![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические указания по выполнению контрольной работы. Выполнение контрольной работы является необходимым этапом самостоятельной работы при изучении материала дисциплины.Стр 1 из 3Следующая ⇒
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ Выполнение контрольной работы является необходимым этапом самостоятельной работы при изучении материала дисциплины. Требования к содержанию контрольной работы: ü Недопустимость механического переписывания материала учебника, лекций, копирование из Интернета; ü Подтверждение теоретических выводов практическим материалом; ü Цитирование первоисточников с ссылками на номер работы, указанный в списке используемой литературы и страницу. Требования к оформлению контрольной работы: ü текст ответа должен быть отформатирован по ширине (заголовки заданий - по центру, шрифт Times New Roman, размер 14, межстрочный интервал - одинарный; ü рукописный текст должен быть написан разборчивым почерком, без помарок и сокращений; небрежность в изложении и оформлении не допускается. ü страницы работы нумеруются, титульный лист является первой страницей контрольной работы (не нумеруется); ü на 2-ой странице дается содержание работы; далее следуют наименование теоретических и практических заданий и ответы на них; ü текст цитат заключаются в кавычки и сопровождаются сноской; ü в конце контрольной работы приводится список использованной литературы и иных источников информации в алфавитном порядке; Методические указания по выполнению контрольной работы ü Выполнению контрольной работы должно предшествовать самостоятельное изучение студентов рекомендованной литературы и других источников информации, обозначенных в списке. По ходу их изучения делаются выписки цитат, составляются иллюстрации, схемы и таблицы. ü Ответы на практические вопросы должны отражать необходимую и достаточную компетенцию студента, содержать краткие и четкие формулировки, убедительную аргументацию, доказательность и обоснованность выводов, быть логически выстроены. ü Ответ на практическое задание должен состоять из следующих частей: названия, в котором указывают, для какой группы населения или при каком заболевании составляется рацион; меню для всех приемов пищи в течение суток; расчета пищевой ценности рациона; заключения, в котором полученные данные сравнивают с рекомендованными нормами; списка литературы, использованной для обоснования рациона. Меню составляют, исходя из принципов сбалансированного питания. Блюда комплектуются в следующем порядке: салат, первое блюдо (для обеда), второе блюдо, сладкое блюдо или напиток, хлеб. ü Контрольная работа должна быть представлена в деканат факультета не позднее, чем за 20 дней до начала экзаменационной сессии. ü Контрольная работа, выполненная без соблюдения требований, или не полностью, не засчитывается и возвращается студенту на доработку. ü В случае выполнения работы не по своему варианту, она не засчитывается преподавателем и возвращается студенту для ее выполнения в соответствии с вариантом, указанным в таблице. ü До начала сессии студент может подойти к преподавателю и ознакомиться с замечаниями и рекомендациями, указанными в контрольной работе. ü Оценка «зачтено» является допуском к экзамену. Работа с оценкой «незачтено» должна быть доработана и представлена на повторное рецензирование.
Варианты контрольных работ Контрольная работа включает 18 вариантов. Каждый вариант включает два теоретических вопроса и одну практическую задачу. Вариант контрольной работы выбирается в соответствии со следующей таблицей по первой букве фамилии студента.
Варианты контрольной работы ВАРИАНТ 1 1. Предмет, задачи и методы физиологии питания. Наиболее существенные изменения, произошедшие в составе и структуре питания человека в 19-21 веках. 2. Классификация минеральных веществ. Макроэлементы и микроэлементы. Рекомендуемые суточные нормы. Их роль в организме человека. 3. Определить рацион питания, необходимый человеку, которому хирург удалил часть желудка. Ответ обосновать. ВАРИАНТ 2 1. Пищеварение. Типы пищеварения. Функции ЖКТ. 2. Краткая характеристика состава и пищевой ценности продуктов из зерна, крупы и бобовых. 3. Составить режим питания и меню комплексного обеда, сбалансированного по белкам, жирам, углеводам и калорийности для учащихся школьников (14 - 17 лет, юноши). ВАРИАНТ 3 1. Строение желудочно-кишечного тракта. 2. Краткая характеристика состава и пищевой ценности продуктов из мяса и рыбы, молока и молочных продуктов, яиц. 3. Составить режим питания и меню комплексного обеда, сбалансированного по белкам, жирам, углеводам и калорийности для I группы интенсивности труда (мужчина, 18-29 лет). ВАРИАНТ 4 1. Пищеварительные ферменты. Особенности функционирования важнейших пищеварительных ферментов (амилазы, липазы, протеазы и др.). Процессы всасывания и усвоения пищевых веществ. 2. Краткая характеристика состава и пищевой ценности продуктов из овощей и фруктов и продуктов их переработки. 3. Составить режим питания и меню комплексного обеда, сбалансированного по белкам, жирам, углеводам и калорийности для V группы интенсивности труда (мужчина, 18-29 лет).
ВАРИАНТ 5 1. Диетическое питание. Характеристика основных диет диетического питания. Основные различия между диетическим, лечебным и лечебно –профилактическим питанием. 2. Современные приемы длительного хранения пищевого сырья и готовых продуктов питания и их влияние на пищевую ценность продуктов. 3. Составить режим питания и меню комплексного обеда, сбалансированного по белкам, жирам, углеводам и калорийности для учащихся школьников (11 - 13 лет, девочки).
ВАРИАНТ 6 1. Строение и функции центральной и периферической нервной системы. Влияние на рост, развитие и функционирование организма человека. 2. Гигиеническая оценка различных процессов кулинарной обработки пищи. Недостатки и преимущества различных приемов тепловой обработки. 3. Составить режим питания и меню комплексного обеда, сбалансированного по белкам, жирам, углеводам и калорийности для больного, нуждающегося в диете № 8 (женщина, 40 лет). ВАРИАНТ 7 1. Гуморальная система регуляции роста, развития и функционирования организма человека. 2. Технологические приемы, используемые для предотвращение или снижения потери в пищевых продуктах витаминов, ненасыщенных жирных кислот, белков, минеральных веществ и других важнейших нутриентов. 3. Составить режим питания и меню комплексного обеда, сбалансированного по белкам, жирам, углеводам и калорийности для человека пожилого возраста (60-70 лет, Ж). ВАРИАНТ 8 1. Обмен веществ. Определение понятий «ассимиляция (анаболизм)» и «диссимиляция (катаболизм)». Определения понятий голод, аппетит, насыщение, булимия, анорексия 2. Краткая характеристика основных загрязнителей пищевых продуктов (ксенобиотиков) химического (соли тяжелых металлов, пестициды, диоксиды, радиоактивные вещества и др.) происхождения. 3. Составить режим питания и меню комплексного обеда, сбалансированного по белкам, жирам, углеводам и калорийности для человека пожилого возраста (75 лет, М). ВАРИАНТ 9 1. Характеристика различных систем питания (вегетарианство, сыроедение, питание по группам крови и др.). Особенности, достоинства и недостатки. 2. Болезни человека, связанные с нарушением обмена веществ (ожирение, диабет, фенилкетонурия, лактазная недостаточность, алкаптонурия, гиперхолестеринемия, болезнь Гирке). 3. Составить режим питания и меню комплексного обеда для человека с нарушениями функции почек. Какие пищевые продукты следует вводить в рацион для усиления выведения воды из организма в случае появления отеков. Обосновать ответ. ВАРИАНТ 10 1. Физико-химические особенности воды и её функции для живых организмов. Активность воды и и значение для продуктов. 2. Краткая характеристика состава и пищевой ценности продуктов из мяса и рыбы, молока и молочных продуктов, яиц. 3. Составить режим питания и меню комплексного обеда, сбалансированного по белкам, жирам, углеводам и калорийности для школьника (мальчик, 8 лет). .
ВАРИАНТ 11 1. Роль углеводов в организме человека. Рекомендуемые средние нормы углеводов в суточном рационе. Гликемический индекс углеводов. 2. Особенности питания лиц пожилого возраста. 3. Составить режим питания и меню комплексного обеда, сбалансированного по белкам, жирам, углеводам и калорийности для людей, проживающих на территории с острой йодной недостаточностью. Ответ обоснуйте.
ВАРИАНТ 12 1. Роль белков в организме человека. Строение белков. Пищевая ценность белков. Аминокислотный скор. Рекомендуемые средние нормы белков в суточном рационе. 2. Теории питания (адекватное, сбалансированное). 3. Составить режим питания и меню комплексного обеда, сбалансированного по белкам, жирам, углеводам и калорийности для IV группы интенсивности труда (женщина, 25 лет).
