Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Рабочая программа дисциплины
Римское право
Направление подготовки 40.03.01Юриспруденция
Направленность (профиль) гражданско-правовая, уголовно-правовая
Присваиваемая квалификация Бакалавр
Форма обучения очная
Костанай, 2015 г.
Рабочая программа дисциплины составлена Жмуровой Е.Б., ст. преподавателем кафедры права ___________________
На основании ФГОС ВПО направления подготовки 40.03.01Юриспруденция, утвержденного Приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 04 мая 2010 г. № 464.
Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры права
Протокол № 2 от «08» сентября 2015 г.
Зав. кафедрой __________________ П.В. Волошин
Рабочая программа дисциплины рассмотрена Учебно-методическим советом Костанайского филиала ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»
Протокол № 1 от «17» сентября 2015 г.
Председатель УМС __________________ Н.А. Нализко
1 Общие сведения
1.1 Характеристика дисциплины:
1.1.1 Назначение дисциплины: формирование у будущих юристов комплексных знаний об основных институтах римского права.
1.1.2 Цели дисциплины: достижение всестороннего, глубокого понимания обучающихся природы и сущности основных институтов римского права, являющихся одним из источников современных правовых систем многих стран мира, приобретение студентами навыков аргументации и анализа юридически значимых аспектов общественных отношений.
1.1.3 Задачи дисциплины: формирование у студентов основы знаний в области римской и современной цивилистики; формирование юридического мышления у студентов; создание прочных основ для усвоения таких отраслей права, как гражданского, семейного, земельного.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре ОП
Дисциплина «Римское право» входит в перечень обязательных для изучения дисциплин профессионального цикла.
1.2.1 Пререквизиты. Студенты, начинающие изучение римского права должны понять, что без знания римского права трудно усвоить логику юридического мышления, изучать различные отрасли современного права. Общее значение римского права раскрывается его вкладом в совершенствование навыков юридического мышления. Римское право является одним из источников современных правовых систем многих стран мира. Римское право оказало могущественное влияние на все дальнейшее развитие законодательства и правовых учений общества. Пререквизитами дисциплины «Римское право» является знание теории государства и права, умение пользоваться историческими источниками.
1.2.2 Постреквизиты. Курс римского права тесно связан с курсом гражданского права, он содержит основные, фундаментальные понятия, которые в результате рецепирования прочно вошли в современное гражданское законодательство. Поэтому постреквизитами усвоения основных понятий римского права является гражданское право, коммерческое право, предпринимательское право, семейное право, гражданское процессуальное право.
1.3 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Коды компетенции (по ФГОС)
| Результаты освоения ОП
Содержание компетенций согласно ФГОС
| Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
| ОК-1
| осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания
| Знать: понятие и значение дисциплины для современной юриспруденции
Уметь: формулировать теоретические выводы, анализировать и систематизировать изученный материал
Владеть: понятийным аппаратом дисциплины
| ОК-2
| руководствуется принципами культурного релятивизма и этическими нормами, предполагающими отказ от этноцентризма и уважение своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентации иноязычного социума
| Знать: принципы культурного релятивизма и этические нормы
Уметь: формулировать собственное мнение
Владеть: понятийным аппаратом
| ОК-3
| Обладает навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов
| Знать: приемы социокультурной и межкультурной коммуникации
Уметь: применять навыки социокультурной и межкультурной коммуникации
Владеть: навыками социокультурной и межкультурной коммуникации
| ОК-4
| готовностью к работе в коллективе, социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, проявлением уважения к людям, готовностью нести ответственность за поддержание доверительных партнёрских отношений
| Знать: моральные и правовые нормы
Уметь: работать в коллективе
Владеть: понятийным аппаратом
| ОК-5
| осознанием значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовностью принять нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию
| Знать: гуманистические ценности для сохранения и развития современной цивилизации
Уметь: объяснять гуманистические ценности для сохранения и развития современной цивилизации
Владеть: понятийным аппаратом
| ОК-7
| владеет культурой мышления, способен к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеет культурой устной и письменной речи
| Знать: методику логического анализа и синтеза информации
Уметь: обобщать информацию, ставить цели и выбирать пути их достижения
Владеть: культурой мышления, культурой устной и письменной речи
| ОК-8
| умеет применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для своего интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования
| Знать: методику и средства познания, обучения и самоконтроля
Уметь: применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля
Владеть: методами и средствами познания, обучения и самоконтроля для своего интеллектуального развития
| ОК-9
| способностью занимать гражданскую позицию в социально-личностных конфликтных ситуациях
| Знать: основные ценности человека и гражданина
Уметь: занимать гражданскую позицию в социально-личностных конфликтных ситуациях
Владеть: понятийным аппаратом
| ОК-14
| владеет навыками ведения здорового образа жизни, участвует в занятиях физической культурой и спортом
| Знать: основы ведения здорового образа жизни
Уметь: пропагандировать здоровый образ жизни
Владеть: навыками ведения здорового образа жизни
| ПК-1
| способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем совей профессиональной деятельности
| Знать: нормативно-правовые акты в соответствии с профилем совей профессиональной деятельности
Уметь: разрабатывать нормативно-правовые акты
Владеть: понятийным аппаратом
| ПК-2
| способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры
| Знать: основы основе правосознания, правового мышления и правовой культуры
Уметь: осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры
Владеть: понятийным аппаратом профессиональной деятельности
| ПК-3
| способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами
| Знать: содержание нормативно-правовых актов
Уметь: обеспечивать соблюдение законодательства субъектами
Владеть: методикой проведения контроля соблюдения законодательства субъектами
| ПК-4
| способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом
| Знать: основные положения закона
Уметь: принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом
Владеть: навыками принятия решения и совершения юридических действий в точном соответствии с законом
| ПК-5
| способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
| Знать: нормативные правовые акты, нормы материального и процессуального права Уметь: применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
Владеть: методикой применения нормативных правовых актов, норм материального и процессуального права
| ПК-6
| способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства
| Знать: методику квалификации фактов и обстоятельств
Уметь: юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства
Владеть: навыками квалификации фактов и обстоятельств
| ПК-7
| владеет навыками подготовки и составлению процессуальных документов
| Знать: методику подготовки и составлению процессуальных документов
Уметь: составлять процессуальные документы
Владеть: навыками подготовки и составлению процессуальных документов
| ПК-8
| готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства
| Знать: основные положения должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства
Уметь: выполнять должностные обязанности по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства
Владеть: навыками обеспечения законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства
| ПК-9
| способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина
| Знать: основные права и свободы человека и гражданина
Уметь: защищать права и свободы человека и гражданина
Владеть: навыками защиты прав и свобод человека и гражданина
| ПК-10
| способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения
| Знать: методику выявления, пресечения, расследования правонарушений
Уметь: выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения
Владеть: навыками выявления, пресечения, расследования правонарушений
| ПК-11
| способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению
| Знать: основы методики предупреждения правонарушений, выявления и устранения причин и условий, способствующих их совершению
Уметь: осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению
Владеть: навыками предупреждения правонарушений, выявления и устранения причин и условий, способствующих их совершению
| ПК-12
| способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению
| Знать: основные положения анти коррупционного законодательства
Уметь: давать оценку коррупционного поведения
Владеть: навыками пресечения коррупционного поведения
| ПК-13
| способен правильно, полно, логически и фактически обоснованно и мотивированно отражать результаты профессиональной деятельности в процессуальных документах и актах
| Знать: основные положения нормативно-правовых актов
Уметь: мотивированно отражать результаты профессиональной деятельности
Владеть: навыками оформления процессуальных документов
| ПК-14
| готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции
| Знать: основы проведения юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов
Уметь: проводить юридическую экспертизу проектов нормативных правовых актов
Владеть: навыками проведения юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов
| ПК-15
| способен толковать различные правовые акты
| Знать: методику толкования различных правовых актов
Уметь: толковать различные правовые акты
Владеть: навыками толкования различных правовых актов
| ПК-16
| способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности
| Знать: методику подготовки квалифицированных юридических заключений и консультаций в конкретных видах юридической деятельности
Уметь: давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности
Владеть: навыками подготовки квалифицированных юридических заключений и консультаций в конкретных видах юридической деятельности
| ПК-17
| способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне
| Знать: основы методики преподавания дисциплин
Уметь: преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне
Владеть: приемами и методами преподавания
| ПК-18
| способен управлять самостоятельной работой обучающихся
| Знать: методику управления самостоятельной работой обучающихся
Уметь: управлять самостоятельной работой обучающихся
Владеть: навыками управления самостоятельной работой обучающихся
| ПК-19
| способен эффективно осуществлять правовое воспитание
| Знать: методику проведения воспитательной работы
Уметь: эффективно осуществлять правовое воспитание
Владеть: навыками ораторского искусства
|
1.4 Образовательные технологии:
При проведении лекционных занятий используются следующие образовательные технологии: Технология поддерживающего обучения, объяснительно-иллюстративные методы обучения:
- лекция-видуализация, представляющая собой визуальную форму подачи лекционного материала средствами ТСО или аудио-видео-техники. Чтение такой лекции сводится к развернутому или краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов.
При проведении семинарских занятий используются следующие образовательные технологии:
- доклады студентов с последующим обсуждением: студенты заранее готовят небольшие доклады, в рамках предложенного преподавателем плана семинарского занятия. После каждого выступления студенты дополняют или уточняют предложенную информацию и формулируют основные выводы. Совокупность представленных текстов и их обсуждение позволит всесторонне осветить проблему. В конце занятия преподаватель подводит итоги выступлений студентов;
- работа в малых группах: студенты подразделяются на группы из 5-6 человек, каждая группа выполняет задание по теме семинарского занятия. Преподаватель определяет временные рамки для выполнения каждого задания. Выполнив задание, каждая группа демонстрирует результат своей работы. Преподаватель задает уточняющие вопросы, дополняет, при необходимости исправляет допущенные ошибки и подводит итоги.
2. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Объём дисциплины
|
Всего часов
| Общая трудоемкость дисциплины
|
| Контактная работа обучающихся с преподавателем (всего)
|
| в том числе, аудиторная работа (всего):
|
| Лекции
|
| Семинары, практические занятия
|
| Внеаудиторная работа (всего):
|
| в том числе
|
| Подготовка к семинарскому занятию
| 6, 5
| Выполнение заданий СРС
| 6, 5
| Подготовка к экзамену
|
| Самостоятельная работа обучающихся (всего):
|
| Вид промежуточной аттестации Экзамен
|
|
3. Содержание дисциплины, структурированное по темам с указанием часов и видов учебных занятий
№ п/п
| Наименование темы
| Количество часов
| ЛЗ
| ПЗ
| ЛР
| СРС
|
|
| Понятие и значение римского права
|
|
|
|
|
|
| Источники римского права
|
|
|
|
|
|
| Гражданский процесс в римском праве
|
|
|
|
|
|
| Субъекты римского права
|
|
|
|
|
|
| Семейные правоотношения
|
|
|
|
|
|
| Вещное право
|
|
|
|
|
|
| Право собственности
|
|
|
|
|
|
| Права на чужие вещи
|
|
|
|
|
|
| Обязательственное право
|
|
|
|
|
|
| Договоры как источники обязательств
|
|
|
|
|
|
| Обязательства как бы из договоров
|
|
|
|
|
|
| Обязательства из деликтов и квазиделиктов
|
|
|
|
|
|
| Наследственное право
|
|
|
|
|
| Всего
|
|
|
|
|
|
| 4. Программа дисциплины
4.1 Темы лекционных занятий
№
| Тема ЛЗ
| Содержание ЛЗ
| Кол-во
часов
| Кол-во
баллов
| Методы
|
| Тема 1 Понятие и значение римского права
| 1 Понятие римского права и его значение для современной юриспруденции
2 Периодизация римского права
3 Отличие частного права от права публичного.
|
|
| Лекция-визуализация
|
| Тема 2 Источники римского права
| 1 Понятие источников права.
2 Виды источников права в римском праве:
Обычное право;
Leges. Plebiscitum Senatusconsulta;
Эдикты магистратов и преторкое право;
Конституции императоров
3 Деятельность юристов.
4 Кодификация Юстиниана
|
|
| Лекция-визуализация
|
| Тема 3 Гражданский процесс в римском праве
| 1 Понятие и виды исков.
2 Формы римского гражданского процесса.
3 Понятие исковой давности.
|
|
| Лекция-визуализация
|
| Тема 5 Семейные правоотношения
| 1 Общая характеристика римского семейного права.
2 Правовые отношения между супругами.
3 Правовые отношения родителей и детей.
|
|
| Лекция-визуализация
|
| Тема 6 Вещное право
| 1 Общее учение о вещах.
2 Понятие и виды владения.
3 Установление и прекращение владения.
4 Защита владения.
|
|
| лекция-визуализация
|
| Тема 7 Право собственности
| 1 Понятие права собственности.
2 Виды права собственности
3 Общая собственность.
4 Приобретение права собственности
5 Защита права собственности.
6 Прекращение права собственности.
|
|
| лекция-визуализация
|
| Тема 9 Обязательственное право
| 1 Понятие и содержание обязательства. (obligatio)
2 Основания возникновения обязательств.
3 Стороны в обязательстве
4 Исполнение обязательства.
5 Ответственность за неисполнение обязательства.
6 Прекращение и обновление обязательства.
|
|
| лекция-визуализация
|
| Тема 13 Наследственное право
| 1 Общая характеристика римского наследственного права
2 Наследование по завещанию.
3 Наследование по закону.
4 Необходимое наследование.
5 Принятие наследства.
6 Легаты и фидеикомиссы
|
|
| лекция-визуализация
| Итого
|
|
|
|
4.2 Темы практических занятий
№
| Тема ПЗ
| Содержание ПЗ
| Кол-во
часов
| Кол-во баллов
| Методы
|
| Тема 1 Понятие и значение римского права
| 1 Понятие римского права и его значение для современной юриспруденции
2 Периодизация римского права
3 Отличие частного права от права публичного.
|
|
| доклады студентов с последующим обсуждением
|
| Тема 2 Источники римского права
| 1 Понятие источников права.
2 Виды источников права в римском праве:
Обычное право;
Leges. Plebiscitum Senatusconsulta;
Эдикты магистратов и преторкое право;
Конституции императоров
3 Деятельность юристов.
4 Кодификация Юстиниана
|
|
| доклады студентов с последующим обсуждением
|
| Тема 3 Гражданский процесс в римском праве
| 1 Понятие и виды исков.
2 Формы римского гражданского процесса.
3 Понятие исковой давности.
|
|
| доклады студентов с последующим обсуждением.
Работа в малых группах
|
| Тема 4 Субъекты римского права
| 1 Понятие и виды субъектов римского права.
2 Правовое положение физических лиц в римском праве:
2.1 Правовое положение римских граждан.
2.2 Правовое положение latini
2.3 Правовое положение перегринов.
2.4 Правовое положение рабов. (servi)
3 Юридические лица в римском праве.
|
|
| доклады студентов с последующим обсуждением.
Работа в малых группах
|
| Тема 5 Семейные правоотношения
| 1 Общая характеристика римского семейного права.
3 Правовые отношения между супругами.
3 Правовые отношения родителей и детей.
|
|
| доклады студентов с последующим обсуждением.
Работа в малых группах
|
| Тема 6 Вещное право
| 1 Общее учение о вещах.
2 Понятие и виды владения.
3 Установление и прекращение владения.
4 Защита владения.
|
|
| доклады студентов с последующим обсуждением.
Работа в малых группах
|
| Тема 7 Право собственности
| 1 Понятие права собственности.
2 Виды права собственности
3 Общая собственность.
4 Приобретение права собственности
5 Защита права собственности.
6 Прекращение права собственности.
|
|
| доклады студентов с последующим обсуждением.
Работа в малых группах
|
| Тема 8 Права на чужие вещи
| 1 Понятие прав на чужие вещи.
2 Понятие и виды сервитутов:
2.1 Земельные сервитуты (servitutes praediorum)
2.2 Личные сервитуты (servitutes personarum)
3 Эмфитевзис и суперфиций.
4 Залог и его формы.
|
|
| доклады студентов с последующим обсуждением.
Работа в малых группах
|
| Тема 9 Обязательственное право
| 1 Понятие и содержание обязательства. (obligatio)
2 Основания возникновения обязательств.
3 Стороны в обязательстве
4 Исполнение обязательства.
5 Ответственность за неисполнение обязательства.
6 Прекращение и обновление обязательства.
|
|
| доклады студентов с последующим обсуждением.
Работа в малых группах
|
| Тема 10 Договоры как источники обязательств
| 1 Понятие и классификация договоров.
2 Вербальные контракты.
3 Литтеральные контракты. (contractus litteralis)
4 Реальные контракты.
5 Консенсуальные контракты.
6 Безыменные контракты. (contractus innominati)
7 Понятие и виды пактов.(pacta)
|
|
| доклады студентов с последующим обсуждением.
Работа в малых группах
|
| Тема 11 Обязательства как бы из договоров
| 1 Общая характеристика обязательств как бы из договора.(obligationes ex contractu)
2 Ведение чужих дел без поручения.(negotiorum gestio). 3Обязательства, возникающие из неосновательного обогащения.
|
|
| доклады студентов с последующим обсуждением.
Работа в малых группах
|
| Тема 12 Обязательства из деликтов и квазиделиктов
| 1 Понятие деликта.
2 Виды деликтов.
3 Обязательства как бы из деликтов.
|
|
| доклады студентов с последующим обсуждением.
Работа в малых группах
|
| Тема 13 Наследственное право
| 1 Общая характеристика римского наследственного права
2 Наследование по завещанию.
3 Наследование по закону.
4 Необходимое наследование.
5 Принятие наследства.
6 Легаты и фидеикомиссы
|
|
| доклады студентов с последующим обсуждением.
Работа в малых группах
| Итого
|
|
|
|
5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
5.1 Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине.
5.1.1 График выполнения и сдачи заданий СРС
Тема СРС
| Содержание СРС
| Форма
контроля
| №
Недели
(выдача)
| №
Недели
(сдача)
| Кол-во часов
| Кол-во
баллов
| Тема 1 Понятие и значение римского права
| 1 Составьте логическую схему по темам:
1 Периодизация римского права.
2 Роль римского права в истории права и его значение для современной юриспруденции.
2 Составьте словарь терминов (глоссарий) по данной теме
Подготовка к семинарскому занятию
Выполнение заданий СРС
| Проверка
схемы и глоссария
|
|
|
0, 5
0, 5
|
| Тема 2 Источники римского права
| 1 Решите казус по данной теме:
Римский гражданин Флавий приобрел у перегрина Стикха 10 быков. Но вскоре они начали болеть. Флавий решил обратиться в суд, считая, что Стикх продал ему некачественный товар. Нормами какого права должне быть урегулирован данный спор: jus gentium, jus civile, jus praetorium?
Подготовка к семинарскому занятию
Выполнение заданий СРС
| Проверка
решения
казуса
|
|
|
0, 5
0, 5
|
| Тема 3 Гражданский процесс в Римском праве
| Решите казус по данной теме:
1 Авл Агерий взял в долг сроком на 3 года у Нумерия Негидия в 23 г. н.э. 3000 сестерциев. Но в 25 г.н.э. Нумерий Нигидий получил назначение в Египет императорским чиновником. И пробыл там до 35 г. н.э.По возвращении в Рим он потребовал у Авла Агерия вернуть долг. Но последний отказался, ссылаясь на давность лет.
Необходимо определить процессуальные действия для разрешения данного спора.
2 Установите правильные ответы из нижеперечисленных вариантов ответов: процесс посредством «наложения руки», процесс посредством жертвы, процесс-пари
3 «Я утверждаю, что ты мне по твоему торжественному обещанию должен…и я спрашиваю: дашь или оспариваешь»
4 «Чтобы ты оплатил мне долг…и я накладываю руку»
5 «Требую ответа, на каком основании ты выставляешь претензии?»
Подготовка к семинарскому занятию
Выполнение заданий СРС
| Проверка
решения
казуса и задания
|
|
|
0, 5
0, 5
|
| Тема 4 Субъекты римского права
| Решите казус по данной теме:
1 Торговец Марий купил у 17-летней Юлии золотое украшение, редкое по качеству работы, за цену обычного золотого украшения, чем выиграл около 25 % от стоимости. Отец Юлии, узнав о сделке, потребовал вернуть вещь, поскольку сделка была совершена без его ведома. Как и каким образом будет разрешен возникший спор?
2 Великий римский поэт Публий Овидий Назон попал в немилость к императору Октавиану Августу. Император приказал Овидию навсегда покинуть Рим и отправиться в изгнание в Скифию. Назовите юридические последствия изгнания.
Подготовка к семинарскому занятию
Выполнение заданий СРС
| Проверка
решения
казусов
|
|
|
0, 5
0, 5
|
| Тема 5 Семейные правоотношения
| Решите казус:
1 Какой статус получал ребенок, родившийся от брака римского гражданина и перегринки?
Составьте сравнительную таблицу:
2 «Отличие брака сum manu mariti от брака sine manu»
3 «Отличие узаконения от усыновления»
Решите казус: Сын крупного хлеботорговца Эмилий, получив наследство, стал вести широкий образ жизни. Он приобретал предметы роскоши, почти ежедневно устраивал пиры с друзьями, которых одаривал богатыми подарками, не уделяя хозяйству должного внимания. Могли ли родственники воспрепятствовать такому поведению?
Подготовка к семинарскому занятию
Выполнение заданий СРС
| Проверка решения
казусов
|
|
|
0, 5
0, 5
|
| Тема 6 Вещное право
| 1 Сделайте следующее задание:
Распределите вещи по группам согласно имеющейся в римском праве классификации вещей: пшеница, воздух, бочка воды, дрова, деньги, городской театр, вода в реке, фрукты, деньги, полученные как проценты по займу, приусадебный участок у определенного дома, золотое украшение, корабль, часы, лошадь, жеребенок.
Подготовка к семинарскому занятию
Выполнение заданий СРС
| Проверка
выполненно-
го задания
|
|
|
0, 5
0, 5
|
| Тема 7 Право собственности
| 1 Проведите сравнительный анализ права владения и права собственности.
2 Составьте классификацию способов утраты права собственности.
3 Решите казус:
Скульптор получил заказ от некого Тиция изготовить его бюст из материала заказчика. Но вместо этого он изготовил бюст императора, за который ему заплатили большую сумму. Однако Тиций потребовал передать скульптуру ему. Скульптур отказался, предложив Тицию возместить стоимость материала. Как должен быть разрешен спор по Юстинианому законодательству?
4 Составьте презентацию по теме (не менее 25 слайдов)
Подготовка к семинарскому занятию
Выполнение заданий СРС
| Проверка письменной работы, просмотр презентации
|
|
|
0, 5
0, 5
|
| Тема 8 Право на чужие вещи
| 1 Составьте логическую схему по теме: «Виды прав на чужие вещи»
2 Решите ситуацию:
Ветви плодоносящих деревьев, растущих на земле, принадлежащей Аппию, нависают над земельным участком его соседа Элкиноя, и созревшие плоды зачастую падают на землю Элкиноя. Кому должны принадлежать эти плоды? Как регулируют эту ситуацию законы XII таблиц.
