьями. На месте одного из таких хуторов и образовалась деревенька Мыла. Но еще более удивительное открытие ждало меня при дальнейшем плавании до Печоры. “Придешь в село Трусово, попросись от моего имени на постой к Акиле Илларионовичу. Этот старец много чего повидал на своем веку – вот и порасскажет про наши края, да и дом его у самой реки, тут и плотик есть где пристроить, ” - при расставании напутствовал Иван Петрович.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал