![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические указания.Стр 1 из 32Следующая ⇒
Методика и техника оториноларингологических манипуляций
Учебное пособие
Киров 2007 г. УДК – 616.21-07 (075.8) ББК 56.89.73 М 54
Печатается по решению Центрального методического Совета и Редакционно-издательского Совета Кировской государственной медицинской академии от 18.05.2007 г. (протокол № 21)
Методика и техника оториноларингологических манипуляций: учебное пособие для студентов медицинских ВУЗов / сост. А. Н. Храбриков, М. Н. Подшивалов. – Киров: Кировская государственная медицинская академия, 2007. – 122 с.: ил.
В предлагаемом учебном пособии сделана попытка обеспечить достаточную информативность материала для самостоятельного изучения методов эндоскопического исследования ЛОР органов, техники основных оториноларингологических манипуляций и методов диагностики основных ЛОР заболеваний. Пособие предназначено для студентов лечебного и педиатрического факультетов медицинских ВУЗов.
Рецензенты: Заведующий кафедрой неврологии КГМА, доктор медицинских наук, профессор Б.Н.Бейн; Заведующий ЛОР отделением МУЗ «Городская больница №3», главный отоларинголог департамента здравоохранения г. Кирова В.Л.Пересторонин
© Храбриков А.Н., Подшивалов М.Н. – Киров, 2007. ОГЛАВЛЕНИЕ.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Оториноларингология входит в программу высшего медицинского образования как неотъемлемая часть медицинской науки. Важность оториноларингологии как медицинской специальности обусловлена, в частности, высокой долей заболеваний верхних дыхательных путей и уха в структуре общей патологии и заболеваемости. Актуальность изучения оториноларингологии еще более возрастает в связи с ориентацией высшего медицинского образования на подготовку врачей общей практики и семейных врачей, в подготовке которых избранные вопросы оториноларингологии занимают значительное место. Настоящее пособие предназначено для иллюстрации вопросов пропедевтики в оториноларингологии, методов диагностики основных заболеваний ЛОР органов. В нем сделана попытка обеспечить достаточную смысловую и изобразительную информативность каждого изучаемого раздела. Описание методик исследования и иллюстрации представлены таким образом, что позволяют поэтапно и методически правильно освоить приемы осмотра ЛОР органов, наиболее оптимально организовать рабочее место (расположение рабочего стола, освещения, смотровых инструментов, положение врача и больного). Уточняются детали осмотра верхних дыхательных путей и уха, методики исследования слуховой функции «живой речью» и акуметрии, исследования вентиляционной функции слуховой трубы, методики исследования вестибулярной функции. Также описываются и иллюстрируются стандартные манипуляции: взятие мазков, промывание уха, удаление инородных тел из носа и наружного слухового прохода и другие. Все это является основой для стандартизации методики обследования больного и совершенствования ее. Предлагаемое учебно-методическое пособие направлено на самостоятельное (под контролем преподавателя) формирование навыков осмотра ЛОР органов у студентов лечебного и педиатрического факультетов медицинских ВУЗов, а также может быть использовано при подготовке клинических ординаторов, врачей общей практики и семейных врачей. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.
Тема «Методика и техника оториноларингологических манипуляций» является составной частью курса «Оториноларингология», который предусматривает изучение студентами методики и техники эндоскопического исследования ЛОР органов и проведения простейших оториноларингологических манипуляций в разделе «Практические навыки». На изучение этого раздела отводится 25 учебных часов, из них на практические и семинарские занятия – 10 часов, на самостоятельную работу студентов - 15 часов. Изучение раздела предусмотрено в VIII семестре для лечебного факультета и IX семестре для педиатрического факультета. Целью изучения темы является формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков эндоскопического исследования ЛОР органов и проведения оториноларингологических манипуляций. Тема изучается путем демонстрации преподавателем методик осмотра и манипуляций во время проведения практических занятий и самостоятельного изучения материала студентами по печатным учебным пособиям, фотостендам, демонстрационным видеофильмам. Необходимые технические средства обучения: учебное рабочее место оториноларинголога, лобный рефлектор, набор оториноларингологических инструментов, видеомагнитофон, CD – проигрыватель или персональный компьютер, телевизор. Аудиторная самостоятельная работа представляет собой отработку студентами практических навыков друг на друге и при курации больных под контролем преподавателя. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов заключается, помимо изучения те6оретического материала и отработки практических навыков в аудитории, в решении тестовых заданий множественного, расширенного выбора и тестов соответствия. Для этого в учебном пособии помещен сборник тестовых заданий по разделу «Практические навыки». После изучения методики и техники оториноларингологических манипуляций студенты должны знать последовательность проведения эндоскопических исследований уха, горла и носа, показания и противопоказания для проведения исследований, оснащение рабочего места оториноларинголога, предназначение оториноларингологических инструментов и оборудования. Студенты должны уметь произвести самостоятельно эндоскопические и функциональные исследования уха, горла и носа, а также основные оториноларингологические манипуляции. Основой для успешного изучения и освоения материала, представленного в учебном пособии, являются знания по анатомии, физиологии и клиническим вопросам болезней уха, горла и носа
|