Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Обучающие задачи и эталоны их решенияСтр 1 из 2Следующая ⇒
АМИНОКИСЛОТЫ, ПЕПТИДЫ, БЕЛКИ
Методические указания для самостоятельной работы студентов 1-го курса по биологической и биоорганической химии (модуль 1)
Утверждено Учёным советом университета Прот. №10 от 21 ноября 2013 г.
Харьков Аминокислоты, пептиды, белки: Метод. указ. для студентов 1-го курса / сост. А.О. Сыровая, Л.Г. Шаповал, В.Н. Петюнина, Е.Р. Грабовецкая, В.А. Макаров, С.В. Андреева, С.А. Наконечная, Л.В. Лукьянова, Р.О. Бачинский, С.Н. Козуб, Т.С. Тишакова, О.Л. Левашова, Н.В. Копотева, Н.Н. Чаленко. – Харьков: ХНМУ, 2014. – С. 25.
Составители:
Тема I. АМИНОКИСЛОТЫ Мотивационная характеристика темы Аминокислоты являются простейшими соединениями в структуре высокомолекулярных веществ – белков – важнейших соединений для построения тканей человеческого организма. Учебная цель Изучить химические свойства аминокислот по их составу и строению. Учебно-целевые вопросы 1. Усвоить химический состав, строение и классификацию аминокислот. 2. Уметь охарактеризовать важнейшие химические свойства аминокислот в зависимости от их состава и строения. 3. Знать методы качественного и количественного определения аминокислот и уметь проводить соответствующие реакции. 4. Изучить важнейшие превращения аминокислот в организме: переаминирование, дезаминирование, декарбоксилирование. Методологические вопросы 1. Гетерофункциональность – один из важнейших признаков аминокислот, участвующих в процессах жизнедеятельности. 2. Амфотерность аминокислот – проявление закона диалектического материализма единства и борьбы противоположностей. Исходный уровень 1. Кислотность и основность органических соединений. 2. Водородная связь. 3. Реакции нуклеофильного замещения в карбоксильной группе. 4. Получение амидов кислот. 5. Основность и нуклеофильность аминогруппы. 6. Окисление тиолов и восстановление дисульфидов.
Практические навыки 1. Уметь иллюстрировать химические свойства аминокислот. 2. Уметь проводить качественные реакции обнаружения аминокислот. Контрольные вопросы 1. Напишите уравнение реакции γ -аминовалериановой кислоты с метиловым спиртом и специфическую реакцию, протекающую при ее нагревании. 2. Напишите реакцию получения коламина из соответствующей аминокислоты. Назовите ее. 3. Напишите в ионном виде уравнение валина с разбавленным раствором NaOН и соляной кислотой.
Обучающие задачи и эталоны их решения Задача 1. Приведите важнейшие аминокислоты, входящие в состав белков. Назовите их. Эталон решения. Аминокислоты – это гетерофункциональные соединения, в молекулы которых входят карбоксильные и аминогруппы. α основная функция кислотная функция
радикал Названия α -аминокислот строятся по систематической номенклатуре, но в биохимии часто используются тривиальные названия. В биоорганической химии и биохимии принято использовать трех- и однобуквенные сокращения тривиальных названий, с помощью которых записывают аминокислотные остатки в пептидах и белках. По химической природе радикала аминокислоты делятся на алифатические, ароматические и гетероциклические.
Задача № 2. Напишите реакцию взаимодействия аланина с раствором гидроксида натрия и соляной кислотой, гидроксидом меди. Эталон решения. Поскольку α -аминокислоты содержат в своем составе функциональные группы кислотного (–СООН) и основного характера (NH2–), они являются амфотерными, образуют соли как с кислотами, так и со щелочами. В водном растворе α -аминокислоты существуют в виде равновесной смеси биполярного иона. В кислой среде они превращаются в катионную форму молекулы, в щелочной – анионную. биполярный ион
Положение равновесия зависит от рН среды: сильнокислая среда ← рН среды → сильноосновная среда Характерным свойством аминокислот является способность образовывать комплексные медные соли темно-синего цвета, в которых аминогруппа за счет неподеленной пары электронов образует координационную связь с ионом двухвалентной меди. Комплексы аминокислот, как и многоатомных спиртов, имеют хелатное строение.
Задача № 3. Какие продукты получаются при дезаминировании in vitro и in vivo тирозина. Эталон решения. При дезаминировании снижается избыток α -аминокислот в организме. Дезаминирование in vivo может быть неокислительным (бактерии, грибы) и окислительным. При отщеплении аммиака без участия кислорода и под действием ферментов образуется α -непредельная кислота (n-оксифенилакриловая). Окислительное дезаминирование происходит с участием ферментов оксидаз и кофермента НАД+ с выделением NН3 и образованием α -кетокислоты (n-оксифенилпировиноградной). Вне организма дезаминирование осуществляется азотистой кислотой с образованием соответствующей оксикислоты и выделением азота: Эта реакция используется для количественного определения аминокислот (метод Ван-Слайка).
Задача № 4. Напишите уравнение реакции взаимодействия глицина с формальдегидом. Эталон решения. При взаимодействии α -аминокислот с альдегидами образуются замещенные имины (основания Шиффа) через стадию образования карбиноламинов. С помощью этой реакции можно проводить количественное определение аминокислот методом титрования, так как в этом случае аминогруппа будет связанной (метод Серонсена).
Задача № 5. Какие продукты получаются при переаминировании аспирагиновой и пировиноградной кислот? Эталон решения. В живых организмах под действием ферментов аминокислоты испытывают ряд биохимических превращений. Переаминирование (трансаминирование) – основной путь биосинтеза α -аминокислот. Нужная для организма аминокислота-II синтезируется из α -аминокислоты-I, имеющейся в организме в достаточном или избыточном количестве, путем переноса аминогруппы от одной кислоты к α -кетокислоте. Реакция осуществляется с участием ферментов трансаминаз и кофермента пиридоксальфосфата.
Задача № 6. Напишите схему декарбоксилирования триптофана. Укажите условия протекания этой реакции in vivo и in vitro. Эталон решения. Наличие в α -аминокислоте электроноакцепторной группы способствует стабилизации СОО- иона, в результате чего происходит процесс декарбоксилирования кислоты с образованием соответствующих аминов.
Задача № 7. Приведите строение дипептида Гли-Вал. Укажите пептидную связь. В какой области рН находится изоэлектрическая точка этого пептида? Эталон решения. Между аминогруппой одной и карбоксильной группой другой α -аминокислоты может произойти взаимодействие с образованием дипептида. Группа атомов , являющихся остатком взаимодействующих функциональных групп, называется пептидной связью. Дипептиды, так же как и аминокислоты, содержат свободную карбоксильную и аминогруппу. Поэтому они могут, взаимодействуя с молекулой аминокислоты, образовывать трипептид и т.д. Вещества, состоящие из большого числа аминокислотных остатков, называются полипептидами. Соединяясь между собой, полипептидные цепи образуют молекулы белков. Наличие удипептида кислотной и основной групп определяет рН среды. В данном случае среда нейтральная.
Задача № 8. Приведите примеры межмолекулярной дегидратации при нагревании α, β, γ -аминокислот. Эталон решения. При выделении двух молекул воды из двух молекул воды из двух молекул α –аминокислот получаются циклические соединения – дикетопиперазины:
В молекулах β -аминокислот атомы водорода у α -углеродного атома весьма подвижны (С-Н -кислотность). Поэтому β -аминокислоты выделяют не воду, а аммиак, превращаясь в непредельные карбоновые кислоты:
У γ -аминокислот происходит взаимодействие карбоксильной и аминогруппы одной молекулы. При этом образуются соединения, называемые лактамами: γ -аминомасляная кислота γ -бутилолактам Вопросы и упражнения № 1
1. Какой продукт получается при декарбоксилировании аспарагиновой кислоты? 2. Какой цветной реакцией можно доказать наличие бензольного кольца в аминокислоте? 3. В каком виде существует аминокислота валин при физиологическом значении рН среды? № 2
1. Какой продукт получается при декарбоксилировании α -серина? Укажите условия протекания этой реакции in vivo и in vitro. 2. Приведите схему дезаминирования серина. Укажите пути протекания этого процесса в организме. 3. Аминокислоты какого ряда принимают участие в формировании белковой цепи живых организмов? №3 1. Какие продукты получаются при дезаминировании in vivo и in vitro аспарагиновой кислоты? 2. Приведите схемы реакций валина с разбавленным раствором NaОН при комнатной температуре, соляной кислотой. 3. Определите характер среды в водном растворе метионина. № 4
1. Какие продукты получатся при переаминировании α -изолейцина с α -кетоглутаровой кислотой? 2. Напишите уравнения реакций взаимодействия лейцина с формальдегидом, НNО2, хлористым ацетилом. Какое практическое значение имеют эти реакции? 3. Определите характер среды в водном растворе лизина.
№ 5
1. Напишите схему декарбоксилирования триптофана. Укажите условия протекания этой реакции in vivo и in vitro. 2. Напишите проекционную формулу энантиомеров незаменимых аминокислот, содержащих в своем составе ароматические кольца, и определите их принадлежность к L- и D-рядам. Аминокислоты какого ряда принимают участие в биосинтезе белка? 3. При каком значении рН фенилаланин находится в виде биполярного иона? № 6
1. Приведите схемы реакций, по которым из изолейцина образуется серно-кислая соль, метиловый эфир, α -оксокислота (реакция дезаминирования). 2. Напишите уравнение реакции декарбоксилирования лизина. 3. Определите характер среды в водном растворе лейцина. № 7
1. Из какой α -аминокислоты путем декарбоксилирования получается биогенный амин гистамин? 2. Напишите уравнение реакции этерификации аланина с этиловым спиртом. По какому механизму протекает эта реакция? 3. Приведите схемы реакций солеобразования валина с разбавленным раствором щелочи, разбавленным раствором серной кислоты, сульфатом меди в щелочной среде. № 8
1. Назовите продукт декарбоксилирования одной карбоксигруппы аспарагиновой кислоты. 2. Напишите схему реакции солеобразования глутаминовой кислоты. 3. Напишите структуру и определите область рНсреды, в которой находится ИЭТ аспарагиновой кислоты.
№ 9
1. Напишите схемы реакций взаимодействия лизина с раствором соляной кислоты, раствором Ва(ОH) 2 при нагревании, формальдегидом. Укажите, как изменится рН среды в последней реакции после ее окончания и каково ее практическое значение. 2. В какой области рН среды находится ИЭТ аланина? 3. Напишите уравнение реакции декарбоксилирования гистидина. № 10
1. Декарбоксилированием какой аминокислоты получается α -аминомасляная кислота? Можно ли отнести α -аминомасляную кислоту к группе биогенных аминов? 2. Напишите уравнение реакции этерификации аспарагина с метиловым спиртом. По какому механизму протекает эта реакция? 3. Приведите структуру и определите область рН среды, в которой находится ИЭТ глицина.
№ 11
1. Дезаминированием какой аминокислоты можно получить соединение 3-метилгексанон-2-овой кислоты? Будет ли этот процесс окислительным? 2. Каково значение рН валина в изоэлектрической точке? 3. Приведите схему реакции взаимодействия фенилаланина с азотистой кислотой.
№ 12
1. Какие α -аминокислоты можно открыть с помощью ксантопротеиновой реакции? 2. Назовите продукт декарбоксилирования одной карбоксигруппы аспарагиновой кислоты. 3. Какие продукты получаются при окислительном и неокислительном дезаминировании триптофана?
№ 13
1. При действии азотистой кислотой на равные объемы растворов лизина и лейцина одинаковой концентрации из одной пробирки выделился вдвое больший объем азота, чем из другой. В какой пробирке находился раствор лизина? 2. Какой биогенный амин получается при декарбоксилировании треонина? 3. Напишите схему реакции трансаминирования глицина с щавелево-уксусной кислотой. № 14
1. Декарбоксилированием какой аминокислоты получается α -аминомасляная кислота? Можно ли отнести α -аминомасляную кислоту к группе биогенных аминов? 2. Какая аминокислота была подвергнута дезаминировании при получении пировиноградной кислоты? 3. Приведите схему реакции взаимодействия глутатиона (γ -глутамилцистеинилглицина) с ацетатом свинца (ІІ). № 15
1. Определите характер среды в растворе продуктов взаимодействия фенилаланина с формальдегидом, этиловым спиртом, хлористым ацетилом. 2. Напишите схему декарбоксилирования гистидина. Укажите условия протекания реакции. 3. Определите характер среды в водном растворе тирозина. Тема ІІ. ПЕПТИДЫ. БЕЛКИ
|