![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Древняя Греция.
Государственное устройство – полис (город-государство). Самые известные полисы – Аттика (с центром в Афинах), Лаконика (с центром в Спарте), Арголида (с центром в Микенах), Фокида (с центром в Дельфах) и т.д.
Важная часть культуры – расписная керамика. Каждый сосуд использовался для определённых целей.
И многие другие.
Ранний стиль керамики называется геометрическим (IX-VIII века до н.э.). Сосуды украшаются чёткими геометрическими орнаментами. Геометрические амфоры часто являлись надгробиями (у греков преобладала кремация, т.е. трупосожжение), поэтому на них часто в том же самом геометрическом стиле изображались сцены оплакивания.
Далее – чёрнофигурный стиль (чёрные фигуры по светлому фону, по чёрным фигурам процарапывается рисунок). Вазы часто подписываются, причём говорят от первого лица («Меня расписал такой-то»). Сюжеты могут быть самыми разными, от самых высоких-мифологических до самых низких и бытовых («Последствия пирушки»).
Постепенно чёрнофигурный стиль полностью сменяется краснофигурным (светлые фигуры по тёмному фону). Чёрнофигурными всегда остаются только панафинейские амфоры (вручённые за победу на олимпийских играх, на них изображался тот вид спорта, в котором участник всех превзошёл).
Скульптура.
Ранние изображения – маленькие бронзовые фигурки в геометрическом стиле. Далее – архаические статуи молодых людей (куросы) и девушек (коры). Любимым материалом греческих скульпторов был мрамор (он не держит открытую форму и поэтому часто отламываются руки или другие выступающие части композиции).
Очень почитали ряд самых знаменитых статуй. Практически ни одна из них не дошла до нас в оригинале, они известны только по римским копиям. Статуи описывались в специальных «путеводителях» и путевых заметках, после чего росла их популярность.
Критий и Несиот. Статуя «Тираноубийцы» (Гармодий и Аристогитон). Свергли ненавистных тиранов Гиппия и Гиппарха, после чего получили большую славу в народе. Парная композиция, вперёд выдвинуты руки с оружием (в этой композиции усматривали влияние на «Рабочего и колхозницу» Мухиной).
М и рон. Статуя «Дискобол». Культ атлетического тела, спортивного телосложения, вообще спорта. По-настоящему круглая (то есть побуждающая к круговому обходу) скульптура. Максимально отведённая назад рука с диском, закрученное движение, напряжение.
М и рон. Скульптурная группа «Афина и Марсий». Изображение популярного мифа о том, как Афина изобрела флейту, но все стали смеяться над ней, потому что при игре у неё раздувались щёки, после чего богиня прокляла инструмент. Но силен Марсий поднял её, выучился на ней превосходно играть и дерзнул вызвать на состязание самого бога Аполлона, за что и поплатился (после победы, бог Аполлон содрал с него кожу за такую дерзость).
Поликлет. Скульптура «Дорифор» (Копьеносец). Написал трактат об идеальном мужском теле, всех, даже мельчайших, соотношениях в нём, после чего создал эту статую как олицетворение написанных им слов.
Пракситель. Скульптурная группа «Гермес с младенцем Дионисом». Есть мнение, что это одна из немногих сохранившихся в подлиннике древнегреческих скульптурных групп (впрочем, это не доказано). Считается, что в утраченной руке Гермес держал гроздь винограда.
Пракситель. Афродита Книдская. Жители острова Кос заказали Праксителю скульптуру Афродиты. Он создал её образ обнажённой, что жители Коса посчитали неприличным и отказались брать скульптуру. Но образ понравился жителям острова Книд, они взяли скульптуру себе и она получился название Афродита Книдская.
Аполлон Бельведерский. Называется так, потому что стоит во дворе Бельведер в Ватиканском дворце. Идеально красивый юный бог (практически все остальные греческие мужские боги изображаются в виде бородатых мужчин среднего возраста).
Архитектура.
Вся архитектура подчинялась ордерной системе, которая определяла все соотношения и вообще внешний вид храма. Три варианта ордера: дорический, ионический и коринфский (характерен для более позднего времени).
Верхняя часть колонны (которая у них различается), называется капитель, вертикальные бороздки-углубления – каннелюры. У дорической колонны нет базы. Самый популярный и практически единственный сохранившийся тип древнегреческой постройки – храм. Ориентирован на экстерьер (внутри почти ничего не оформляется), поскольку все самые главные и общественные действия производились не внутри храма, а вне его.
Основные планы построек -
< = сокровищница Афинян в Дельфах – храм в антах.
Ансамбль Афинского акрополя.
Основные постройки:
В Греции очень большую роль играла общественная жизнь: гимнасии (места для гимнастических упражнений), термы (бани), общественные собрания, а также театры. Театры возникли из действ, посвящённых богу Дионису. Греки театры не возводили «с нуля», они использовали для этого природные возвышения-холмы, на которых и помещали зрительские места.
Основные мифы Древней Греции, которые надо себе представлять: - генеалогия и истории рождения греческих богов; - Аполлон и Дафна; - Артемида и Актеон; - Афина и Арахна; - История о нарциссе; - Пигмалион и Галатея; - Афродита и Адонис; - Деметра и Персефона; - История Прометея; - Двенадцать подвигов Геракла; - История Персея (о горгоне Медузе и об Андромеде); - Тесей и Минотавр; - Дедал и Икар; - Орфей и Эвридика.
|