Подготовка к семинарскому занятию
Выполнение заданий СРС
| Проверка
составления схемы,
решения ситуации
|
|
|
0, 5
0, 5
|
| Тема 9 Обязательственное право
| 1 Составьте логическую схему по теме: «Замена лиц в обязательстве»
2 Составьте словарь терминов (глоссарий) по соответствующей теме.
3 Составьте презентацию по теме (не менее 20 слайдов)
Подготовка к семинарскому занятию
Выполнение заданий СРС
| Проверка
Составления схемы, глоссария, просмотр слайдов
|
|
|
0, 5
0, 5
|
| Тема 10 Договоры как источники обязательств
| Решите казусы:
1 Клавдий оставил Юлию на хранение воз жердей. Однако Юлий использовал жерди как опору для виноградных лоз в своем винограднике. Может ли Клавдий вернуть свои жерди?
2 Теренций арендовал у Семптилия дом сроком на пять лет. Через три года Семптилий продал дом Марку. Марк предложил Теренцию освободить дом, поскольку он с ним никаких договоров не заключал. Как будет разрешен данный спор?
3 Пятеро друзей заключили договор товарищества для организации торговли с Египтом. Через год один из них решил выйти из дела, остальные продолжили свою деятельность на тех же условиях. Какое количество договоров товарищества здесь имело место?
Подготовка к семинарскому занятию
Выполнение заданий СРС
| Проверка
решения казусов
|
|
|
0, 5
0, 5
|
| Тема 11 Обязательства как бы из договоров
| 1 Определите, что из данных ситуаций относиться к получению по безнравственным основанием, а что является противоправным основанием:
А) Предоставление имущества за обещание воздержаться от деликта
Б) Взимание больших процентов по долгу, чем это установлено в законе
Подготовка к семинарскому занятию
Выполнение заданий СРС
| Проверка письменной работы
|
|
|
0, 5
0, 5
|
| Тема 12 Обязательства из деликтов и квазиделиктов
| 1 Составьте логическую схему по теме: «Виды деликтов в римском праве»
2 Составьте словарь терминов (глоссарий) по данной теме
Подготовка к семинарскому занятию
Выполнение заданий СРС
| Проверка логической схемы, глоссария
|
|
|
0, 5
0, 5
|
| Тема 13 Наследственное право
| 1 Решите казус:
Римский гражданин Марий перед смертью составил письменное завещание, зарегистрированное в протоколе суда, следующего содержания: «Я, Марий Тертулиан, после моей смерти оставляю моему старшему сыну Павлу дом в Риме с флигелем и приусадебным участком в 16 югеров и всей утварью стоимостью 15 тысяч сестерциев, и Павел должен предоставить право пожизненного проживания во флигеле моему другу Юлию; среднему сыну Марку переходит гончарная мастерская со всем оборудованием и рабами, работавшими там, общей стоимостью 8000 сестерциев; младшему сыну – Продию пусть перейдет поле и виноградники площадью 500 югеров общей стоимостью 11 тыс. сестерциев»
Однако после смерти отца Марк отказался признать завещание и потребовал передела наследства. Как должен разрешиться спор в соответствии с римскими нормами?
Подготовка к семинарскому занятию
Выполнение заданий СРС
Подготовка к экзамену
| Проверка
решения казуса
|
|
|
0, 5
0, 5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учебно-методические материалы для самостоятельной работы обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предоставляются в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
Для лиц с нарушениями зрения:
– в печатной форме увеличенным шрифтом,
– в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями слуха:
– тестовые задания в печатной форме,
- вопросы коллоквиума в печатной форме,
– в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
– тестовые задания, размещенные в электронном журнале,
– задания, размещенные в системе МУДЛ.
5.2 Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
№
п/п
| Контролируемые разделы (темы) дисциплины
| Код контролируемой компетенции (или ее части)
| Наименование
оценочного средства
|
| Понятие и значение римского права
| ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-7, ОК-8,
ОК-9, ОК-14
ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7
ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-18, ПК-19
| Тест
|
| Источники римского права
| ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-7, ОК-8,
ОК-9, ОК-14
ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7
ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-18, ПК-19
| Тест
|
| Гражданский процесс в римском праве
| ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-7, ОК-8,
ОК-9, ОК-14
ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7
ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-18, ПК-19
| Тест
|
| Субъекты римского права
| ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-7, ОК-8,
ОК-9, ОК-14
ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7
ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-18, ПК-19
| Тест
|
| Семейные правоотношения
| ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-7, ОК-8,
ОК-9, ОК-14
ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7
ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-18, ПК-19
| Тест
|
| Вещное право
| ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-7, ОК-8,
ОК-9, ОК-14
ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7
ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-18, ПК-19
| Тест
|
| Право собственности
| ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-7, ОК-8,
ОК-9, ОК-14
ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7
ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-18, ПК-19
| Тест
|
| Права на чужие вещи
| ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-7, ОК-8,
ОК-9, ОК-14
ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7
ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-18, ПК-19
| Тест
|
| Обязательственное право
| ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-7, ОК-8,
ОК-9, ОК-14
ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7
ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-18, ПК-19
| Тест
|
| Договоры как источники обязательств
| ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-7, ОК-8,
ОК-9, ОК-14
ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7
ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-18, ПК-19
| Тест
|
| Обязательства как бы из договоров
| ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-7, ОК-8,
ОК-9, ОК-14
ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7
ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-18, ПК-19
| Тест
|
| Обязательства из деликтов и квазиделиктов
| ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-7, ОК-8,
ОК-9, ОК-14
ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7
ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-18, ПК-19
| Тест
|
| Наследственное право
| ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-7, ОК-8,
ОК-9, ОК-14
ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7
ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-18, ПК-19
| Тест
|
5.3 Распределение баллов по видам и формам контроля знаний студентов
№
| Формы
контроля
| Виды работы
| Кол-во работ
| Максимальный балл за 1 работу
| Итого баллов
|
| ТК
| Работа на лекциях
|
|
|
|
| ТК
| Работа на практических занятиях:
|
|
|
| проверка теоретической подготовки
|
|
|
|
| ТК
| СРС
|
|
|
|
| РК 1
| Тестирование
|
|
|
|
| РК 2
| Тестирование
|
|
|
|
| ПА
| Экзамен
|
|
|
| ВСЕГО
|
|
|
5.4 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Успешное изучение курса римского права невозможно без самостоятельной систематической работы над источниками права и учебными материалами. Семинарские занятия проводятся с целью усвоения лекционного теоретического курса. Семинары призваны научить самостоятельно рассуждать, подкреплять теоретические положения собственными аргументами, формулировать выводы и отстаивать собственную точку зрения. На практических занятиях и во время деловых игр преимущественно ставятся задачи разрешения правовых ситуаций по применению норм римского права, поиска оптимальных средств решения предложенных казусов.
Готовясь к семинарским занятиям студенты должны подготовить письменно ответы по вопросам занятия, что поможет лучшему усвоению изучаемого материала. При подготовке к семинарскому занятию студентам необходимо изучить соответствующие разделы учебной литературы, ознакомиться с историческими источниками римского права, законспектировать основные моменты по вопросам семинарского занятия. В заключение занятия, на основе анализа рассмотренных вопросов, студент должен сформулировать свои выводы и научно их обосновать.
Важным методом изучения дисциплины является самостоятельная работа, включающая изучение исторических документов, трудов ученых-романистов, учебников и учебных пособий.
По итогам изучения курса студенты должны усвоить понятийный аппарат римского права.
Для лиц с нарушениями зрения предусматриваются индивидуальное консультирование по темам посредством телефонной связи.
Для лиц с нарушениями слуха и для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата предлагается использовать вышеизложенные методические указания посредством электронной связи и использованием УМКД в электронном виде.
5.5 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
5.5.1 Основная литература
1 Новицкий, И.Б. Римское право [Текст]: учебник / И.Б. Новицкий.- М.: Высш.образование, 2013.- 298 c.
2 Прудников, М.Н. Римское право [Текст]: учебник / М.Н. Прудников. – М.: Юрайт, 2014. – 591 с.
3 Прудников, М.Н. Римское право [Электронный ресурс]: учебник для академического бакалавриата / М.Н. Прудников. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2016 // https://www.biblio-online.ru/thematic/? id=urait.content.7DD03377-9CBC-4363-9D32-D4B1BE4C682C& type=c_pub
5.5.2 Дополнительная литература
1 Дождев, Д.В. Римское частное право [Текст]: Учебник / Д.В. Дождев. – М., 2011. – 784 с.
2 Кудинов, О. А. Римское право [Текст]: схемы и комментарии / О.А. Кудинов.- М.: Дашков и К, 2010.- 224 c.
3 Исмагулова, А.Т. Римское право [Текст]: Учебное пособие / А.Т. Исмагулова. Е.Б. Жмурова. - Костанай: Костанайский филиал ФГБОУ ВПО «ЧелГУ», 2014. – 112 с.
4 Новицкий, И.Б. Римское право [Электронный ресурс]: учебник для академического бакалавриата / И.Б. Новицкий. - М.: Издательство Юрайт, 2015 // https://www.biblio-online.ru/thematic/? id=urait.content.7DD03377-9CBC-4363-9D32-D4B1BE4C682C& type=c_pub
5 Пашаева, О.М. Римское право [Электронный ресурс]: учебник для СПО и прикладного бакалавриата / О.М. Пашаева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2016 // https://www.biblio-online.ru/thematic/? id=urait.content.7DD03377-9CBC-4363-9D32-D4B1BE4C682C& type=c_pub
5.6Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
https://www.biblioclub.ru.-Университетская библиотека on-line.
https://www.biblio-online.ru.-Электронная библиотечная система издательства «Юрайт»
https://e.lanbook.com.-Электронная библиотечная система издательства «Лань»
https://elibrary.ru.-Научная электронная библиотека «eLIBRARY.RU»
Взаимодействие с обучающимися посредством электронной почты, скайпа.
