Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 2. Источники экологического права.
При изучении данной темы следует иметь представление о понятии источников экологического права на современном этапе развития общественных отношений. Под источником экологического права обычно понимаются исходящие от государства или признаваемые им официально-документальные формы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения. Источникам права присущ официальный характер, они признаются государством, что и определяет поддержку содержащихся в них норм, государственную обеспеченность. Следует отметить, что основной источник экологического права – нормативный акт, т.е. официальный документ, содержащий обязательные для исполнения юридические нормы. Акт может принимать форму закона, указ, постановления, распоряжения, приказа и т.д. Совокупность таких нормативно-правовых актов образуют законодательство как внешнее выражение права. Сказанное имеет прямое отношение к экологическому праву России, являющемуся составной частью российскому праву Далее, студенты должны уделить внимание источникам экологического права, которые представляют собой нормативно-правовые акты, содержащие эколого-правовые нормы. Они должны отвечать следующим требованиям: 1. Нормативно-правовой акт должен иметь объективно выраженную форму – в виде документа, издаваемого соответствующим компетентным органом. 2. Не всякий документ может быть нормативно-правовым актом, а лишь принятый уполномоченным на то государственным органом либо негосударственной организацией, которой делегированы права на принятие данных нормативно-правовых актов. 3. Принятые уполномоченными органами государства нормативно-правовые акты должны иметь такую форму, которая определена законом. Так, Государственная Дума принимает федеральные законы, федеральные конституционные законы и постановления; Правительство РФ – постановления и распоряжения; Президент РФ издает указы и распоряжения; федеральные министерства и ведомства, а также другие федеральные органы исполнительной власти издают приказы и инструкции и т.д. 4. Наконец, для того, чтобы тот или иной нормативный акт стал источником экологического права, он должен быть принят в условиях установленной процессуальной формы правотворчества. Вопрос об источниках экологического права представляет собой значительную трудность, обусловленную огромным массивом и численностью нормативно-правовых актов, которые приняты и принимаются в стране. Например, ежегодно прирост юридической информации только на общесоюзном уровне составил более 10 млн. законов, а в республиканских уровнях он намного выше. Поэтому студентам в целях преодоления информационного барьера необходимо источники экологического права осуществлять через классификацию информационного массива (по юридической силе, по предмету регулирования, по направленности правового регулирования, степени значимости, Приступая к анализу источников земельного права, студентам следует сразу определиться в отношении самого понятия «законодательство». Такая оговорка связана с неоднозначной трактовкой юристами этого термина. Следует отметить, что систематизация источников земельного права на современном этапе развития российского общества крайне необходима. В этой связи необходимо несколько слов сказать о понятии ”система”. Система в научном понимании означает организованное множество взаимосвязанных между собой элементов, выполняющих определенную функцию. Далее, необходимо иметь в виду, что к понятию ”система законодательства” тесно примыкает понятие его структуры. Структура означает внутреннее устройство, строение чего-либо. Нам представляется, что структура – качество присущее любым объектам вне зависимости от его системных принадлежностей. И системные и несистемные образования имеют свою структуру. Когда мы говорим о структуре системы законодательства, то имеем в виду внутреннее членение этой системы на определенные нормативные акты. Для исследования системы источников земельного права, целесообразно обратиться к рассмотрению, иерархической структуре данной системы нормативно-правовых актов.
Тема 3 – 4.Объекты и субъекты экологического права.
|