ВАРИАНТ 13 1. Белки животного, растительного и нетрадиционного происхождения. Способы повышения ресурсов пищевых белков. Азотистый баланс. Белково-калорийная недостаточность. 2. Рациональное питание. Принципы рационального питания. 3. Составить режим питания и меню комплексного обеда человеку с дисфункцией печени
ВАРИАНТ 14 1. Роль липидов в организме. Строение жиров. Рекомендуемые средние нормы жиров в суточном рационе. Холестерин и его роль в организме человека. 2. Функциональное питание. Ингредиенты и продукты функционального питания. Биологически активные добавки. Нутрицевтики и парафармацевтики. 3. Составить режим питания и меню комплексного обеда, сбалансированного по белкам, жирам, углеводам и калорийности для работающих в горячих цехах:
ВАРИАНТ 15 1. Пищевая ценность продуктов, энергетическая ценность продуктов, биологическая ценность, перевариваемость, усвояемость, приедаемость. Калорические коэффициенты белков, жиров, углеводов. Гликемический индекс углеводов. 2. Современная пирамида здорового питания и принципы ее конструирования. Направления развития пищевой биотехнологии и профилактической медицины в 21 веке. 3. Составить режим питания и меню комплексного обеда, сбалансированного по белкам, жирам, углеводам и калорийности для работающих в проектных организациях.
ВАРИАНТ 16 1. Классификация витаминов. Понятие гипер-, гипо- и авитаминозов. Основные источники водорастворимых витаминов. Суточные потребности организма. Их роль в организме человека. 2. Перечень и краткая характеристика основных групп населения, нуждающихся в функциональном питании. 3. Составить режим питания и меню комплексного обеда, сбалансированного по белкам, жирам, углеводам и калорийности для II группы интенсивности труда (женщина, 35 лет). ВАРИАНТ 17 1. Основные источники жирорастворимых витаминов и витаминоподобных веществ. Суточные потребности организма. Их роль в организме человека. 2. Особенности питания детей, подростков и студентов. 3. Составить режим питания и меню комплексного обеда, сбалансированного по белкам, жирам, углеводам и калорийности для людей, работающих в химической лаборатории, в которой ведется синтез органических соединений, содержащих тяжелые металлы. Ответ обоснуйте. ВАРИАНТ 18 1. Современное определения понятия «здоровье». Факторы, определяющие среднюю продолжительность жизни современного человека. Роль питания в поддержании здоровья и в возникновении «болезней цивилизации». 2. Особенности питания беременных и кормящих грудью женщин. 3. Составить режим питания и меню комплексного обеда, сбалансированного по белкам, жирам, углеводам и калорийности для для больного, нуждающегося в диете № 7 (мужчина, 55 лет). Ответ обоснуйте..
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ 1. Предмет, задачи и методы физиологии питания. История развития науки о питании. 2. Эволюция питания человека. Основные факторы, определяющие рацион питания человека. 3. Наиболее существенные изменения, произошедшие в составе и структуре питания человека и в технологии изготовления пищевых продуктов в 19-21 веках. 4. Современное определения понятия «здоровье». Факторы, определяющие среднюю продолжительность жизни современного человека. Роль питания в поддержании здоровья и в возникновении «болезней цивилизации». 5. Концепция государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2010 года. 6. Пищеварение. Типы пищеварения. Функции ЖКТ. 7. Строение и функции органов ротовой полости, глотки и пищевода. 8. Строение и функции желудка. 9. Роль поджелудочной железы и печени в пищеварении. 10. Строение и функции тонкого кишечника. 11. Строение и функции толстого кишечника. 12. Пищеварительные ферменты. Особенности функционирования важнейших пищеварительных ферментов (амилазы, липазы, протеазы и др.). 13. Процессы всасывания и усвоения пищевых веществ. 14. Общие принципы регуляции роста, развития и функционирования живых систем. Гомеостаз, способы поддержания гомеостаза. 15. Нервная система регуляции роста, развития и функционирования организма человека. 16. Гуморальная система регуляции роста, развития и функционирования организма человека. 17. Определения понятий голод, аппетит, насыщение, булимия, анорексия 18. Обмен веществ. Определение понятий «ассимиляция (анаболизм)» и «диссимиляция (катаболизм)». 19. Потребности организма в питательных веществах. Перечень основных макро- и микронутриентов. Определение понятий эссенциальные и заменимые пищевые вещества. 20. Физико-химические особенности воды и её функции для живых организмов. Активность воды. 21. Физиологическая роль белков, жиров, углеводов, витаминов, и минеральных веществ. 