![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды стандартов и их характеристика.
В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания устанавливаемых требований разрабатывают стандарты следующих видов: 1) стандарты основополагающие; 2) стандарты на продукцию и услуги; 3) стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа); 4) стандарты на процессы. Основополагающие стандарты устанавливают общие организационно-методические положения для определенной области деятельности, общетехнические требования, нормы и правила, обеспечивающие взаимопонимание, техническое единство, взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессе создания и использования продукции, процессов (работ) и услуг, а также другие общетехнические требования. Основополагающие стандарты можно разделить на: а) организационно-методические, устанавливающие общие организационно-технические положения по проведению работ в определенной области (например, СТ РК 1.2-2002 «Государственная система стандартизации Республики Казахстан. Порядок разработки государственных стандартов»; СТ РК 1081-2002 «Порядок разработки технологических инструкций и рецептур на пищевые продукты. Основные положения»; б) общетехнические, устанавливающие: 1. научно-технические термины, многократно используемые в Перечень государственных классификаторов, используемых в Республике Казахстан науке, технике, производстве (например, ГОСТ 16263-70 «Государственная система обеспечения единства измерений. Метрология. Термины и определения»); 2. условные обозначения различных объектов стандартизации коды, метки, символы, марки (например, ГОСТ 14192-96 «Маркировка грузов», СТ РК 1003-98 «Сплавы на основе благородных металлов ювелирные. Марки»); 3. требования к построению, изложению, оформлению и содержанию различных видов документации (например, СТ РК 1.5-2000 «ГСС РК Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов»); 4. общетехнические величины, требования и нормы (предпочтительные числа, параметрические и размерные ряды, классы точности оборудования и др.), необходимые для технического обеспечения (например, ГОСТ 8.417-81 «Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы физических величию»; 5. номенклатура показателей качества (например, СТ РК 1043- 2001 «Машины для борьбы с ветровой эрозией. Номенклатура показателей качества»); 6. требования технической эстетики и эргономики; 7. требования безопасности (например, СТ РК 12.002-2002 «Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Овцеводство. Требования безопасности») и др. Стандарты на продукцию (услуги) устанавливают требования к группам однородной продукции (услуги) или к конкретной продукции (услуге). На продукцию (услуги) разрабатывают следующие разновидности стандартов: а) стандарты общих технических условий, содержащие требования к группам однородной продукции (услуги) (например, СТ РК 1061-2002 «Продукты кисломолочные. Общие технические условия», СТ РК 1040-2001 «Услуги транспортные по пассажирским перевозкам. Общие технические условия»); б) стандарты технических условий, содержащие требования к конкретной продукции (услуге) (например, СТ РК 982-95 «Кефир. Технические условия», СТ РК 1095-2002 «Волокно хлопковое. Технические условия»). Указанные стандарты, например, на продукцию, включают обычно следующие разделы: классификацию; основные параметры и (или) размеры; технические (общие технические) требования; правила приемки; маркировку, упаковку, транспортирование, хранение; в) стандарты общих технических требований - стандарты узкого назначения, содержащие только один раздел стандартов общих технических условий (например, СТ РК 37-98 «Вышивка машинная и ручная. Общие технические требования»); г) стандарты технических требований - стандарты узкого назначения, содержащие только один раздел стандартов технических условий (например, ГОСТ 20902-95 «Столы обеденные школьные. Функциональные размеры», ГОСТ 20809-75 «Патроны охотничьи. Типы и основные размеры»). Стандарты на методы контроля устанавливают методы (отборы, приемы, методики и др.) проведения испытаний, измерений, анализа продукции (услуги) при ее создании, сертификации, использовании (например, СТ РК 1049-2001 «Премиксы. Методы анализа»). Устанавливаемые в стандартах методы контроля должны быть объективными, точными, обеспечивающими воспроизводимые результаты. Стандарты на процессы (работы) устанавливают требования к методам (способам, приемам, режимам, нормам) выполнения различного рода работ на отдельных этапах жизненного цикла продукции (услуги) - при разработке, изготовлении, хранении, транспортировании, эксплуатации, ремонте и утилизации. Например, ГОСТ 26907-86 «Сахар. Условия длительного хранения», ГОСТ7595-79 «Мясо. Разделка говядины для розничной торговли», СТРК 1155-2002 «Ртуть содержащие приборы и изделия. Вакуум-термическая утилизация». Стандарты на процессы (работы) должны содержать требования безопасности для жизни и здоровья людей и охраны окружающей среды при проведении технологических операций. На современном этапе большое значение имеют стандарты на управленческие процессы в рамках систем менеджмента качества управление документацией, закупками, подготовкой кадров и пр., поэтому управленческие процессы - типичные объекты фирменных стандартов предприятий, на которых действуют системы качества.
|