Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тоталитарный политический режим. Понятие «тоталитаризм» означает весь, целый, полный






 

Понятие «тоталитаризм» означает весь, целый, полный. (термин – Муссолини)

Тоталитарный режим характеризуется абсолютным кон­тролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

Признаки тоталитарного политического режима:

1) государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;

2) общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о единстве, слиянии власти и народа;

3) монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;

4) абсолютная «правовая», а точнее - антиправовая регламентация общественных отношений, которая базируется на принципе дозволено только то, что прямо разрешено законом»; запрещено все, что прямо не приказано

5) государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена ореолом тайны и недоступна для контроля со стороны народа;

6) доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;

7) господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил;

8) права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации;

9) экономической основой выступает крупная собственность: общинная, монополистическая, государственная;

10) характеризуется наличие одной официальной идеологии, фактически устраняется плюрализм;

11) централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением;

12) бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества;

13) отсутствие правовой государственности и гражданского об­щества;

14) государственная власть осуществляется но своему усмотрению, произволу, без учета мнения большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами

 

Особой разновидностью тоталитарного режима выступает режим фашистский, который можно рассматривать как своего рода радикальный тоталитаризм. Странами, где впервые возникли фашистские организации, были Италия и Германия. Фашизм в Италии был установлен в 1922 году. Для итальянского фашизма характерным было стремление к возрождению великой Римской империи. Фашизм в Германии утвердился в 1933 г., целью его было господство арийской расы, высшей нацией провозглашалась германская.

Плюсы: эффективен в чрезв. ситуациях (мобилизует ресурсы)

Минусы: жесткий, не дешевый, невним. к правам человека
23. Демократический политический режим

Понятие «демократия» означает народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это скорее идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем есть ряд государств, которые сделали в этом направлении больше других Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Англия) и на которые зачастую ориентируются другие государства.

 

Признаки демократического режима:

1) население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой (когда граждане, например, на референдуме непосредственно принимают решения по важнейшим вопросам общественной жизни) и представительной демократии (когда народ реализует свою власть через выбираемые им
прeдставительные органы);

2) решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

3) базируется на гражданском обществе с его развитой структурой;

4) предполагает существование правового государства, действие его принципов;

5) выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям

6) легитимность государственной власти;

7) силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы без­ опасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества, используются только по прямому предназначению, их деятель­ность регламентируется законами;

8) доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения;

9) во всех сферах общественной жизни господствует закон;

10) провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

11) в отношении хозяйствующих субъектов и граждан действует принцип «дозволено все, что не запрещено законом»;

12) политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте, так и вне его (оппозиция выдвигает альтернативную программу, критикует
власть за совершенные ошибки, контролирует ее через деятельность
своих фракций и блоков в парламенте, в своей печати);

13) гласность, средства массовой информации свободны от цензуры;

14) реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осу­ществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить по­вседневную политику государства) и судебную (призванную высту­пать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонару­шений).

Плюсы: больше соц. лифтов, полит. мобильность (полит. диалог между гос-м и обществом)

Минусы: неэффект. в чрезвыч. ситуациях, для того, чтобы был эффективен нужна высокая социальная культура граждан.

Разновидности дем. режимов: либерально-демократические (отдают приоритет личности, ее правам и свободам, и роль государства сводят к защите этих прав и свобод, собственности граждан) и консервативно-демократи­ческие режимы (опираются не столько на конституцию, сколько на политичес­кие традиции, которые являются основой данных режимов).

Дем-я м.б. непосредственная (прямая) – осущ народом без полит. посредников (выборы, собрания) +: большие возможности для выражение интересов граждан, -: нежелание участвовать в полит жизни большинства граждан

Представительная: власть осущ. представителями народа – депутатами, выборными органами. +: более эффективна, т.к. участвуют профессионалы, -: возможно развитие бюрократии и коррупции, принятие решений не в интересах большинства граждан


24.Форма правления: понятие, виды

Форма государственного правления — это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государствен­ной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения населением.