22. Роль углеводов в организме человека. Рекомендуемые средние нормы углеводов в суточном рационе. 23. Пищевая ценность пищи: энергетическая ценность пищи, биологическая ценность, перевариваемость, усвояемость, приедаемость. 24. Калорические коэффициенты белков, жиров, углеводов. Гликемический индекс углеводов. 25. Роль белков в организме человека. Пищевая ценность белков. Аминокислотный скор. Рекомендуемые средние нормы белков в суточном рационе. 26. Белки животного, растительного и нетрадиционного происхождения. Способы повышения ресурсов пищевых белков. 27. Азотистый баланс. Белково-калорийная недостаточность.. 28. Роль липидов в организме. Рекомендуемые средние нормы жиров в суточном рационе. 29. Жирные кислоты. Значение ненасыщенных жирных кислот в питании человека.. 30. Холестерин и его роль в организме человека. 31. Классификация витаминов. Понятие гипер-, гипо- и авитаминозов. 32. Основные источники жирорастворимых витаминов. Суточные потребности организма. Их роль в организме человека. 33. Основные источники водорастворимых витаминов. Суточные потребности организма. Их роль в организме человека. 34. Основные источники витаминоподобных веществ. Суточные потребности организма. Их роль в организме человека. 35. Классификация минеральных веществ. Биогеохимические провинции, эндемии и понятие о микроэлементозах человека. 36. Макроэлементы. Суточные потребности организма. Их роль в организме человека. 37. Микроэлементы. Суточные потребности организма. Их роль в организме человека. 38. Болезни человека, связанные с нарушением обмена веществ. 39. Состав и функции микрофлоры пищеварительного тракта человека. Факторы, вызывающие дисбаланс микробной экологии человека. 40. Антиалиментарные факторы питания. Источники антиалиментарных веществ. Пути устранения влияния антипищевых факторов. 41. Краткая характеристика состава и пищевой ценности продуктов из зерна, крупы и бобовых. 42. Краткая характеристика состава и пищевой ценности продуктов из мяса и рыбы, молока и молочных продуктов, яиц. 43. Краткая характеристика состава и пищевой ценности продуктов из овощей и фруктов и продуктов их переработки. 44.Определение понятия «рекомендуемые суточные нормы потребления пищевых компонентов». Комбинация продуктов - основа структуры здорового питания. 45. Современные приемы длительного хранения пищевого сырья и готовых продуктов питания и их влияние на пищевую ценность продуктов. 46. Гигиеническая оценка различных процессов кулинарной обработки пищи. Недостатки и преимущества различных приемов тепловой обработки. 47. Технологические приемы, используемые для предотвращение или снижения потери в пищевых продуктах витаминов, ненасыщенных жирных кислот, белков, минеральных веществ и других важнейших нутриентов. 48. Краткая характеристика основных загрязнителей пищевых продуктов (ксенобиотиков) химического (соли тяжелых металлов, пестициды, диоксиды, радиоактивные вещества и др.) происхождения. 49. Краткая характеристика основных загрязнителей пищевых продуктов биологического (бактерии, вирусы, простейшие, яйца глист, бактериальные токсины, микотоксины) происхождения. 50. Вредные соединения, присутствующие в воде и пищевых продуктах или образующиеся в процессе их приготовления или кулинарной обработки (биологически активные амины, гликозиды, яды пептидной природы, пищевые аллергены и др.). 51. Классификация и краткая характеристика пищевых добавок, запрещенные пищевые добавки. 52. Натуральные и синтетические пищевые добавки. Требования безопасности к пищевым добавкам. 53. Теории питания (адекватное, сбалансированное). 54. Рациональное питание. Принципы рационального питания. 55. Функциональное питание. Ингредиенты и продукты функционального питания. 56. Современная пирамида здорового питания и принципы ее конструирования. 57. Биологически активные добавки. Нутрицевтики и парафармацевтики. 58. Перечень и краткая характеристика основных групп населения, нуждающихся в функциональном питании. 59. Характеристика некоторых систем питания: голодание, вегетарианство, религиозные посты, раздельное питание, сыроедение, питание по группам крови и др. 60. Диетическое питание. Характеристика основных диет диетического питания. 61. Основные различия между диетическим, лечебным и лечебно –профилактическим питанием. 62. Особенности питания детей, подростков и пожилых людей. 63. Роль питания в профилактике некоторых распространенных болезней цивилизации. Направления развития пищевой биотехнологии и профилактической медицины в 21 веке.
|