![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Модель обучения детей организации экспериментирования ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Структура детского экспериментирования: - постановка проблемы, которую необходимо разрешить; - целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы); - выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения); - проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях); - анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось); - формулирование выводов. Разработала перспективное планирование занятий по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников», которое включает в себя: v экспериментальная деятельность, организованная педагогом; v познавательное занятии с элементами экспериментирования; v демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми v долгосрочные наблюдения-эксперименты. Перспективное планирование рассчитано на все возраста дошкольного периода, занятия реализуются как в рамках образовательной «От рождения до школы», так и в совместной деятельности воспитателя и детей, игровой и проектной деятельности. Для реализации всего объема работы мною была создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность, проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками групп. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, помимо традиционных уголков природы в группе у нас оборудована и постоянно оснащается детская экологическая лаборатория, где представлены различные материалы для исследования: v приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты; v разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика); v природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.; v утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.; v технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.; v разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.; v красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.); v медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.; v прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др. При оборудовании уголка экспериментирования учитывались следующие требования: v безопасность для жизни и здоровья детей; v достаточность; v доступность расположения Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы. Огромную помощь в оборудовании экологической лаборатории оказали родители. По результатам анкетирования данная работа заинтересовала их, что позволило сблизить наши позиции в развитии детей. Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочного героя. Так, в нашей лаборатории живет Лесовичок, от имени которого предлагаются задания – записки. Например, однажды дети обнаружили конверт с семенами фасоли и гороха и записку: «Объясните, что появляется в начале: корешок или стебелек?» Дети решили, что для эксперимента необходима прозрачная емкость и вода и объяснили почему. Затем некоторые воспитанники просто залили водой семена. А остальные воспользовались ватными тампонами и положили семена между ними. В результате дети сделали вывод о технологии проращивания семян (в воде семена загнили, в сухих тампонах пропали, и только во влажных проросли), а также о том, что вначале появляется корень, а затем стебель. Длительность этого эксперимента составила 12 дней. Фиксация результатов опытов и наблюдений. Наблюдаемые явления дети фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти и могли быть воспроизведены в нужный момент. Во время наблюдения в основном функционирует зрительная память. При фиксации же наблюдаемых явлений участвуют и другие виды памяти – двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная. Фиксируя увиденное, необходимо анализировать явление, выделять главное, чтобы отразить его в своих дневниках.. Классификация способов фиксации: v Календарь погоды. v Календарь природы. v Дневник наблюдений. v Составление устного рассказа о рассматриваемом объекте (явлении). v Сравнение с уже известными детям объектами. v Изучение взаимообратных процессов. v Включение в сюжетно-ролевые игры. v Картинки, фотографии, схематические зарисовки. v Объемные изображения или игрушки. v Отдельные буквы и слова. v Натуральные объекты. v Циферблаты. v Записи звуков. v Зарисовывание объекта. v Схематическое зарисовывание. v Использование условных знаков. v Обведение объектов. v Планы-схемы. v Подсчет количества объектов. v Рисунки-прогнозы. v Фотографирование. v Запись воспитателя. В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы. Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ. Например, при ознакомлении детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека были использованы следующие методические приемы: v наблюдение на прогулке за движением облаков; эксперимент «Какая сила у ветра?» «Откуда ветер дует?» v для закрепления представлений о движении теплого и холодного воздуха игра «Разный ветер» (холодный, теплый); v чтение и обсуждение отрывка из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» решение экологических задач и т.д. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация я убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений. Были разработаны советы родителям «Как помочь маленькому исследователю», картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике), «Цветная вода», «Салют в молоке». На родительском собрании были предложены игры, в которых используются результаты экспериментирования, например «Секретное донесение» (написать письмо молоком на белой бумаге и подержать его над паром или прогладить утюгом; написать его лимонным соком, проявив несколькими капельками йода). Обязательным условием эффективности работы в организации опытно-экспериментальной деятельности является диагностика. Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Пробудим интерес к самому себе, к окружающему миру. И как сказал В.А. Сухомлинский «Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал» Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.
Тематический план по организации поисково-исследовательской деятельности детей.
Литература.
|