5.7 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине
1. Электронная тестовая база UniTest system.
2. Электронная тестовая база «Электронный деканат».
3. Система Moodle.
Чтение лекций с использованием слайд-презентаций, электронного курса лекций, видео- материалов, практикумов, информационных (справочных) систем, баз данных.
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья освоение данной дисциплины может быть осуществлено при помощи https://www.biblioclub.ru.-Университетская библиотека on-line; https://elibrary.ru.-Научная электронная библиотека «eLIBRARY.RU», с использованием дистанционных образовательных технологий: Электронная тестовая база «Электронный деканат»; Система Moodle.
5.8 Обеспечение библиотечного фонда
№
| Название
| Год и место издания
| Кол-во
экземпляров
|
| Дождев, Д..В. Римское частное право [Текст]: Учебник / Д.В. Дождев
| М.: Издательство Юрайт, 2011
|
|
| Исмагулова, А.Т. Римское право [Текст]: Учебное пособие / А.Т. Исмагулова. Е.Б. Жмурова
| Костанай: Костанайский филиал ФГБОУ ВПО «ЧелГУ», 2014
|
|
| Новицкий, И.Б. Римское право [Текст]: учебник / И.Б. Новицкий
| М.: Высш.образование,
|
|
| Новицкий, И.Б. Римское право [Текст]: учебник / И.Б. Новицкий
| М.: Высш.образование,
|
|
| Римское частное право [Текст]: Учебник / под ред. И.Б. Новицкого, И.С. Перетерского
| М.: Юриспруденция, 2013
|
|
| Прудников, М.Н. Римское право [Текст]: Учебник / М.Н. Прудников. – 302 c.- (Основы наук).
| М.: Издательство Юрайт, 2011
|
|
| Прудников, М.Н. Римское право [Текст]: Учебник / М.Н. Прудников. – 302 c.- (Основы наук).
| М.: Издательство Юрайт, 2014
|
|
5.9 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине.
№
| Наименование оборудованных учебных кабинетов
| Перечень основного оборудования учебных кабинетов
| Место нахождения
| наименование
| количество
| 1.
| Административное право
| Стендов
Посадочные места
|
| г. Костанай, ул. Бородина 168 А, кабинет 504
| 2.
| Трудовое право
| стенды,
телевизор
Посадочные места
|
| г. Костанай, ул. Бородина 168 А, кабинет 505
| 3.
| Уголовный процесс
| стенды,
телевизор,
ноутбука
Посадочные места
|
| г. Костанай, ул. Бородина 168 А, кабинет 514
| 4.
| Уголовное право
| стенды,
компьютеры
Посадочные места
|
| г. Костанай, ул. Бородина 168 А, кабинет 506
| 5.
| Конституционное право зарубежных стран
| стенды государственная символика – флаг, герб, гимн
Посадочные места
|
| г. Костанай, ул. Бородина 168 А, кабинет 512
| 6.
| Гражданское право
| стенды,
телевизор
Посадочные места
|
| г. Костанай, ул. Бородина 168 А, кабинет 511
| 7.
| Уголовное право, Гражданское право
| Зал судебных заседаний
Посадочные места
|
| г. Костанай, ул. Бородина 168 А, кабинет 110
| 8.
| Дипломное проектирование
| Кабинет дипломного проектирования – ноутбук,
стеллаж,
компьютерный стол, мягкие стулья.
Посадочные места
|
| г. Костанай, ул. Бородина 168 А, 5 этаж, № 509
| 9.
| Гражданский процесс
Уголовный процесс
Административный процесс
| Зал судебных заседаний
Посадочные места
|
| г. Костанай, ул. Бородина 168 А, 1 этаж, № 105
| 17.
| Лекционная аудитория
| Мультимедийная установка
Посадочные места
|
| г. Костанай, ул. Бородина 168 А, 1 этаж, № 515
| 18.
| Лекционная аудитория
| Мультимедийная установка
Посадочные места
|
| г. Костанай, ул. Бородина 168 А, 1 этаж, № 516
| 19.
| Лекционная аудитория
| Мультимедийная установка
Посадочные места
|
| г. Костанай, ул. Бородина 168 А, 1 этаж, № 110
|
Освоение дисциплины инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения:
– лекционная аудитория – мультимедийное оборудование, источники питания для индивидуальных технических средств;
– учебная аудитория для практических занятий (семинаров) – мультимедийное оборудование;
– аудитория для самостоятельной работы – стандартные рабочие места с персональными компьютерами.
|