Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Нарушения внимания
Расстройства внимания бывают как временные явления у совершенно нормальных людей при утомлении или эмоциональном перенапряжении. В некоторых случаях недостаточность внимания становится устойчивой, и в этих случаях ее называют " невнимательностью" (в противовес такому свойству личности, как " внимательность"). В зависимости от особенностей и форм сочетания различных свойств внимания, приводящих к невнимательности, можно говорить о трех ее типах. Первым типом невнимательности является рассеянность (" порхающее" внимание), определяемая легкой непроизвольной переключаемостью слабо концентрированного внимания. Этот вид невнимательности свойственен дошкольникам и людям ослабленным, ассенизированным в результате сильного переутомления или болезни. Второй тип невнимательности, напротив, определяется высокой интенсивностью и концентрацией внимания при трудностях переключения. Это тип " невнимательности ученого", сосредоточенного на своих мыслях. У больных этот тип невнимательности свойственен лицам со сверхценными и навязчивыми мыслями. Третий тип невнимательности характеризуется весьма слабой концентрацией внимания и еще более слабой его переключаемостью. Этот тип невнимательности связан с постоянным или временным снижением силы и подвижности нервных процессов. У здоровых людей подобная невнимательность является временной в результате переутомления. В клинике такое внимание наблюдается в условиях кислородного голодания мозга, при церебральном атеросклерозе у пожилых людей (" стариковская рассеянность"). Жалобы на расстройства внимания становятся признаком заболевания только в контексте с общим соматическим или нервно-психическим расстройством. В большинстве случаев можно говорить о трех основных группах нарушений внимания: гипопрозексия, гиперпрозексия и парапрозексия. При гипопрозексиях встречаются разнообразные варианты ослабления внимания. Полная неспособность к сосредоточению, концентрации внимания называется апрозексией. Последняя сопровождается повышенной отвлекаемостью. Чаще всего в клинике встречается сочетание снижения возможностей к сосредоточению с ослаблением устойчивости внимания. Нередко эти явления сопровождаются снижением объема внимания. Рассеянность внимания — нарушение способности длительно сохранять его направленность, страдает сосредоточение. Внимание становится неустойчивым, больной не в состоянии длительно сосредотачиваться на определенном виде деятельности, преобладает непроизвольное внимание. Истощаемость внимания — прогрессирующее ослабление его интенсивности в процессе работы, хотя изначально была достаточно высокая степень сосредоточения. В силу этого резко падает продуктивность работы, становится невозможной углубленность, поглощенность деятельностью. Сужение объема внимания — патологическое сосредоточение, обусловленное слабостью его распределения. Отсюда содержанием сознания становятся наиболее личностно близкие больному впечатления. Объем внимания ограничен объектами, имеющими ситуационную или индивидуально-личностную значимость. Ослабление внимания отмечается при различных астенических состояниях, особенно если они сопровождаются неустойчивостью степени бодрствования. Быстрая истощаемость внимания свойственна больным с травмами черепа и другими органическими заболеваниями мозга. Повышенная отвлекаемость с непроизвольным вниманием к случайным и нейтральным раздражителям характерна для маниакальных состояний и при растерянности. При некоторых расстройствах сознания возникает иногда явление, близкое к повышенной отвлекаемости внимания, — симптом гиперметаморфозы. Больные при этом с особой остротой постоянно замечают изменения формы и пространственной локализации окружающих предметов, они все время пытаются удостовериться в этом прикосновением руки или перестановкой находящихся в поле зрения вещей. При гиперпрозексиях внимание усилено, причем часто за счет односторонней его направленности. Например, больные с ипохондрическими состояниями проявляют патологически повышенное внимание к своим болезненным ощущениям и всему тому, что имеет отношение к здоровью. Как бы полной противоположностью симптому отвлекаемости является патологическая застреваемость, тугоподвижность внимания, которая свойственна больным эпилепсией, при депрессиях. В этих случаях наблюдаются и нарушения механизма переключения внимания с одного объекта на другой, что зависит от малой подвижности основных нервных процессов в коре головного мозга. В некоторых случаях усиление внимания возникает в виде явления " прилипание" внимания к определенной мысли или представлению. Появившееся у больного то или иное представление, мысль задерживается в сознании, что часто выражается в речи повторением одних и тех же слов {персеверация). Доминирующие идеи (в патологических случаях) также часто находят объяснение феноменами своеобразного " прилипания" внимания к определенным мыслям, и больной при этом осознает, что они занимают в его сознании незаслуженно большое место. Парапрозексия — извращение внимания, которое чаще понимается как его сосредоточение на объектах патологического характера (бред, галлюцинации). Однако парапрозексии следует рассматривать более в плане несоответствия, неадекватности первоначальной установки произвольного внимания и результата. Чаще всего это возникает при чрезмерно сильном напряжении внимания, которое само по себе становится непереносимым для нервной системы, что и обуславливает парадоксальные, извращенные реакции со стороны внимания. Парапрозексии могут возникать и у здоровых людей. Например, спортсмен на старте не слышит выстрела стартового пистолета, хотя активно сосредотачивался и готовился к этому моменту. Расстройства внимания при очаговой патологии мозга подразделяют на модально-неспецифические и модально-специфические нарушения. Модально-неспецифические нарушения внимания — распространяются на все виды и уровни внимания. Первый уровень поражения — уровень нижних отделов неспецифических структур (область продолговатого и среднего мозга). При этом у больных наблюдается быстрая истощаемость, резкое сужение объема и нарушение концентрации внимания. Эти симптомы проявляются в любом виде деятельности из-за слабости тех механизмов, которые поддерживают внимание. В большей степени страдают непроизвольные формы внимания (больным легче сосредоточиться, если задание их лично интересует). Второй уровень — уровень диэнцефальных илимбических отделов. При этом нарушения внимания проявляются грубее. Такие больные часто вообще не могут сосредоточиться на чем-либо или их внимание крайне неустойчиво. Третий уровень поражения неспецифических серединных структур мозга — это уровень медиобазальных отделов лобных и височных долей. При этом преимущественно страдает произвольное внимание, а непроизвольное патологически усилено. У больных возникает так называемое " полевое поведение", т.е. они становятся чрезмерно реактивными на все стимулы вокруг себя — оборачиваются на любой звук, вступают в разговоры соседей и т.п. Такая бесконтрольная реактивность отражает растормаживание элементарных форм ориентировочной деятельности. У больных с поражением лобных долей наблюдается нередко своеобразное нарушение произвольного переключения внимания на новое действие, при этом возникает повторное выполнение (персеверация) одного и того же действия. Модально-специфические нарушения внимания проявляются только в одной сфере — зрительной, слуховой, тактильной или двигательной. В клинике они часто описываются как явления игнорирования тех или иных стимулов. Их нельзя рассматривать как нарушения восприятия или как непонимание инструкции. Они проявляются в специфических трудностях осознания при одновременном предъявлении " двойных" стимулов одной модальности (двух зрительных, двух слуховых или двух тактильных). Зрительное невнимание можно выявить при исследовании полей зрения периметром при предъявлении испытуемому не одного стимула-объекта с левой или правой стороны, а сразу двух. При обычной процедуре исследования поля зрения справа и слева сохранны, а при использовании методики двойной стимуляции выявляется асимметрия полей зрения. Клинически очерченные феномены игнорирования объектов в одном поле зрения (чаще в левом) выявляются также при рассматривании сюжетных картин с большим количеством деталей — больные (правши) как бы не замечают, что изображено слева на картинке (в верхнем или нижнем углу). Такие больные при копировании рисунка изображают только правую его половину. В выраженных случаях может при ходьбе натыкаться на предметы, расположенные слева от него. Феномены зрительного невнимания связаны со спецификой работы правого полушария или они появляются как симптомы при начальных стадиях поражения задних отделов правого полушария и далее часто переходят в гностические расстройства или одностороннее нарушение полей зрения (гемианопсию). Слуховое невнимание выявляют одновременным предъявлением разных звуковых стимулов в оба уха (методика дихотического прослушивания, предложенная Д. Кимурой). Здоровые люди (правши) слышат слова на 10-15% лучше правым ухом, чем левым (" эффект правого уха"). У больных с локальными поражениями мозга проценты асимметрии резко возрастают (до 50-60 % и более). Таким образом, в данном случае имеет место игнорирование левым ухом поступающих стимулов. Те же звуки, предъявляемые отдельно на правое и левое ухо, воспринимаются нормально. Слуховое невнимание может наблюдаться при поражении слуховой анализаторной системы или более обширных локализациях очагов поражения внутри полушария (правая височная доля). Тактильное невнимание выявляют при закрытых глазах путем одновременного прикосновения справа и слева острыми предметами (например, кончиками двух карандашей) к коже кистей рук. Требуется определить, сколько было прикосновений — одно или два. При поражении правой теменной доли больной чаще " не замечает" прикосновения к левой руке (одиночные прикосновения ощущаются четко). Намного реже обнаруживается игнорирование прикосновения справа. Двигательное невнимание выявляют при выполнении двуручных двигательных заданий. Больной начинает выполнять задание правильно, но затем одна рука замедляет движения — " отключается". На вопрос: " Правильно ли Вы делаете", он отвечает: " Правильно". Своих ошибок больной не осознает, но при раздельном выполнении пробы симптом игнорирования исчезает. Двигательное невнимание обычно возникает при локализации очага поражения в правом полушарии (премоторная область). Нарушение внимания у детей – достаточно часто встречающееся поведенческое расстройство, которое многие взрослые воспринимают просто как недостаток воспитания. Однако это заболевание, вызванное нарушениями головного мозга, приносит маленьким сорванцам множество неприятностей: от постоянных одергиваний родителей до неудовлетворительных оценок в школе и психологических травм из-за своей «никчёмности». Нарушение концентрации внимания может возникать вследствие переутомления (носит краткосрочный характер) или вследствие поражений головного мозга. Нарушения внимания зачастую сопровождаются гиперактивностью, причём это заболевание может наблюдаться не только у детей и подростков, но и у взрослого человека. Синдром нарушения внимания обычно характеризуется следующими признаками: неспособность сконцентрировать своё внимание и сосредоточиться на выполнении задания; неусидчивость, суетливость, повышенная возбудимость и импульсивность; забывчивость; частая смена деятельности и т.п. Это заболевание часто сопровождается диагнозом минимальная дисфункция головного мозга, а причиной её возникновения в большинстве случаев являются родовые травмы и различного рода инфекции. Определить наличие заболевания могут психиатр, невролог или психолог. При постановке диагноза нарушение внимания врач может назначить медикаментозное лечение, однако более эффективным методом считается краниосакральная терапия, применяемая остеопатами, которая подразумевает деликатное воздействие на кости и мягкие ткани с целью восстановления их естественных функций.
|