Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Нормативно-правовой акт как форма права
Нормативный правовой акт — это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение. Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации. Нормативный акт занимает особое место в системе правовых актов. Его следует отличать от актов применения и толкования права. По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты. Виды законов В странах романо-германской правовой семьи (РФ) закон выступает в качестве основного и главного нормативно-правового регулятора общественных тношений. 1) Конституция (закон законов) — основополагающий, учредительный политический правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти; 2) федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией; 3) федеральные законы — это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества; 4) законы субъектов Федерации — издаются их представительными органами и распространяются только на соответствующую территорию. Виды подзаконных актов: 1)указы и распоряжения Президента РФ (распоряжения принимаются больше про процедурным, текущим вопросам) 2) постановления и распоряжения Правительства РФ — акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами; 3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры; 4) решения и постановления местных органов государственной власти; 5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления; 6) нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов; 7) локальные нормативные акты — это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка). В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на: — нормативные акты государственных органов; — нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ — нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур); — нормативные акты, принятые на референдуме. В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на: — общефедеральные; — нормативные акты субъектов Российской Федерации; — нормативные акты органов местного самоуправления; — локальные нормативные акты. В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируются как: — нормативные акты неопределенно-длительного действия; — временные нормативные акты.
|