Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Словенские земли во второй половине Х1Х в.
После поражения революции и вплоть до Первой мировой войны словенские земли прошли весь путь реформирования империи Габсбургов в составе коронных австрийских земель. Никакой автономии, ни политической, ни культурной, они не получили. Преобразования периода баховского абсолютизма и конституционных реформ 60-х гг., освобождение крестьян от повинностей способствовали высвобождению рабочих рук для развивающейся горнодобывающей промышленности Словении. Общие процессы модернизации экономики и централизованного ее регулирования положительно сказались на экономическом развитии словенских земель. Начинается переоснащение шахтного дела, ведется поиск и разработка новых месторождений железной руды и угля, продолжается строительство железных дорог. Словенские земли становятся одним из топливно-сырьевых центров страны. Словенские города становятся индустриальными центрами края. Так, в Триесте активно развивается транзитная торговля, промышленность и судостроение. Любляна, Марибор, Целе становятся центрами промышленного производства. Словенская буржуазия по-прежнему остается в тени немецкой, но уже к началу ХХ века на базе густой сети словенских сберегательных касс складывается словенский банковский капитал. В 1900 г. создается Люблянский кредитный банк. Изменяется и социальная структура общества, процент сельского населения резко снижается - с 83% в 1857 г. до 7З% в конце Х1Х века. Рабочий класс же к концу Х1Х века насчитывал около 80 000 чел. Принятие Октябрьского диплома и Февральского патента оживило политическую жизнь на словенских землях. Начались выборы в местные представительные органы - ландтаги. Словенские представители принимают участие в ландтагах Каринтии, Крайны, Штирии, Горицы, Истрии. Однако из-за особенностей избирательной системы в них преобладают немецкие представители. Избирательный ценз и курии установлены таким образом, что 200 крупных землевладельцев выбирали более четверти посланников, а крестьяне, составляющие около 80% населения избирали две пятых посланников. Поскольку словенцы в основном и были крестьянами. То представлены в ландтагах они были непропорционально своей численности. В период, когда все славянские народы империи выступают с программами восстановления своих «исторических прав» и предоставления им автономии, у словенцев появляется новая программа национальной интеграции - «Внутренняя Австрия». Ее автор каринтийский священник Андрей Эйншпилер (1813-1888 гг.) легитимист и апологет католической церкви, в своем журнале «Словенец» заявлял, что «словенец всегда будет католиком, словенцем и австрийцем» одновременно. В 1865 г. в городе Мариборе был принят проект воссоздания австрийской средневековой провинции Внутренняя Австрия как автономной единицы. Таким образом, словенцы предполагали объединиться на основе «исторического права». Мариборская программа была уязвимой по многим пунктам, и, прежде всего потому, что территории Внутренней Австрии не совпадали с границами проживания словенцев. Она не получила широкой поддержки. Словенская общественная мысль получила развитие в связи с активизацией работы местных ландтагов по Конституции 1867 г. Вновь актуальной становится программа Объединенной Словении. Началась борьба между политическими группировками за места в парламенте. В это время начинают складываться первые политические группировки - либералов и консерваторов («младословенцы» и «старословенцы»). Национальной интеграции мешал и географический фактор, так как горные затерянные селения и низинные села были оторваны друг от друга. В городах Каринтии и Штирии преобладало немецкое население. Центром национального единения стала Крайна (с центром в г. Любляна), где словенцы составляли большинство. Именно здесь словенские общественные деятели устраивают общесловенские многолюдные съезды под открытым небом, получившие по чешской аналогии название таборов. Эта смесь ярмарки, политического митинга и народного праздника давала возможность вести широкую пропаганду словенской национально идеи и программы Объединенной Словении. Таборское движение - отличительная черта словенского Национального возрождения. Вместе с тем продолжает развиваться и югославянская идея, предусматривающая триалистическое переустройство империи с выделением югославянской единицы. О возможном административном объединении словенских земель с Триединым Королевством Хорватии, Славонии и Далмации договорились хорватские и словенские общественные деятелей в Любляне в 1870 г. Люблянская резолюция провозглашала общность интересов югославян Австро-Венгрии. Политические партии у словенцев оформляются довольно поздно - лишь в конце 80-х - начале 90-х гг. Х1Х в. Фактически, складываются две словенские партии - в 1892 г. консервативно-клерикальная Католическая народная партия (с 1905 г. переименована в Словенскую народную партию, а в 1912 в Хорвато-словенскую партию права) и в 1894 г. либеральная - «Народная прогрессивная партия».На протяжении последующих двух десятилетий на политической арене неизменно побеждали консерваторы, обладающие большим весом в народных массах. Образование Католической народной партии связано с ростом и укреплением клерикальных тенденций в словенском политической жизни. Большое значение для выработки программ словенских клерикальных кругов имела энциклика папы Льва ХШ «Rerum novarum», призывающая католических священников к активной деятельности по защите угнетенных слоев населения, при этом признавая и права собственников и работодателей. На словенских землях в конце Х1Х - начале ХХ вв. состоялось четыре католических съезда (1892, 1900, 1906, 1913 гг.), где обсуждались вопросы науки, культуры, воспитания молодежи, политической и общественной деятельности. Характерной чертой словенского национального движения является ведущая роль церкви и священников, которые шли в авангарде национальной идеи. Усиление клерикальных тенденций в общественной жизни словенцев связано с именами епископов Антона Махнича (1850-1920) и Якоба Миссы (1838-1902). Под их покровительством церковь проникает во все сферы жизни словенцев, контролирует умонастроения паствы. Под эгидой церкви и католической партии развивается движение христианского социализма, быстро получившего популярность в словенских массах. Его возглавил член Католической народной партии священник и профессор богословия Янез Крек (1865-1917 гг.). В своих публицистических работах он обличал капиталистическую эксплуатацию и видел решение этой проблемы в крестьянских и рабочих кооперативах. Практическая деятельность Я.Крека и его сподвижников привела к созданию кредитных касс для помощи рабочим и крестьянам, организации 460 сельскохозяйственных и торгово-промышленных задруг, объединившихся в 1903 г в единый союз. Активно действовали христианские социалисты и среди рабочих, уже в 1894 г. они создали «Словенское католическое рабочее общество» в Любляне, объявив его целью «улучшение материального и духовного положения рабочих». В 1909 г. г. ими были объединены в Югославянский профессиональный союз созданные ими профсоюзные организации. Христианские социалисты не выделились в особую партию, а действовали в рамках католической народной партии и тем самым способствовали ее популярности. В основе национально-политической программы партии лежала программа Объединенной Словении. Либеральную Народную прогрессивную партию возглавили Иван Хрибар (1851-1941 гг.) и Иван Тавчар (1851-1923 гг.) У либералов была хорошо разработана национально-политическая программа борьбы за автономию словенских земель. Гораздо слабее была их социальная программа, содержащая общие фразы о прогрессе. Партия объединяла в основном либеральную словенскую буржуазию и вела работу только среди городского электората. Попытка создать альтернативные христианско-социальным и социал-демократическим профсоюзам свои рабочие организации оказалась неудачной. В противовес клерикалам партия вела широкую пропагандистскую работу через культурно-просветительные организации «Общества Св. Кирилла и Мефодия». Несмотря на все усилия, либералы так и не сумели победить клерикалов в политической борьбе.
В 1896 г. в Словении в рамках была создана «Югославянская социал-демократическая партия», которая в качестве составной части Австрийской социал-демократической партии приняла ее Гайнфельдскую программу. Партия активно включилась в борьбу за права рабочих, за восьмичасовой рабочий день, прямые и тайные выборы за расширение полномочий профсоюзов. ЮСДП выступала против клерикализма и требовала секуляризации образования. Ее лидер Этбин Кристан (1864-1953 гг.) на съезде Австрийской социал-демократической партии в Брно в 1899 г. отстаивал программу культурно-национальной автономии. Он считал, что любая политическая форма автономии приведет к последующему угнетению находящихся в ней национальных меньшинств и только объединение по языковому и культурному принципу позволит решить национальный вопрос и ликвидировать государственные границы. Против клерикализма и либерализма активно выступали и словенские реалисты - последователи идей известного чешского политика Томаша Масарика, теория «малых дел» которого чрезвычайно популярна была среди славянской молодежи. Объединившиеся вокруг журнала «Наши записки» в 1909-1914 гг. молодые интеллектуалы, получившие образование в Праге. Они выступали за социальные реформы учитывающие интересы «маленького человека», за широкую просветительскую работу. Они категорически не соглашались с планами социал-демократии о революционном преобразовании общества
|