Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Соотношение конституционного и международно-правового регулирования института пересмотра судебных актов. -
5. Цель, предмет и пределы проверки судебных актов в вышестоящих судах. Предмет- законность и обоснованность судебного решения. Первая и наиболее объемная задача проверочных инстанций – пересмотр судебных решений, вынесенных нижестоящими судами, на предмет законности, обоснованности и справедливости. Проверка - это обязательный предварительный этап, присущий любой стадии по обжалованию судебных актов. Поэтому она имеет место по всем делам, судебные акты по которым обжалуются юридически заинтересованными лицами (сторонами, третьими лицами и т.п.), т.к. эти акты вызывают у них сомнение в своей законности и обоснованности. Таким образом, суть проверки состоит в том, что она представляет собой возбуждаемую жалобой юридически заинтересованного лица деятельность вышестоящего суда по изучению материалов дела, рассмотренного нижестоящим судом, с целью выявления возможной судебной ошибки. Умышленно или неумышленно суд допустил ошибку, - значения при этом не имеет. Итак, проверка характеризируется тем, что она: а) осуществляется всегда вышестоящим судом (проверка обоснованности вынесенного заочного решения или выданного судебного приказа является исключением из этого правила); б) заключается в анализе обоснованности доводов апелляционной, кассационной или надзорной жалоб, а также материалов дела; в) имеет своей главной целью выявить судебную ошибку, которая может заключаться в нарушении норм материального и (или) процессуального права, неполного выяснения обстоятельств спорного правоотношения и т.д.; г) должна давать ответ на вопрос о том, необходим ли пересмотр дела в случае существенности судебной ошибки. Проверка начинается со дня принятия дела вышестоящим судом к своему производству и заканчивается в момент удаления этого суда в совещательную комнату для принятия своего судебного постановления. Любая жалоба, составленная с соблюдением установленных законом требований и поданная в установленный законом срок, просто обязывает вышестоящий суд в пределах своих правомочий проверить законность, а иногда и обоснованность обжалованного судебного акта. 6. Судебные структуры (звенья судебной системы и судебные инстанции), обеспечивающие пересмотр судебных актов. Суды, входящие в судебную систему, различаются объемом полномочий. Совокупность судов, наделенных однородными полномочиями, называют звеньями судебной системы. Система федеральных судов общей юрисдикции включает: 1. основное звено — районные, городские суды, гарнизонные военные суды; 2. среднее звено — 21 верховный суд республик, 10 краевых судов, 45 областных судов, 2 суда городов федерального значения, 1 суд автономной области, 4 суда автономных округов, окружные (флотские) военные суды; 3. высшее звено — Верховный Суд РФ (Военная коллегия Верховного Суда РФ). Система федеральных арбитражных судов включает: 1. основное звено — арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов; 2. среднее звено — арбитражные апелляционные суды, федеральные арбитражные суды округов; 3. высшее звено — Высший Арбитражный Суд РФ. Система федеральных судов конституционной юрисдикции включает только одно-единственное звено — Конституционный Суд РФ. Таким образом, судебная система Российской Федерации отличается ступенчатостью звеньев. В основном подсистемы федеральной судебной власти характеризуются трехзвенной структурой, определяемой государственно-административным делением Российской Федерации. Исключение составляют федеральные суды конституционной юрисдикции, так как имеют одно высшее звено, а также федеральные арбитражные суды, так как не имеют строгой привязанности к административно-территориальному устройству страны. Суды субъектов РФ не образуют указанных или аналогичных звеньев. Помимо деления судов на звенья судебной системы, определяющего их место в судебной иерархии, суды разделяются по их процессуальной компетенции. ► Под судебной инстанцией понимается стадия рассмотрения дела в суде с определенной компетенцией. Различают: суды первой инстанции, суды второй (кассационной) и суды надзорной инстанции. Выделяется и самостоятельная апелляционная инстанция. Судом первой инстанции называют суд, уполномоченный на непосредственное (по существу) исследование и установление в судебном заседании обстоятельств дела и вынесения по нему соответствующего судебного решения. В качестве суда первой инстанции могут выступать почти все суды в пределах предоставленных им законом полномочий. Не являются судами первой инстанции арбитражные апелляционные суды, федеральные арбитражные суды округов. Судом апелляционной инстанции называют суд, рассматривающий по запросам управомоченных лиц не вступившее в законную силу решение суда первой инстанции. В апелляционной инстанции по имеющимся и дополнительно представленным доказательствам дело рассматривается повторно и в полном объеме. Это является основным отличием апелляционной инстанции от кассационной. Судами апелляционной инстанции выступают районный (городской) суд по отношению к мировым судьям, арбитражный апелляционный суд по отношению к арбитражному суду субъекта РФ. Предметом разбирательства в суде апелляционной инстанции является правильность установления фактических обстоятельств дела, а также применения материальных и процессуальных норм права. При рассмотрении дела в апелляционном порядке судопроизводство ведется по правилам производства в суде первой инстанции. Судья апелляционной инстанции вправе устанавливать новые факты и исследовать новые доказательства по делу. Под понятиями «вышестоящий суд», «вышестоящая инстанция» принято понимать суды или их структурные подразделения, занимающие более высокую ступень в иерархии судов и относящиеся к судебному звену более высокого уровня. В частности, областной суд является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к районному (городскому) суду. Судом второй (кассационной) инстанции называют суд, рассматривающий дело по кассационной жалобе или кассационному представлению на решения суда первой инстанции. Он проверяет законность и обоснованность не вступившего в законную силу решения суда первой инстанции по имеющимся в деле и дополнительно представленным материалам. В Российской Федерации, по общему правилу, кассационной инстанцией является суд, вышестоящий по отношению к суду, судебный акт которого обжалуется. В системе судов общей юрисдикции и военных судов в этом качестве выступают все суды, кроме судов основного звена. В частности, областной суд является судом второй инстанции по отношению к районному суду, окружной (флотский) военный суд — по отношению к гарнизонному военному суду. Таким образом, один и тот же суд, как правило, одновременно является судом первой инстанции для одной и второй инстанции для другой категории дел. В системе арбитражных судов функции кассационной инстанции выполняют федеральные арбитражные суды округов, специально созданные для проверки законности судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций. Судом надзорной (исключительной) инстанции называют суд, проверяющий по надзорной жалобе или надзорному представлению законность и обоснованность вступивших в законную силу решений судов первой инстанции, а также решений суда кассационной или нижестоящей надзорной инстанции. Данная инстанция необходима для исправления допущенных судебных ошибок и, таким образом, защиты прав и свобод граждан. В системе судов общей юрисдикции надзорной инстанцией могут выступать президиумы судов среднего звена, а также судебные коллегии и Президиум Верховного Суда РФ; в системе военных судов — президиум окружного (флотского) военного суда и Военная коллегия Верховного Суда РФ; в арбитражных судах — Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ.
7. Классификация принципов, действующих в стадиях пересмотра судебных актов. В статьях 118, 120 и 123 закреплены действующие в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве правовые принципы, а именно осуществление правосудия только судом, независимость судей и их подчинение только закону, состязательность и равноправие сторон, гласность судебного разбирательства. Эти принципы являются конституционными, и как таковые получают дальнейшее развитие в нормах процессуального (отраслевого) регулирования, т.е. закреплены и гарантируются также в ГПК, АПК, УПК РФ. Поэтому названные принципы имеют общеотраслевой характер, что связано с единством существа правосудия во всех видах судопроизводства. Названные принципы характерны также для всех судебных стадий судопроизводства в каждом из его видов, что позволяет считать их общестадийными. Они действуют и в стадиях пересмотра судебных актов. Особенности их реализации в отдельных видах судопроизводства и стадиях пересмотра судебных актов определяются федеральным законом и, соответственно, закреплены в ГПК, АПК и УПК РФ.
8. Организационно-статусные принципы справедливого правосудия.
организационно-статусные принципы (создание судов на основе закона, законный состав суда, независимость и самостоятельность судов)
|