Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рекомендации и речевые образцы описания формирующего эксперимента
ВАРИАНТ АНАЛИЗА ПОНЯТИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС»
Анализ (справочной) и психолого-педагогической литературы позволил отметить неоднозначный подход к сущности понятия «педагогический процесс». В связи с этим считаем целесообразным уточнить это понятие. В.А. Сластенин рассматривает педагогический процесс как взаимодействие педагога и воспитанника, выделяя в нем целенаправленный характер (целенаправленность), методический аспект, развивающую и образовательную функции. Т.Б.Лихачев также понимает под педагогическим процессом процесс взаимодействия взрослого и ребенка, но при этом указывает еще на один характерный его признак, как содержательную насыщенность, и уточняет роль участников взаимодействия, подчеркивая направляющую роль воспитателя и активную жизнедеятельность ребенка. Л.Д.Столяренко и С.И.Смыгин же трактуют педагогический процесс как способ организации взаимодействия. В определении подчеркивается воспитательный характер складываемых отношений участников этого процесса, развитие которых происходит в результате целенаправленного отбора и использования внешних факторов.
Таким образом, в анализируемых определениях учеными педагогический процесс связывается, прежде всего, со взаимодействием, в котором подчеркивается важность методической его стороны (в его организации), продуманность которой способствует складыванию отношений между участниками, обеспечивающих их развитие. Считаем наиболее приемлемым использовать в нашей работе определение Т.Б.Лихачева, так как в нем наиболее ярко нашел воплощение личностно-деятельностный подход к организации процесса взаимодействия, требующий создания условий для того, чтобы ребенок становился субъектом своей жизнедеятельности и самоизменялся.
Рекомендации и речевые образцы описания формирующего эксперимента - Одним из условий и средств формирования готовности детей к обучению в школе является использование дидактических заданий в воспитательно-образовательном процессе. - Их выбор был продиктован следующим: ……….. - Система (комплекс) дидактических заданий выстроена таким образом, чтобы… - В экспериментальной работе нами использовались задания 3 видов: … (важно подробно охарактеризовать эти виды заданий. Например, в них содержится определенная трудность, требующая вдумчивого и творческого подхода к применению приобретаемых знаний и умений и т.д.) - Повышению эффективности использования этого средства способствовало применения приема……. Он способствовал лучшему усвоению материала и гарантировал отсутствие ошибок, являвших следствием его недопонимания. - При разработке содержания заданий учитывался тот факт, что….(Нужно доказать эффективность предложенных заданий, поэтому желательно сделать ссылку на определенную теорию). - Организуя работу по формированию готовности к обучению к школе, мы использовали системный подход, основными принципами которого являлись принципы поэтапности, последовательности и преемственности. - В качестве основных дидактических заданий на первом этапе мы практиковали……., где дети дошкольного (школьного) возраста……. -На втором этапе актуальность задач первого этапа сохранялась. Вместе с тем, обеспечивалось формирование готовности детей к обучению в школе комплексом заданий, которые характеризовались…. Их эффективность обеспечивалось организацией совместной деятельностью детей и коллективного обсуждения результатов их творческой работы. Нами предполагалось, что таким образом организуемая нами деятельность детей даст возможность…… - В контрольной группе обучение же (воспитание, развитие) велось традиционным способом без специально разработанного комплекса дидактических средств, направленных на формирование готовности детей к обучению к школе. - Раскроем более подробно на каждом из выделенных этапов используемые дидактические средства и педагогические условия, обеспечивавшие их успешное использование. Далее при описании рекомендуется: - описать, где использовались дидактические средства - проиллюстрировать его использование и описать наблюдаемое явление (либо признаки проявления чего-либо0: наблюдалось стремление к………..; отмечена активность…., появление которой было связано, на наш взгляд, с……. - Подобная работа позволила получить положительные результаты и в связи с тщательным подбором книг, проводимого с учетом возрастных особенностей, …….. - Успех обеспечивался также создаваемыми мотивационными (проблемными) ситуациями ……(используемыми мотивационными приемами, в качестве которых выступали……….) (Их рекомендуется кратко охарактеризовать: назвать и описать, где, когда использовались и какие результаты наблюдались при этом). - Создаваемые ситуации, само содержание книг и выбранные формы его обсуждения позволили активизировать детей, вызвать интерес и установку на активную сознательную работу по осмыслению текста. - Примером успешно используемых дидактических заданий может служить организуемая нами деятельность детей на занятии по……. Она выстраивалась следующим образом…………….. - При организации совместной деятельности детей в процессе формирования готовности детей к обучению в школе нам важно было выработать у них активную позицию читателя, личностно воспринимающего изучаемую информацию. В связи с этим на занятиях по ………предлагалось детям……….. - Эта практикуемая форма выполнения заданий оказалась эффективной: ……….. (Если замечались определенные трудности при выполнении заданий, то следует указать, каким образом они преодолевались). - Наши наблюдения показали, что в связи со сложностью заданий и недостаточного опыта творческой совместной деятельности у детей возникали определенные затруднения: …………(Вместе с тем, в экспериментальной группе у детей наблюдались общие затруднения в…..словесном оформлении своих мыслей……) - Однако, они не снижали возникшего познавательного интереса, так как в процессе их выполнения нами активно использовались……….. - Участие детей в этой деятельности оказало значительное влияние на изменение отношения к ней, что подтверждалось результатами нашего наблюдения: ……………. - Результаты выполнения заданий подтвердили наши предположения. …… - В контрольной же группе не сложилось положительного отношения к ……………; дети не проявляли активно познавательный интерес к работе….. в связи (из-за………- следует указать причины). - Результаты экспериментальной работы позволяют прийти к выводу о положительных изменениях: - в качестве овладения знаниями о….., умениями…… - в развитии познавательного интереса, стремления к……. - Осуществляя эту экспериментальную работу, мы тем самым подготовили успешно детей к ……. Рекомендации к составлению отчета о результатах выполнения практического задания по выявлению и обобщению педагогического опыта работы воспитателя над формированием навыков хозяйственно-бытового труда у
|