Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Богом да Царем свято—русская земля стоит.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Летию воцарения Дома Романовых посвящается Великий день избрания Царя 21 февраля (6 марта) в России с 1613 по 1917 гг. начинались государственные и народные празднования, связанные со вступлением на престол Всероссийский Царствующего Дома Романовых. В год 403-летия со дня этого великого события в истории Отечества, следует еще раз вспомнить, в какое тяжелое время Господь гласом Русского народа и волей Земского собора избрал Самодержца земли Русской Князя Михаила Романова. О том великом дне напоминают нам теперь оставшиеся нетленными проповеди русских Архиереев, датированные незабвенным 1913-м годом, когда торжественно отмечалось 300-летие Дома Романовых. Привожу эти тексты в том, давно утраченном Царском правописании, сохраняющем и теперь в себе незабываемый след минувшей великой эпохи. Богом да Царем свято—русская земля стоит.
Поучение на празднование 300-летия Царствующего Дома Романовых.
Сегодняшнее всероссийское торжество — трехсотлетие Царствования Дома Романовых побуждает нас прежде всего вспомнить об обстоятельствах воцарения Дома Романовых. Да, братие, в истории Отечества нашего были такие мрачные времена, когда общественные бедствия, подобно грозной тучи, надвигались на него, готовые разрешиться сокрушительными ударами, и когда внезапно возсиявшая милость Божия, спасала Россию от неминуемой погибели. Триста лет тому назад, — о, как тяжело было жить тогда русскому народу! Тогда почти не было никаких законных порядков, никакого права, а были только насилия, грабежи и убийства. И все это было от того, что не было в то время законного Царя в русской земле. Случилось так, по Божьему попущению, что Царский род наш Рюриковичей прекратился со смертию наследника Царя Феодора Иоанновича (умершего в 1598 г.). Остался единственный наследник Царского престола родной брат его малолетний Царевич Димитрий Иоаннович. Но и он, по проискам Бориса Годунова заточенный в монастырь, был убит, и, таким образом, после него никого не было, кто бы мог законно занять Царский престол. Тогда волей — неволей московские люди принуждены были поставить себе Царем того самого Бориса, который всевозможными средствами домогался Царской власти. Но как только вступил он на престол, пошли большие смуты в народе русском. Явились самозванцы, которые выдавали себя за убитого Царевича Димитрия. Царь Борис, мучиемый совестию и страхом за свою ярость, процарствовавши семь лет, скоропостижно умер (в 1605 г.). После него Царем сделался Василий Шуйский, который процарствовал шесть лет (1606—1612). После Василия Шуйского Россия осталась совершенно без Царя, отчего пуще прежнего пошли в ней нестроения и непорядки. Настала крайняя необходимость выбрать Государя и тем водворить в русской земле порядок, тишину и спокойствие. Для этой цели лучшие русские люди решили собрать в Москве великий Земский Собор, на котором бы сообща решить, кому быть русским Царем. Бояре и воеводы послали гонцов во все концы русской земли и велели звать в Москву представителей от духовенства, дворян и иных сословий. Бояре и воеводы просили, чтобы представители эти крепко договорились в своих городах, и взяли бы о Государевом избрании надлежащие полномочия. Когда съехалось в Москву довольное число выборных, то назначен был трехдневный пост, по окончании которого открылись заседания Собора. На этих заседаниях прежде всего порешили, что от иностранцев брать Государя не должно, а нужно избрать природного русского, православного. Тогда начались споры и пререкания. Многие хлопотали за себя, другие за своих друзей. Образовалось несколько партий, но ни чья не брала верх. На одном из соборов какой то дворянин подал грамоту, что прежним Царям ближе всех приходится родней боярин Михаил Феодорович Романов, его и надо выбрать в Цари. В то же время подал грамоту донской казачий атаман: в грамоте его то же было сказано, что природный Царь есть Михаил Феодорович Романов. Род Романовых издавна был любим народом, и поэтому Собор решил посадить на Царство Михаила Феодоровича Романова. Послали в города за именитыми боярами, которых в ту пору не было в Москве, послали также и за теми выборными, которые запоздали на Собор, велели также выведывать по городам и уездам, как думает народ. Когда бояре и выборные съехались все и прискакали гонцы с вестью, чтовесь народ желает иметь Царем Михаила, назначен был последний окончательный собор. В неделю Православия, 21 февраля (6 мата) 1613 года, каждый выборный подал грамоту; пересмотрев все грамоты и оказалось, что везде было написано одно имя — Михаил Феодорович Романов. Послали четырех человек на Красную площадь, где толпилось масса народа. Посланные стали на Лобном месте и спросили у народа, кого он желает выбрать Царем. Народ единодушно отвечал: «Михаил Феодорович Романов будет Царь Государь Московскому государству!» После этого отслужили молебен и на ектении помянули избранного Царя Михаила. Михаилу в то время было всего 16 лет, и онс матерью своею инокинею Марфой, проживал в Костроме, при Ипатьевском монастырь. После усиленных просьб Михаил согласился принять Царство и 2-го мая торжественно въехал в Москву, а 11 июля 1613 г. Венчался на Царство. Вот, прошло с той поры триста лет, и потомство Романовых непрерывно благополучно Царствует в Русском Государстве, всеми любимое и обожаемое. За этот период времени Господь покрыл своих Венценосных помазанников и с ними Русь Православную неисчислимыми милостями и щедротами. Потомки Михаила Феодоровича довели Россию до того, что она стала теперь первоклассною могущественнейшею державой, пользующейся среди других держав большим почетом и уважением. И любить же русский народ своих Царей. Выражая своими словами благодарный чувства к Божиим помазанникам, он говорить: «Богом да Царем свято русская земля стоить», «Без Бога свет не стоит, без Царя земля не правится», «Государь — батько, земля — матка». За этот 300-летний период времени над Святою Русью преизобильно возсияла благодать Божия: явилось более 20-ти чудотворных икон Божией Матери, более 30-ти угодников Божиих прославлено даром чудотворений и нетлением Святых мощей. А сколько Господь даровал побед всероссийскому воинству! При воспоминании всех сих благодеяний Божиих, явленных русским Царям и русскому народу, душа рвется в порыве восторга и радости коленопреклоненно припасть с горячею благодарною молитвою к Всещедрому Богу. Возблагодарим же за все благодеяния Создателя нашего и испросим Его милостей щедрот и на Царствование Возлюбленнейшего Царя нашего Николая Александровича. Да хранить Господь Своею благодатию Царствующий род и Русь Святую во веки веков. Аминь. Архимандрит Корнилий (Попов) (1874-1966).
|