Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нейиский мирный договор






Делегация Болгарии получила подготоапенный проект дого­вора 19 сентября 1919 г. Для его рассмотрения болгарской сторо­не первоначально было отведено 25 дней, но ей удаюсь добиться продления данного срока до двух месяцев. За это время она раз­личными способами и ар|уч(ентами пыталась убедить державы-побе­дительницы в необходимости смягчения условий договора, но бе­зуспешно. 13 ноября, 919 г. болгарская делегация заявила, что принимает условия договора, хотя считает его несправедливым. Однако возглавлявший делегацию Т. Теодоров отказался под­писать договор и это вынужден был сделать занимавший пост премьер-министра А. Стамболийский. Подписанный 27 ноября 19«9 г. договор между державами Антанты и Болгарией в местечке Нсйи, расположенном в окрестностях Парижа, стал составной частью так называемой Версальской системы мирных договоров. В соответствии с Нейиским договором, вступившим в силу 9 ашуста 1920 г., Болгария лишилась гарантированных ей Кон­стантинопольским договором 1913 г. территорий в Западной Фра­кии, получив взамен право на «экономический выход» к Эгейско­му морю. Западная Фракия по Севрскому (1920 г.) и Лозаннскому (1923 г.) мирным договорам перешла к Греции. При этом про­живавшему на данной территории населению предоставлялась воз­можность добровольно решить вопрос относительно гражданства (болгарского или греческого). Был пересмотрен и ряд положений Бухарестского мирного договора (1913 г.). В Королевство СХС

вошли г. Струмина с прилегавшими к нему территориями, города Босилсград и Цариброд, некоторые села Кульского округа. Южная Добруджа оставалась в границах Румынии. Репарационные обяза­тельства Болгарии были определены в размере 2250 млн золотых франков с выплатой их в течение 37 лет, а также приблизительно 70 тыс. голов скота и 250 тыс. тонн каменного угля. Ее вооружен­ные силы ограничивались уровнем в 20 тыс. человек.

Условия Нейискою договора болгарская общественность вос­приняла как вторую «национальную катастрофу».

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ в 20—30-е годы

В 1919-1939 гг. территория Болгарии составляла 103 142 кв. км, в 1940 г. за счет присоединения Южной Добруджи она расшири­лась до 110 842 кв. км. Численность населения в 1920 г. достигала 4847 тыс., в 1939 г. — 6272 тыс, в 1940 г. — 6676 тыс. чел. Большая его часть проживала в селах: r 1920 г. — 81, 1%, в 1936 г. — 78, 6%.

Основной отраслью экономики Болгарии в межвоенный пе­риод являлось сельское хозяйство. В 1924 г. ему удалось достичь показателей 1912 г. Сельскохозяйственная продукция, оставав­шаяся главной статьей экспорта, обеспечивала более 2/3 нацио­нального дохода.

Для состояния аграрного сектора 20—30-х гг. была характерна его переориентация с производства зерновых культур на произ­водство технических (табака, хлопка, сахарной свеклы и др.). При этом других каких-либо значительных перемен в указанные годы не произошло. По-прежнему преобладала мелкая собственность на землю. Причем в условиях нараставшего аграрного перенасе­ления она имела тенденцию к увеличению. Так, с 1926 по 1934 г. доля земельных участков размером от 2 до 10 га возросла с 60, 7 до 62, 3%, а доля земельных участков размером более 30 га сокра­тилась с 0, 6 до 0, 4%.

Париеллярность сельского хозяйства Болгарии предста& аяла собой основное препятствие на пути его модернизакии. В частнос­ти, несмотря на предпринимавшиеся государством усилия (закупку за границей сельскохозяйственных машин и их распространение среди крестьян на льготных условиях и т.д.), уровень технической оснащенности данной отрасли оставался весьма низким: в 1926 г. один трактор приходился на 8.5 тысяч сельских жителей.

Изменить существовавшее положение предполагалось, п ча­стности, посредством политики стимулирования развития коопе­рации, основы которой заложило правительство А, Стамболийс-кого. Последнее выступило инициатором принятия ряда законов, призванных среди прочего подтолкнуть производителей к коопе­рированию.

В 1919 г. Народное собрание одобрило предложенный прави­тельством закон о так называемом Консорциуме. Им предусмат­ривалась передача до августа 1920 г. монополии на экспорт зерна и зернопродуктов специальному государственному институту (Консорциуму), который должен был их закупать по твердым ценам непосредственно у производителей и кооперативов. Пла­нировалось из доходов Консорциума (90%) создать фонд под­держки развития сельского хозяйства и кооперативного движе­ния. Компенсация возможных потерь возлагалась на государство.

Согласно утвержденному в 1920 г. закону о налоге на доходы акционерных обществ и объединений устанавливаемый размер налога на доходы акционерных обществ непроизводительной сферы достигал 25%, на доходы акционерных обществ произво­дительной сферы — 20%, на доходы кооперации — 18%.

С целью реформирования системы кредитования кооперации правительство Л. Стамболийского внесло также поправки в закон о Болгарском земледельческом банке.

Основным из разработанных правительством законов являл­ся закон об аграрной реформе (трудовой собственности на зем­лю), который удалось провести через Народное собрание п апре­ле 1921 I. По закону собственность на землю для непосредствен­но обрабатывавших ее должна была составлять не более 30 га на семью, а для необрабатывавших — не более 4 га на человека и 10 га на семью. Однако реализовать на практике аграрную ре­форму, построенную на принципах Э1илитарнзма, кабинет Л. Стам-болийского не смог: из намеченных к изъятию 225 тыс. га в фонд трудовой земельной собственности к июню 1923 г. поступило чуть более 35 тыс. га.

Неудачи, связанные с проведением аграрной реформы, во мно­гом обусловливали также достаточно медленные темпы коопериро­вания. Поскольку для БЗНС развитие кооперативного движения яв­лялось в первую очередь способом осуществления его политических целей, то руководство Союза помимо поощрительных мер решило использовать и принудительные. Оно обязало каждую местную партийную организацию («дружбу») создавать кооперативы, а каж­дого члена партии вступать в них. При этом было обращено внима­ние на необходимость развития кооперации преимущественно в тех сферах, где крупный капитал имел сильные позиции.

В 1928 г. в кооперативы входило приблизительно 199 тыс. чат, а в 1939 г. 341 тыс.

Промышленное производство в 20-е гг. развивалось поступа­тельно За шесть лет, с 1923 по 1929 г., объем его продукции увеличился на 88%. Ведущими отраслями оставались пищевая и текстильная. Развитию промышленности способствовала прово­дившаяся до 1931 г. государственная протекционистская полити­ка. Относительно крупные промышленные предприятия, коли­чество которых в 1926 г. достигло 854, обладали правом беспош­линного ввоза необходимого оборудования, а также сырья из-за границы, налоговыми льготами и т.д.

Для 20-х гг. характерным являлось срашивание банковского капитала с промышленным. К 1924 г. вокруг ведущих банков Бол­гарии оформилось 10 финансовых групп, установивших, в част­ности, контроль над 50 предприятиями и 80 акционерными об­ществами.

Среди различных форм монополистических объединений, получивших развитие после первой мировой войны, особое мес­то занимали картели и консорциумы. В 1920 г. был создан один из наиболее мощных картелей — «Объединение экспортеров и фаб­рикантов табака», в 1921 г. — картель сахарных фабрик, в 1924 г. — консорциум спиртовых фабрик и др.

Во второй половине 1929 г. в Болгарии начало сказываться воздействие мирового экономического кризиса. За полтора года

пены на сельскохозяйственную продукцию упали практически в два раза. В 1934 г. Болгария экспортировала продуктов сельскохо­зяйственного производства в количественном исчислении на 25% больше, чем в 1929 г, но в стоимостном выражении она получи­ла по сравнению с тем же годом в 2, 5 раза меньше. Вследствие падения цен на сельскохозяйственную продукцию задолженность крестьян государству, различным кредитным учреждениям и т.д. стала хронической. Если в 1929 г. она составляла 4 млрд левов, то в 1932 г. — 7, 6 млрд левов. Снижение покупательной способности населения, около 80% которого было занято в сельскохозяйствен­ном производстве, непосредственно отразилось на состоянии ряда отраслей промышленности, прежде всего пищевой. Объем про­мышленного производства уменьшился в 1930 г. по сравнению с 1929 г. на 15%, а в 1933 г. — на 35%. За исключением наиболее неблагоприятного 1930 г., в остальные годы численность занятых была на 3-7% ниже, чем в 1929 г. Затронув только определенные сферы промышленного производства, кризис обошел такие от­расли, как текстильная, каучуковая, целлюлозно бумажная, ко­торые продолжали наращивать свои мощности. В целом он спо­собствовал разрушению мелкотоварного производства и усиле­нию его концентрации.

Экономическая жизнь Болгарии в 30-е гг. была отмечена: уси­лением регулирующей роли государства; свертыванием политики протекционизма, официально отмененной в 1936 г.; застоем в раз­витии монополистических объединений; переориентацией внеш­ней торговли страны на Германию, доля экспорта которой с 1929 по 1934 1. возросла с 22% до 40%, а импорта — с 30% до 43%.

Несмотря на предпринимавшиеся в 20—30-е гг. усилия мо­дернизировать Болгарию, она оставалась отсталой аграрной стра­ной с преобладанием традиционного мелкотоварного производ­ства и обремененной социальными проблемами.

ПРАВЛЕНИЕ АГРАРИСТОВ. 1919-1923 гг.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал