Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие принципы права






Общие - исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие сущность и социальную природу права в целом, к ним относятся:

1. принцип демократизма — выражается в законодательном предоставлении возможностей широким слоям населения принимать участие в обсуждении и принятии нормативных актов, влиять на содержание и практику применения уже действующих, реально использовать все формы представительной и непосредственной демократии;

2. принцип гуманизма - заключается в том, что право закрепляет такие отношения между обществом, государством и индивидом, которые основаны на человеколюбии, уважении личности, создании всех условий для ее нормального существования и развития, приоритетности прав и свобод человека (ст. 21 Конституции РФ);

3. принцип законности — означает, что все субъекты общественных отношений — государство, его органы, должностные лица, организации и граждане должны точно и неуклонно соблюдать законы и подзаконные акты, которые, в свою очередь, должны не противоречить друг другу, обеспечивая верховенство закона, соответствовать конституции и объективным закономерностям общественного развития (ст. 15 Конституции РФ);

4. принцип равноправия - выражается в законодательном закреплении равенства всех граждан независимо от национальной, половой, религиозной и иной принадлежности, должностного или иного положения. Они должны иметь равные общегражданские права и обязанности, в одинаковой степени отвечать перед законом (ст. 19 Конституции РФ);

5. принцип справедливости - заключается в том, что при регулировании отношений преимущественно используются средства убеждения в необходимости определенного поведения, при правонарушении поступок человека оценивается в соответствии с моральными воззрениями большинства членов общества, а мера наказания — в соответствии с характером содеянного;

6. принцип единства прав и обязанностей - состоит в направлении поведения участников регулируемых отношений с помощью детально сбалансированных, взаимно корреспондирующих прав и обязанностей;

Межотраслевые принципы права - исходные положения, которые подчеркивают общность и специфику нескольких смежных отраслей права (принцип личной ответственности — в уголовном и административном праве; принцип состязательности — в процессуальных отраслях права и т. л.)

Отраслевые принципы права - исходные положения, которые отражают специфику отношений в той или иной отрасли (принцип свободы расторжения договора в трудовом праве, принцип разделения властей — в конституционном праве и т. д.).

Общеправовые принципы - распространяются на право в целом, на все отрасли права): принципы законности; юридического равенства граждан перед законом; гуманизма; единства прав и обязанностей; социальной справедливости.

1. Демократизм — означает, что нормы права принимаются при участии широких слоев населения: путем референдума; через избираемых депутатов в законодательных органах; опосредованно (при обсуждении законопроектов, когда свое мнение может высказать любой желающий);

2. Социальная справедливость - означает, что все граждане имеют равные правовые возможности для достижения определенных результатов в той или иной сфере деятельности.;

3. Единство прав и обязанностей - означает, что право как единое целое содержит в себе и права, и обязанности. Любое субъективное право может быть реализовано лишь при исполнении соответствующей обязанности другого субъекта правоотношения;

4. Законность - означает, что реализация права или обязанности основывается на строгом соблюдении установленной процедуры;

5. Гуманизм - означает, что право закрепляет идею человека как высшей ценности, отражает уважительное отношение к человеку вне зависимости от его социального и любого иного положения.

 

 

27. Право и иные социальные регуляторы. Соотношение права и морали.

 

 

Социальные регуляторы определяют поведение людей, их объединений, вводят его в те или иные рамки, упорядочивают общественные отношения.

Среди данных регуляторов принято выделять нормативные и ненормативные социальные регуляторы.

ü Нормативные регуляторы устанавливают четкие рамки поведения людей, содержат одинаковый масштаб (эталон) поведения, т.е. норму. Нормативные регуляторы обеспечивают определенное состояние общественных отношений, в том числе и с помощью мер социального принуждения. К нормативным регуляторам относятся: нормы права, морали, религиозные, корпоративные нормы, обычаи (в том числе деловые обыкновения) и др.

ü Ненормативные регуляторы - ценностный, директивный и информационный.

o Ценностный регулятор воздействует на общественные отношения с помощью исторически сложившейся системы социальных ценностей, которые формируются в культуре общества, отдельных народов, наций, в профессиональной среде, возрастных группах и т.д.

o Директивный регулятор представляет собой воздействие на общественные процессы посредством директивы, приказа, указания.

o Информационный регулятор означает воздействие на общественные отношения и процессы с помощью средств массовой информации, которые способны придать тем или иным поступкам и действиям положительное или отрицательное значение.

Несмотря на разнообразие социальных норм, у них есть общие черты:

1) все они регулируют общественные отношения;

2) все социальные нормы адресуются людям или их объединениям;

3) они определяют границы должного и возможного поведения;

4) преследуют одну и ту же цель - упорядочение общественных отношений;

Между социальными нормами существуют значительные различия. Они состоят в следующем:

1. по источникам формирования. Так, право исходит от государства, состоит из норм, установленных государством; нормы же морали, например, а также обычаи, традиции, создаются обществом, и для того, чтобы они действовали, не обязательно признание их государством.

2. они различаются формой, в которую облекаются: нормы права существуют только в официальной, установленной государством форме, для морали же не существует строго фиксированной формы.

3. различия определяются и критериями, по которым оценивают поведение и поступки людей - мораль и право: мораль оценивает поведение с точки зрения добра и зла, чести, совести, поощряемого и порицаемого обществом, а право - с точки зрения правомерного и неправомерного, законного и незаконного, наказуемого и ненаказуемого.

4. по характеру ответственности за нарушение норм права следует юридическая ответственность, а за нарушение норм морали - общественное порицание.

5. по объему регулируемых общественных отношений: нормы морали регулируют значительно больший круг общественных отношений, чем право. Не все общественные отношения подвержены правовому регулированию, в то время, как с точки зрения морали могут быть оценены любые поступки и отношения.

В то же время нормы права и нормы морали тесно связаны в регулировании общественных отношений. Нормы права только тогда добровольно соблюдаются и исполняются, когда они имеют моральное обоснование.

 

 

28. Источники (формы) права: понятие и виды.

 

 

Источники (формы) права - это официальные способы внешнего выражения и закрепления норм права.

Виды основных источников (форм) права:

а) нормативно-правовой акт - это исходящий, как правило, от компетентного органа государства акт-документ, содержащий нормы права;

б) нормативно-правовой договор - это добровольное соглашение двух и более сторон, содержащее нормы права, это, как правило, совместный акт-документ, содержащий нормы права, являющийся результатом добровольного, взаимосогласованного волеизъявления правотворческих органов (субъектов правотворчества);

в) правовой обычай - это санкционированный государством обычай, приобретающий в силу этого общеобязательное значение, что означает признание им определенного обычая в качестве общеобязательного правила поведения, адресованного соответствующим субъектам права;

г) правовой прецедент - это решение государственного органа (судебного, административного) по конкретному юридическому делу, которое является общеобязательным примером решения последующих аналогичных дел.

Виды правовых прецедентов:

а) судебный прецедент - это решение по конкретному делу, являющееся обязательным для судов той или же низшей инстанции при решении аналогичных дел;

б) административный прецедент - это деятельность многочисленных (за исключением судебных) государственных органов, которое имело место хотя бы один раз и может служить образцом при аналогичных обстоятельствах.

 

 

29. Нормативный правовой акт: понятие и признаки. Классификация нормативных правовых актов (на примере Российской Федерации).

 

 

Нормативно правовой акт -это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т. е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

Для нормативно- правового акта характерны следующие признаки.

1. властно-волевой, исходящий от государства (или признанный им) акт, общеобязательные свойства которого производны от властных полномочий органа, его принявшего, и потому он занимает определенное место в иерархии нормативных актов. С его помощью правотворческий орган реализует свои полномочия в определенной сфере управления общественными делами.

2. акт правотворчества, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы. Нормы, составляющие основное содержание нормативно-правового акта, направлены на регулирование поведения адресатов с помощью взаимно корреспондирующих типичных прав и обязанностей.

3. официальный акт-документ, имеющий четкую структуру и реквизиты. Для оптимального хранения и передачи юридической информации он выполняется особым стилем с использованием специфических юридических терминов, понятий и способов построения текста.

Классификация НПА

Виды подзаконных актов:

ü указы и распоряжения президента (вторые, в отличие от первых, принимаются больше по процедурным, текущим вопросам);

ü постановления и распоряжения правительства — акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;

ü приказы, инструкции, положения министерств и ведомств — акты, регулирующие, как правило, общественные отношения, которые находятся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;

ü решения и постановления местных органов государственной власти;

ü решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;

ü нормативные акты муниципальных органов;

ü локальные нормативные акты — нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на акты:

ü государственных органов;

ü иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. п.);

ü совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);

ü принятые на референдуме.

Виды нормативно-правовых актов в зависимости от сферы действия:

ü общефедеральные;

ü субъектов федерации;

ü органов местного самоуправления;

ü локальные.

Виды нормативно-правовых актов в зависимости от срока действия:

ü неопределенно-длительного действия;

ü временные.

Выделяют еще и такие нормативно-правовые акты, как директивы и постановления, которые принимаются международными организациями. Директивы, как правило, дают возможность государству конкретизировать формы и методы исполнения своих международных обязательств. Постановления содержат требования, подлежащие прямому исполнению.

 

 

30. Систематизация нормативных правовых актов

 

 

Систематизация нормативно-правовых актов - это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование нормативных актов путем их внутренней и внешней обработки для системного воздействия на общественные отношения, это приведение законодательства в определенную систему.

Виды и формы систематизации нормативных актов

Существуют три основные формы систематизации нормативных актов: инкорпорация, консолидация, кодификация и одна вспомогательная — учет. Учет является необходимым условием приведения актов в систему. Он ведется в журнальной картотеке, на магнитных дисках и т. д. Поэтому поиск нужного акта осуществляется как ручным путем, так и с помощью автоматизированной обработки юридической информации.

1. Инкорпорация представляет собой внешнюю обработку или объединение в сборники и собрания действующих нормативных актов в определенном порядке без изменения их содержания по существу. При этом юридический статус инкорпорированных актов не изменяется. Различают официальную и неофициальную инкорпорацию:

a. Официальная инкорпорация - это упорядочение правовых норм их автором либо иным уполномоченным органом путем издания сборников действующих нормативных актов. Она может осуществляться на основе хронологического («Собрание законодательства Российской Федерации») и тематического («Свод законов Российской Федерации») принципов.

b. Неофициальная инкорпорация - это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами по своей инициативе без специального поручения и контроля правотворческих органов. На них нельзя ссылаться при применении права (сборники нормативных актов по гражданскому, трудовому и другим отраслям права).

2. Консолидация - такая форма систематизации, при который происходит объединение нескольких близких по содержанию нормативных актов в единый сводный нормативно-правовой акт.

3. Кодификация - это деятельность правотворческих органов по созданию нового, сводного, внутренне согласованного и юридически цельного нормативного акта, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства в определенной сфере общественной жизни. Кодификационные акты делятся на три вида:

a. основы законодательства, устанавливающие важнейшие модельные нормативные положения определенной отрасли или сферы государственного управления в федеративном государстве;

b. кодекс - комплекс правовых норм, объединенных в одном акте и регулирующих определенную сферу общественной жизни (гражданскую, уголовную и др.);

c. устав, положение - комплексные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (президентом, правительством).

 

 

31. Пределы действия нормативных правовых актов во времени.

 

 

Действие во времени определяется моментами вступления нормативного акта в силу и утраты им юридической силы.

Нормативно-правовые акты могут вступать в силу.

а) с момента принятия;

б) со времени, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие (таким временем может быть момент опубликования);

в) по истечении нормативно установленного срока со дня их опубликования.

Утрата юридической силы происходит вследствие:

а) истечения срока, заранее установленного в самом нормативном акте;

б) прямой официальной отмены действующего нормативно-правового акта;

в) замены одного нормативно-правового акта другим актом, устанавливающим новые правила регулирования той же социальной сферы.

По общему правилу закон обратной силы не имеет, то есть он не распространяется на правоотношения, возникшие до его вступления в силу. На практике это означает, например, что суд даже во время действия нового закона будет решать дело в соответствии с прежним законом, если имущественный спор возник до вступления в силу нового закона. В порядке исключения нормативно-правовой акт обретает обратную силу:

а) если указание на это имеется в самом акте;

б) если он устраняет или смягчает уголовную и административную ответственность.

Также в порядке исключения может быть применен еще один принцип действия нормативно-правового акта во времени - «переживание закона», когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию нового закона может продолжать регулирование некоторых вопросов.

Таким образом, нормальным, типичным принципом действия закона во времени является принцип немедленного действия, когда закон с момента вступления его в силу действует только «вперед»: ревизии сложившихся до него юридических прав и обязанностей он не производит

 

 

32. Пределы действия нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц.

 

 

В пространстве нормативно-правовые акты в зависимости от своего вида могут действовать трояким образом:

а) распространяться на всю территорию государства;

б) действовать лишь на какой-то точно определенной части страны;

в) предназначаться для действия за пределами государства, хотя в соответствии с принципами государственного суверенитета общее правило таково, что законы того или иного государства действуют лишь на его территории.

При этом под государственной территорией понимается часть земного шара (включающая в себя сушу, недра, воздушное и водное пространство), которая находится под суверенитетом данного государства и на которую государство распространяет свою власть. Суверенитет государства распространяется на территорию своих посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море и других объектов, принадлежащих государству и находящихся в открытом море или космосе.

Порядок, в соответствии с которым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальностью. Принцип экстерриториальности означает, что в пределах границ любого государства в соответствии с нормами международного права могут находиться участки территории и лица, на которых не распространяется юрисдикция данного государства.

Действие нормативно-правового акта по кругу лиц подчиняется общему правилу: он распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся его адресатами. Однако из этого правила имеются исключения:

а) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами ряда правоотношений (например, быть судьями, состоять на службе в Вооруженных Силах России);

б) иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и административной ответственности по российскому законодательству;

в) некоторые нормативно-правовые акты Российской Федерации распространяют свое действие и на тех граждан России, которые находятся за ее пределами (например, Закон о гражданстве, Уголовный кодекс).

Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной норма­тивно-правовой акт, может определяться также по признаку пола, по возрасту (несовершеннолетние), по профессиональной принадлежности (например, военнослужащие), по состоянию здоровья (инвалиды) и др.

 

 

33. Понятие и виды норм права.

 

 

Норма права – это общеобязательное формально определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений, путем определения прав и обязанностей их участников.

Виды правовых норм:

1. По субъектам правотворчества:

Исходящие от государства – нормы органов представительной государственной власти, исполнительной и судебной государственной власти;

Исходящие непосредственно от гражданского общества – нормы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход) или населением всей страны (референдум);

2. По социальному назначению и роли в правовой системе:

Учредительные – нормы-принципы;

Регулятивные – нормы-правила поведения;

Охранительные - нормы-стражи порядка;

Обеспечительные – нормы-гарантии;

Декларативные – нормы-объявления;

Дефинитивные – нормы-определения;

Коллизионные – нормы-арбитры;

Оперативные – нормы-инструменты;

3. По предмету правового регулирования:

Конституционные;

Уголовные;

Гражданские;

Административные;

Трудовые;

И др.отраслей права.

4. По форме выражения предписаний

Управомочивающие;

Обязывающие;

Запрещающие;

5. По методу правового регулирования:

Императивные;

Диспозитивные;

Рекомендательные;

Позитивные;

Поощрительные;

Наказательные;

6. По сфере действия:

Общего действия – распространяются на всех граждан и действуют на всей территории государства;

Нормы ограниченного действия – имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъективными факторами;

Локальные нормативные предписания – действует в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур;

7. По времени:

Постоянные;

Временные;

8. По кругу лиц:

Распространяются на всех субъектов;

Распространяются на определенную группу субъектов.

 

 

34. Элементы нормы права.

 

 

Структура нормы права – это способ взаимосвязи ее элементов. Такими элементами являются: гипотеза, диспозиция, санкция.

Гипотеза – это структурный элемент нормы права, который указывает на условия ее действия. Так, например, гипотезой нормы права, касающейся отказа судьи в принятии заявления по гражданскому делу, являются такие условия, как: соблюдение истцом установленного законом порядка предварительного внесудебного разрешения спора; неподсудность дела данному суду; подача заявления недееспособным лицом и т. д.

Диспозиция – это структурный элемент нормы права, который раскрывает содержание поведения субъекта права, имеющее юридически значимый характер.

Если гипотеза является предпосылкой применения властного предписания, то диспозиция представляет собой ядро юридической нормы, ибо указывает на форму поведения субъекта права, которая непосредственно влечет за собой юридические последствия.

Санкция – это структурный элемент нормы нрава, который указывает на меры государственного принуждения, применяемые при нарушении предписания, содержащегося в норме права. Она представляет собой заключительный элемент юридической нормы, завершает ее структурную организацию.

 

 

35. Понятие и виды правоотношений. Структура правоотношения.

 

 

Правоотношение — это возникающая на основе норм права общественная связь по поводу определенного объекта, участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством.

Правоотношения — разновидность общественных отношений. Они обладают как общими признаками, характерными для всех отношений, так и специальными (юридическими), присущими только им.

Виды правоотношений:

1. По отраслевому признаку

o Конституционные;

o Гражданско-правовые;

o Административно-правовые;

o И т.д.

2. По характеру содержания:

o Общерегулятивные – правоотношения, возникающие непосредственно из закона, на основании юридических норм, порождающие у участников равные права или обязанности без всяких условий;

o Регулятивные – основываются на нормах права и юридических фактах, так же могут возникать на основании договора между сторонами;

o Охранительные – появляются на основе охранительных норм и правонарушений, сопряжены с возникновением и реализацией юридической ответственности, предусмотренной в санкции охранительной нормы;

3. От степени определенности сторон:

o Относительные – конкретно определены обе стороны;

o Абсолютные – названа лишь управомоченная сторона;

4. По характеру обязанности:

o Активные – обязанность одной стороны совершить какое либо действие, в то время как право другой стороны заключается в требование в исполнение данной обязанности;

o Пассивные – обязанность заключается в воздержании от действий, запрещенных юридическими нормами.

 

 

36. Понятие и классификация юридических фактов.

 

 

Юридические факты – конкретные жизненные обстоятельства, вызывающие в соответствии с действием юридических норм возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Классификация юридических фактов:

1. По последствиям:

v Правообразующие – вызывают возникновение права (гражданско-правовые сделки);

v Правоизменяющие – изменяют правоотношения (перевод на др. работу);

v Правопрекращающие – прекращение правоотношений (уплата долга кредитору);

2. По волевому признаку:

v События – юр.факты наступление которых не зависит от воли субъектов правоотношений;

v Действия – волевые акты поведения людей, внешнее выражение их воли и сознания;

· Индивидуальные юридические акты – внешне выраженные решения людей, направленные на достижение правового результата;

· Юридические поступки – фактическое поведение людей, составляющее содержание реальных жизненных отношений;

v Бездействие – пассивное поведение, не имеющее внешнего выражения

 

 

37. Правомерное поведение: понятие, признаки и виды

 

 

Правомерное поведение – общественно необходимое, желательное или социально допустимое, волевое действие дееспособного субъекта, соответствующее требованиям норм права.

Признаки правомерного поведения:

Действие субъекта выраженное вовне;

Волевые действия, т.е. действия совершенные по собственной воле;

Социально полезные действия;

Соответствует требованиям правовых норм;

Виды правомерного поведения:

В зависимости от субъектов права:

ü Индивидуальные – предполагает деятельность отдельного индивида;

ü Групповые – закрепленная правом деятельность трудового коллектива, гос. органа, организации, юридического лица;

В объективной стороне:

ü Активных действий;

ü Бездействий;

От юридических последствий:

ü Юридические акты;

ü Юридические поступки, действия, создающие объектированный результат;

По субъективной стороне:

ü Социально активное поведение, свидетельствующее о высокой степени ответственности субъекта;

ü Законопослушное поведение – ответственное правомерное поведение, характеризуемое сознательным подчинением людей требованиям закона;

ü Конформистское поведение, поведение, которому присуща низкая степень социальной активности;

ü Маргинальное поведение, поведение, которое хотя и является правомерным, но в силу низкого уровня ответственности индивида находятся на гране антиобщественного, неправомерного;

ü Привычное поведение, когда правомерные действия в силу многократного повторения превращается в привычку;

 

 

38. Понятие, признаки и виды правонарушений.

Состав правонарушения.

 

 

Правонарушение – общественно вредное, противоправное, виновное действие дееспособного субъекта, влекущее юридическую ответственность.

Признаки правонарушения:

Деяние людей, как активное действие, так и бездействие;

Противоправное, т.е. противоречащее требованиям правовых предписаний.

Общественно опасное деяние – наносит вред существующим в обществе ценностям;

Виновное деяние – осуществляется под воздействием сознания и воли человека, деяние совершенное дееспособным субъектом;

Влечет юридическую ответственность - правонарушители привлекаются государством к юридической ответственности за совершенные противоправные действия;

Состав правонарушения – совокупность субъективных и объективных признаков, необходимых и достаточных для характеристики деяния как правонарушения.

Состав правонарушения включает в себя следующие элементы:

Субъект – лицо, совершившее правонарушение, правонарушитель;

Объект – то, чему правонарушением нанесен вред;

Объективная сторона – внешне выраженное деяние, его последствия, степень общественной опасности;

Субъективная сторона – отношение нарушителя к деянию и его последствиям, т.е. его вина;

 

 

39. Понятие и виды юридической ответственности.

 

 

Юридическая ответственность – применение к правонарушителю мер государственного принуждения, выражающаяся для него в лишениях, предусмотренных санкцией юридических норм.

Виды юридической ответственности:

Административная ответственность

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Гражданско-правовая ответственность

Гражданско-правовая ответственность наступает за нарушение обязательств, предусмотренных договором имущественного характера или за причинение имущественного внедоговорного вреда, т.е. за совершение гражданско-правового деликта.

Дисциплинарная ответственность

Дисциплинарный проступок - это общественно вредное нарушение тру­довой, исполнительной, учебной и иной дисциплины, то есть нарушение обязательного порядка деятельности учреждений, предприятий и иных кол­лективных образований.

Материальная ответственность

Материальная ответственность рабочих и служащих за ущерб, нанесенный предприятию, учреждению, заключается в необходимости возместить ущерб в порядке, установленном законом. Основанием этого вида ответственности является нанесение ущерба во время работы предприятию, с которым работник находится в трудовых отношениях.

 

 

40. Система права: понятие, структурные элементы

 

 

Система права – это нормативное образование, включающее в себя нормы права, правовые институты и отрасли права, которые тесно взаимодействуют между собой и которые обусловлены системой общественных отношений.

В качестве структурных элементов системы права выступают:

1) правовые институты;

2) отдельные юридические нормы;

3) отрасли права.

Юридическая норма является одним из основных элементов системы права, который выступает как регулятор конкретных видов общественных отношений.

Правового результата можно достигнуть действием не одной правовой нормы, а их совокупностью. Такие совокупности родственных норм называются правовыми институтами.

Первостепенное в объединении правовых норм в правовой институт – это признак однородности сферы регулируемых ими общественных отношений. Например, институт основ статуса человека и гражданина – в конституционном праве, в гражданском – институт собственности и наследия и т. д.

В правовом институте объединяются нормы разнообразных видов с учетом их классификации. В него могут включаться нормы различной юридической силы, различные по территории действия и по иным признакам.

Существуют такие понятия, как отраслевой институт и комплексные институты.

Отраслевой институт формирует нормы одной отрасли права, например институт наследования.

Комплексные институты соединяют нормы разных отраслей права, например институт избирательного права, в который включены нормы административного и конституционного права.

Отрасль права представляет собой совокупность правовых институтов, которые регулируют относительно самостоятельную сферу сходных отношений, например имущественных, брачно-семейных и др.

Отрасль права является крупным подразделением системы права.

Система права формируется из отраслей, а сами отрасли – из подотраслей, институтов и норм права.

Система однородных институтов определенной отрасли права образует подотрасль права, являющуюся уже не институтом, но и не отраслью права. Например, избирательное, авторское, жилищное право являются подотраслями гражданского права; муниципальное – подотраслью административного.

На территории РФ действуют федеральные законы, федеральные конституционные законы, законы субъектов Федерации. Дата принятия закона – это день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Законы должны быть официально опубликованы в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Они вступают в силу одновременно на всей территории страны в течение 10 дней после дня их опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления в силу. Высшие представительные органы власти субъектов РФ могут принимать законы по вопросам, которые относятся к их компетенции. При этом они не должны противоречить федеральному законодательству.

Особое место в системе подзаконных актов занимают указы Президента, которые принимаются по вопросам нормативного характера и не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Обычно они вступают в силу одновременно на всей территории страны по истечении семи дней после их официального опубликования.

На основании федеральных законов, указов Президента Правительство РФ издает постановления и распоряжения, которые регулируют отношения в сфере управления экономическими и социально-культурными процессами. Они вступают в силу со дня их подписания, если не установлен другой срок введения в действие.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.055 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал