Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Реализация принципа комфортности в практической деятельности учителя начальных классов
Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя «как дома». Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физиологическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социокультурной среде, создание атмосферы доброжелательности, позволит снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей. Ни в коем случае нельзя допустить возникновения у детей комплексов, неуверенности в себе. В классе не должно быть деления на «хороших» и «плохих», «умных» и «глупых». Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в свои силы. Ситуация успеха (я могу!), которая создается при введении нового знания для каждого ученика, формирует у него веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед. Как отмечали А. С. Макаренко, Л.В. Занков, А.А. Леонтьев, это чрезвычайно важно для формирования личностно-значимых мотивов учения, и поэтому является необходимым требованием личностно-ориентированной педагогики. Многие дети боятся не оправдать ожидания взрослых и появляется боязнь сделать ошибку, совершить глупость и быть осмеянным. Больше всего такие дети боятся отвечать у доски. Некоторые дети боятся сделать ошибку, когда готовят уроки, а отметка – это не просто оценка конкретного результата деятельности, она субъективно воспринимается ребёнком (в младшем школьном возрасте) как оценка всей его личности. В ряде случаев страх перед школой вызван конфликтом со сверстниками, боязнью проявлений физической агрессии с их стороны. Систематизируем данные высказывания: Что тревожит наших детей? · боязнь «быть не тем», страх сделать ошибку, боязнь получить плохую отметку, боязнь конфликта со сверстниками. Так как же учителя начальных классов могут помочь детям справиться с их страхами и создать комфортные условия обучения? Рассмотрим высказывания учителей начальной школы об использовании принципа комфортности в своей практике. 1) «Создаю для каждого ребёнка на уроках ситуацию успеха, чтобы ребёнок чувствовал себя более уверенно. Внушаю каждому ребёнку, что у него обязательно получится то, в чём он в данный момент испытывает трудности. Стараюсь создавать атмосферу доброжелательности…» 2) «Осуществляю принцип комфортности на уроках, благодаря электрифицированным наглядным пособиям. На уроках чтения я использую специальную библиотечку детских книг соответственно возрастным особенностям. Все пособия, которые я использую на уроках – красочные, занимательные, с картинками, с разного рода сигналами…» 3) «Ученикам 4-А класса проявлением комфортности служат следующие составляющие: · атмосфера доброжелательности в начале урока («возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу…») · комфортность зависит от учителя, который обладает: профессионализмом, моден, современный, с юмором, добрый, справедливый и строгий, как мама…» 4) «Дружной атмосфере в моём классе способствует внеклассная работа: совместные праздники, конкурсы, утренники, постановки различных сказок, экскурсии. Это всё сплачивает детей. За неудовлетворительную оценку стараюсь не ругать, а наоборот поддержать ребёнка, если я вижу, что ученик испытывает затруднения в изучении материала…» 5) «Для достижения комфортной обстановки на уроках использую разные приёмы обратной связи. Например, на этапе урока-рефлексии, использую разнообразные приёмы: закрытый конверт- решил или выполнил задание сам; открытый конверт- мне не удалось выполнить задание самостоятельно; конверт с вопросом - я выполнил, но вопросы остались и т.д.» 6) «Успехи неудачи необходимо оценивать адекватно. Умелое использование влияет на эмоциональный комфорт, самооценку у детей, на их познавательную активность. Необходимо: - учитывать индивидуальные особенности ребёнка: · обязательное фиксирование внимания на положительных проявлениях ребёнка; · умело сочетать на уроках технические средства обучения…» 7) На своих уроках нужно не жалеть сил на то, чтобы оставить ученика в психологическом позитиве, поэтому, если ребёнок не решил пример или задачу я предлагаю выбрать задание, которое ему посильно. Ученик остаётся с чёткой установкой «Я могу!» Когда страхи невелики, детей следует мягко и сочувственно побуждать к их признанию и преодолению, показывая, что нет никаких причин бояться. Но многих стрессовых ситуаций просто невозможно избежать. Время от времени дети должны справляться с грузом рядовых событий. Поэтому мы все вместе: 1. Учимся распознавать и интерпретировать стрессовые реакции у детей. 2. Обеспечиваем детям тёплое, надёжное пристанище, чтобы вернуть им уверенность. 3. Даём детям возможность рассказывать о том, что они чувствуют. 4. Не препятствуем регрессивному или не соответствующему возрасту поведению. 5. Помогаем детям понять смысл событий или обстоятельств, давая им необходимые объяснения. 6. Выбираем стиль общения с детьми на занятиях. 7. Главенствующую роль мы отводим мотивационному развитию ребёнка.
|