Монархия Республика
Неограниченная (абсолют-ная) Ограниченная Англия, Япония, Испания, Швеция, Норвегия Президентс-кая Парламентс-кая Смешан-ная
Саудовская Аравия, Бруней Сословно- представительская Конституционная
    Дуаллис-тичекая Парла-ментская
             

 

Признаки монархии: Признак республики:
1) власть передается по наследству; 2) осуществляется бессрочно; 3) не зависит от населения (единоличность главы гос-ва) 4) политич. безответственность. 1) выборность власти; 2) срочность; 3) зависимость от избирателей   4) политич. ответственность

25. Монархия, виды монархий – это такая форма правления, при которой:

Признаки монархии:
1 власть передается по наследству, 2 власть принадлежит одному лицу; 3 осуществляется бессрочно; 4 не зависит от населения (единоличность главы гос-ва) 5 политич. безответственность.
Монархия
Неограниченная (Абсолют-ная) Ограниченная (Конституционная) Англия, Япония, Испания, Швеция, Норвегия
Саудовская Аравия, Бруней Сословно- представительская Конституционная
    Дуаллис-тичекая Парламентарная

Неограниченная М. – нет парламента (законодательного органа), вся власть (законодат, исп, судебная) принадлежит монарху, власть монарха по конституции ничем не ограничена. Авторитарный режим

Ограниченная М. – есть парламент (законодательный орган), власть монарха ограничена по конституции этим органом. Демократический режим.

Дуалистическая М: власть поделена (у монарха – исполнительная, он формирует правительство, у парламента – законодат.)

Парламентарная М:

а) власть монарха ограничена во всех сферах государственной власти, от­сутствует дуализм; б) исполнительная власть у правительства, которое по конституции ответственно перед парламентом, а не монархом;

в) правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах;

г) главой государства становится лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест в парламенте;

д) законы принимает парламент, а подписание их монархом представляет формальный акт.

 

Число монархий в мире - около шестой части общего числа общего числа государств мира. Среди монархий есть крупные страны – Великобритания, Испания, Япония, Таиланд, но есть и очень мелкие государства с населением в несколько 100 тысяч (Свазиленд в Африке), десятков тысяч (княжество Монако в Европе) и тысячи человек (Тувалу в Океании).

Общая тенденция развития свидетельствует о переходе от монархии к республике как более демократической форме. Хотя монарх - глава государства, на деле ему не всегда принадлежит верховная власть, не всегда он реально правит страной. Верховная власть в монархии зачастую осуществляется системой высших органов, включая главу государства, парламент, правительство, а иногда и неформальными структурами (семейный совет)

26.Республика как форма правления – это такая форма правления при которой:

Признак республики:
1 выборность власти; 2 срочность; 3 зависимость от избирателей 4 политич. ответственность

Своё происхождение термин «республика» - лат. - «общественное дело», ведет из Древнего Рима. Его ввел в оборот знаменитый юрист, оратор и государственный деятель Марк Туллий Цицерон.

  Презид. Респ. Парлам. Респ.
Власть Президент – глава государства и глава правительства (исполнительная власть) Президент – глава государства, НО не глава правительства (исполнительная власть) *** Глава правительства – премьер-министр Верховная власть у парламента, парламент избирается населением
Выборы Президент избирается населением или его представителями на выборах (выборщиками) *** Президент избирается либо парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом
Формирование правительства Президент самостоятельно (не исключен парламентский контроль) формирует правительство, *** Правительство формируется только парламентским путем из числа де­путатов, принадлежащих к правящей партии (располагающей большинством голосов в парламенте) или к партийной коалиции; правительство остается у власти до тех пор, пока оно располагает под­держкой парламентского большинства, а в случае утраты такой поддержки оно либо ухо­дит в отставку, что означает правительственный кризис, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения внеочередных парламентских выборов;
Ответственность правительства Правительство ответственно перед президентом *** + Парламент имеет право выразить вотум недоверия правительству Правительство ответственно перед парламентом
Полномочия президента Президент наделен такими полномочиями, которые в значительной сте­пени позволяют ему контролировать деятельность парламента (законодательного органа) -право роспуска парламента, право вето и др.), *** (а парламентимеет право объявить импичмент президенту) брать на себя в экс­тренных случаях функции парламента. Президент как глава государства обнародует законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами и т. д.

*** -Смешанная полупрезид. Розовым – то, что касается только смешанной



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал