Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Чешская Республика в системе международных отношений
Одной из ключевых задач правительств независимой Чешской Республики является обеспечение ее внешней безопасности. После роспуска Организации Варшавского договора Чехословакия, как и другие постсоциалистические государства, могла в этом отношении рассчитывать только на собственные силы. Учитывая возраставшую нестабильность в СССР и на Балканах, серьезные опасения в отношении намерений Германии, в которой далеко не все смирились с насильственным выдворением богемских немцев из Чехословакии после второй мировой войны и безвозмездной конфискацией их имущества, этих сил было явно недостаточно. В связи с этим возникла идея создания новой коллективной структуры безопасности в Центрально-Восточной Европе. Ею стала так называемая Вишеградская тройка в составе Венгрии, Польши и Чехословакии, названная так по месту встречи руководителей этих государств в венгерском городе Вишеграде в 1991 г. После распада Чехословакии она была преобразована в 1993 г. в объединение четырех государств – Венгрии, Польши, Словакии и Чехии. Эта организация была задумана не только как политическое, но в будущем и экономическое объединение. В конце 1992 г. эти четыре страны заключили Центральноевропейское соглашение о свободной торговле, которое вступало в силу с 1 января 1998 г. Одновременно с созданием Вишеградской группы велся поиск других возможностей повышения уровня безопасности Чехии. С этой целью она активно участвует в работе Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Первым местом пребывания постоянного секретариата ОБСЕ, до его переезда в Австрию, стала Прага. Однако ОБСЕ быстро показала свою неэффективность как организации, призванной обеспечивать мир в Европе. Чешская Республика выступила инициатором расширения НАТО за счет постсоциалистических государств. В концепции внешней политики ЧР, озвученной в палате депутатов в апреле 1993 г., министр иностранных дел Й. Зеленец в качестве основных задач назвал, в частности, расширение партнерских отношений с соседними государствами (Германией, Польшей, Австрией, Венгрией и Словакией), а также создание условий для постепенного вступления Чехии в качестве полноправного члена в ЕС и НАТО. 12 октября 1993 г., накануне визита президента США Б. Клинтона в Прагу для встречи с руководителями государств Вишеградской группы, В. Гавел в палате депутатов прямо заявил: «Мы хотим стать частью НАТО». Инициатива Гавела встретилась с благоприятной реакцией членов этого блока, и, несмотря на протесты России, завершилась приемом в него Чехии, Венгрии и Польши на Вашингтонском саммите Северо-Атлантического альянса в мае 1999 г. При этом Чехия обязалась не размещать на своей территории иностранные войска и ядерное оружие. Чешское руководство является лояльным союзником США по НАТО, оно поддержало военные операции американцев против Союзной Республики Югославия в 1999 г. и Ирака в 2003 г., чешские военные присутствуют и в составе многонациональных сил в Афганистане. Демонстрация желания стать членом НАТО должна была способствовать достижению еще одной, пожалуй, даже более важной цели чешской внешней политики – вступлению в Европейский союз, организацию все еще в большей степени экономической, а не политической интеграции. Успешное решение этой задачи в мае 2004 г. обеспечило Чехии прочные позиции члена двух главных на сегодняшний день европейских интеграционных альянсов - ЕС и НАТО. Помимо этого, Чехия остается членом Вишеградской четверки, ОБСЕ, а также состоит в ряде других международных организаций. Отношения Чехии и России в конце ХХ – начале ХХI в. прошли сложную эволюцию. В 1993-1999 гг. Прага всячески подчеркивала отсутствие у Москвы права вето на вступление Чехии в НАТО, а с другой стороны, стремилась видеть ее в качестве своего стратегического партнера, а не противника. Предпринимавшиеся тогда попытки нахождения новых основ сотрудничества как равноправных партнеров были непоследовательными и не принесли долговременных позитивных результатов. Об этом, в частности, свидетельствуют результаты визита в Чехию президента Б.Н. Ельцина в 1993 г. Перелом к лучшему произошел только после 1999 г. Отношения с РФ, в соответствии с общей линией НАТО, стали рассматриваться как важнейший элемент чешской внешней политики, как одно из условий упрочения мира в Европе. Изменилась и позиция России, смирившейся с процессом расширения НАТО на восток. Но реальные перемены во взаимоотношениях ЧР и РФ произошли лишь в начале XXI в.. Потепление атмосферы в чешско-российских отношениях разморозило контакты сторон на разных уровнях. В 2001 г. Прагу посетили российский министр иностранных дел И.С. Иванов и премьер М.М. Касьянов. Регулярный характер приняли встречи руководителей внешнеполитических ведомств, чешских и российских парламентариев. В 2002 г. состоялся визит в РФ премьер-министра ЧР М. Земана. Несомненно, наиболее заметным событием в двусторонних отношениях стал визит в Прагу в начале марта 2006 г. президента РФ В.В. Путина, его беседа с президентом В.Клаусом на русском языке, встречи с премьер-министром И. Пароубеком и руководителями палат парламента. Чешские руководители проводят достаточно взвешенную политику в отношении государств СНГ, не втягиваясь в происходящие здесь сложные процессы и конфликты, что также благоприятствует сохранению хороших чешско-российских отношений.
|