Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






К Коммунистическому Интернационалу 6 страница







_____________________ IX ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ РКП(б)___________________ 287

наступления Колчака и Деникина. Бывали партийные съезды, с которых, не дождав­шись их окончания, уезжал целый ряд ответственных работников прямо на фронт. Ка­залось бы, редко мы собираем съезды, редко можем на съездах поговорить о важней­ших вопросах, — а прежде мы и того не могли себе позволить, чтобы докончить редко собираемый съезд. Во всяком случае, теперь мы находимся в таком положении, что можем и должны, не ограничивая себя, теперешние рассуждения кончить. Я еще в двух словах хотел бы сказать, что некоторые попытки объяснить марксистски дело, которые были в рассуждениях Калинина, сдается мне, наоборот, далеко отходили от марксизма, и правильную, марксистскую постановку давала, мне думается, резолюция МК — ко­торую вы все, конечно, читали и которая издана маленькой брошюркой и напечатана в газете «Правда» — и письмо ЦК.

Я бы хотел прочесть несколько строк, которые предложил бы комиссии (если будет решено выбрать комиссию) не взамен московской резолюции и письма ЦК, а в допол­нение к ним как материал. Резолюция МК дает, мне кажется, — ив этом почти все со­гласны — правильное освещение вопроса. Я позволю себе прочесть эти несколько слов, сказать немного по поводу их. Вот это дополнение: «Неслыханно тяжелое положение Советской республики в первые годы ее существования, крайнее разорение и величай­шая военная опасность сделали неизбежным выделение «ударных» (и потому фактиче­ски привилегированных) ведомств и групп работников. Это было неизбежно, ибо нель­зя было спасти разоренной страны без сосредоточения сил и средств на таких ведомст­вах и на таких группах работников, без укрепления которых империалисты всего мира наверное задавили бы нас и не допустили бы даже приступа нашей Советской респуб­лики к хозяйственному строительству...».

По поводу спецов мы слышали здесь нападки очень горячие. В речи т. Кутузова сквозила правда, что от

См. настоящий том, стр. 292—293. Ред.


288__________________________ В. И. ЛЕНИН

Советской России улучшения положения пролетариат не видал, а видал, наоборот, час­то ухудшение. Это справедливо. Но надо разобраться в том, что, например, в Вене, где советского правительства нет, это ухудшение такое же, и вместе с ним нравственное унижение во сто раз большее. Но разобраться в этом масса не может. Понятно, что нас спрашивают: что же получили мы в течение двух лет? И понятно, что недовольство спецами распространяется так широко. Понятно, что борьба по вопросу о том, нужны или не нужны спецы, стояла на первом месте. Но не надо забывать, что без них мы не получили бы нашей армии. Без этого мы были бы в таком положении, в котором очути­лась Венгрия и финские рабочие. Вот как стоит вопрос. Без этих спецов мы тех элемен­тарных шагов, которые нам позволили подняться на известную высоту — об этом я го­ворил в своем политическом докладе — не сделали бы. Если бы мы не сумели наладить дело со спецами, мы бы этого не имели, нам нельзя было бы перейти к дальнейшему. Но теперь, когда мы их взяли в свои руки, запрягли, когда мы знаем, что они от нас не убегут, а, наоборот, все бегут к нам, теперь мы добьемся того, что демократизация в партии и армии будет подниматься. Я продолжаю чтение (читает резолю-ц и ю)...

Первый пункт (читает). Тут добавление. Тов. Томский говорил, ссылаясь на то, что и мы не раз говорили, — нужно выдвинуть середняка, верхи устали, дайте середня­ка. Это не удалось сразу провести, но удастся после новой, может быть двадцатой, по­пытки. Без этого дело Советской России было бы безнадежно. Но мы знаем, что оно не безнадежно, потому что у нас есть новые подрастающие элементы. Если первые по­пытки не удались, мы будем повторять следующие.

Второй пункт (читает). Тут был поставлен не лишенный ядовитости вопрос, бу­дет ли соответствовать свобода критики свободе кушать персики? У меня есть одна мера из возможных гарантий, на основании

См. настоящий том, стр. 293. Ред.


_____________________ IX ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ РКП(б)___________________ 289

сделанных комиссией предложений. В такие моменты, когда страна находится в опас­ности, когда Колчак доходил до Волги, а Деникин до Орла, тут никаких свобод быть не может. Тут нужно жалеть не об этом. Но военное положение плохо и теперь, все мы видим, как военное счастье изменчиво. Мы должны поставить этот вопрос на очередь дня. Но зарекаться, что в моменты военной опасности иначе поступать не будем, нель­зя. Тогда нужно будет опять величайшее напряжение и никаких разговоров: только крепись, напряги все силы. От этого мы нисколько не зарекаемся, и пока мы не имеем итальянской победы, мы тоже зарекаться не должны. Вот мой ответ о персиках.

Третий пункт (читает). Тут тов. Преображенский поднял вопрос, который под­нимал и Зиновьев: уместна ли регламентация и что под ней понимать? Я оставляю его открытым, потому что в комиссии вопрос этот будет детализироваться. Там будет вид­но: понимать ли под регламентацией детальные пункты или создание особых учрежде­ний.

Пункт четвертый (читает). Здесь товарищ докладчик указал, что этот вопрос был поднят комиссией, но большинство отклонило его. Мне кажется — я его выдвигаю только от своего имени — мне кажется, что следует не отклонять, а если не сразу при­нять, то во всяком случае раньше обдумать. Здесь указывалось, что в Организационном бюро ЦК лежит 500 жалоб. Оргбюро должно распределять десятки тысяч людей. Кроме того, нет ни одного члена Оргбюро, который не был бы завален несколькими советски­ми должностями. При таких условиях приходится работать с неизвестными величина­ми, и при таких условиях нельзя решать вопроса иначе, как только по наитию, позво­ляющему решать правильно только людям опытным, причем и тем нередко приходится ошибаться. Принимая во внимание такие условия, мы хотим найти людей со стажем не менее 15 лет, которые пользовались бы доверием партии, отличались бы беспристра­стием и помогли

См. настоящий том, стр. 293. Ред.


290__________________________ В. И. ЛЕНИН

бы в этом деле и в то же время в отношении независимости стояли бы выше, чем Орг­бюро, будучи выбранными на съезде. Мне кажется, этот шаг можно сделать. Затормо­зить работу ЦК, остановить решения невозможно. Для этого особой обеспеченности нет и предложить ее нельзя. В немецкой рабочей партии была контрольная комиссия и раньше. Насколько она будет возможна в нашей военной обстановке — за это ручаться нельзя. Но во всяком случае этот шаг мы сделать в состоянии, и на этот путь ЦК встал.

В письме ЦК говорится: «... при всех губкомах должны быть организованы из наи­более беспристрастных и пользующихся всеобщим доверием организации товарищей специальные партийные комиссии, в которые должны поступать соответствующие жа­лобы». Тут говорится о беспристрастных товарищах. Для боевой деятельности — и во­енной, и хозяйственной, и организационной — очень часто абсолютно необходимы люди страстные, потому что без большой страсти они большого напряжения не выка­жут и спешной очередной задачи в измученной стране не решат. Тут, наоборот, нужны люди, которые, может быть, не обладают высокоадминистративными качествами, но которые обладают большим житейским опытом. Найдем ли мы их на всю Россию по губерниям, в этом я сомневаюсь, и если опыт комиссий при губернских комитетах, ко­торые теперь предполагается создавать и которые вы создадите, — если этот опыт ока­жется неудачным, не решайте, что у нас провалилось все предприятие. Возможно, что у нас по губерниям не найдется достаточного количества товарищей, могущих простоять от съезда до съезда. Но если по губерниям мы их не найдем, то в центре выдержанных товарищей с житейским опытом мы найти можем. И я думаю, что мы от этого учреж­дения не должны отказываться.

Могут сказать: где гарантии того, что это учреждение может существовать? Мы — в условиях отчаянной гражданской войны, когда не может быть, вообще говоря, ни сво­боды широкой критики и т. д. Нам не до того, надо напрячь все силы, чтобы покончить с войной.


_____________________ IX ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ РКП(б)___________________ 291

Если бы военные условия сложились иначе, то было бы другое положение. При на­стоящих условиях мы не можем обеспечить многого; и мы прямо говорим, что для то­го, чтобы практически урегулировать этот вопрос, нельзя надеяться на ЦК, потому что он завален и перезавален работой. Я не знаю, найдется хотя один член ЦК — я могу су­дить по себе, — который не чувствовал бы себя в долгу, как в шелку по неисполнен­ным многим делам или исполненным наспех? Я не представляю себе более реальной гарантии выполнения этого дела, как создание этой комиссии, группы товарищей, ко­торая могла бы сосредоточиться всецело на этом деле и которая могла бы быть уверена, что она будет совершенно самостоятельна, занимаясь тем делом, в которое ни один член ЦК, ни Оргбюро, ни Политбюро не в состоянии вникать. Может быть, мы практи­чески вникаем тем, что делаем шаги вперед, что мы имеем увеличение заготовки хлеба с 60 млн. до 260 млн. пудов, — но это все же оказалось мало, чтобы иметь непереутом­ленную Красную Армию; для того, чтобы не иметь рабочих, которые говорят: «что мы получили от Красной Армии, мы голодаем»; и чтобы не иметь совершенно истрепан­ных верхов, которым середняки не приходят на помощь. Но мы все-таки этот шаг сде­лали — это значит, что даже в этом масштабе отчаянной усталости этот массовый мас­штаб усталости начинает уменьшаться и начинается тот период, когда мы от обсужде­ния вопроса о корке хлеба сможем перейти к более высоким задачам, которые перед нами стоят и разрешением которых мы все безусловно займемся.

Печатается впервые, по стенограмме


292__________________________ В. И. ЛЕНИН

ПРОЕКТ РЕЗОЛЮЦИИ

ОБ ОЧЕРЕДНЫХ ЗАДАЧАХ

ПАРТИЙНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Не в замену, а в дополнение письма ЦК и резолюции МК, как материал:

Неслыханно тяжелое положение Советской республики в первые годы ее существо­вания, крайнее разорение и величайшая военная опасность сделали неизбежным выде­ление «ударных» (и потому фактически привилегированных) ведомств и групп работ­ников. Это было неизбежно, ибо нельзя было спасти разоренной страны без сосредото­чения сил и средств на таких ведомствах и на таких группах работников, без укрепле­ния которых империалисты всего мира наверное задавили бы нас и не допустили бы даже приступа нашей Советской республики к хозяйственному строительству.

Это обстоятельство, в связи с трудно изживаемым наследием капиталистических и частнособственнических привычек и настроений, объясняет необходимость еще и еще раз направить внимание всей партии на борьбу за проведение...

... необходимости практических, деловых гарантий того, чтобы решения партии, единодушной по указанным выше принципиальным вопросам, не остались только на бумаге. Поэтому конференция предлагает Центральному Комитету немедленно поста­новить, осуществить и сверх того предложить ближайшему съезду партии подтвердить следующее:

Одна страница рукописи не сохранилась. Ред.


_____________________ IX ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ РКП(б)___________________ 293

(1) безусловную обязательность более частых и более широких собраний членов
партии наряду с другими мерами к развитию самодеятельности членов партии;

(2) создать литературные органы, способные осуществлять более систематично и
широко критику ошибок партии и вообще критику внутри партии (дискуссионные ли­
стки и т. п.);

(3) выработать вполне точные практические правила о мерах к устранению такого
неравенства (в условиях жизни, в размере заработка и пр.) между «спецами» и ответст­
венными работниками, с одной стороны, и массою, с другой стороны, — неравенства,
которое нарушает демократизм и является источником разложения партии и пониже­
ния авторитета коммунистов;

(4) признать необходимым создание контрольной комиссии наряду с Цека, которая
должна состоять из товарищей, имеющих наибольшую партийную подготовку, наибо­
лее опытных, беспристрастных и способных осуществлять строго партийный контроль.
Контрольная комиссия, выбираемая съездом партии, должна иметь право принимать
всякие жалобы и разбирать их, вступая в соглашение с Цека, в случае надобности уст­
раивая общие совместные заседания с ним или перенося вопрос на партсъезд.

Ленин 24. IX. 1920.

Впервые напечатано в 1942 г. Печатается по рукописи

в Ленинском сборнике XXXIV


294__________________________ В. И. ЛЕНИН

4 ПРЕДЛОЖЕНИЯ К РЕЗОЛЮЦИИ

ОБ ОЧЕРЕДНЫХ ЗАДАЧАХ ПАРТИЙНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА119

Насчет состава Контрольной комиссии. Принять резолюцию Цека:

что членов Цека мы выставляем в Контрольную комиссию только по желанию партийных конференций, считая вообще это неправильным, что эти члены Цека не связаны решениями Цека в своей работе внутри Контрольной комиссии;

что члены Цека, входящие в Контрольную комиссию, не голосуют в последней, если вопрос касается специально их ведомства или области работы.

Насчет перемещений добавить:

без ущерба для ознакомления тех, о перемещении кого возникает вопрос, с делом и без ущерба для дела, т. е. лишь так, чтобы заведование делом оставалось всегда в руках вполне компетентных и гарантирующих успех дела работников.

Ленин

Написано 29 сентября 1920 г.

Впервые напечатано в 1959 г.
в Ленинском сборнике XXXVI Печатается по рукописи


ПИСЬМО К НЕМЕЦКИМ И ФРАНЦУЗСКИМ

РАБОЧИМ

ПО ПОВОДУ ПРЕНИЙ О ВТОРОМ КОНГРЕССЕ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА120

Товарищи! Буржуазная пресса Германии и Франции уделяет много внимания прени­ям среди Независимой социал-демократической партии Германии и Социалистической партии Франции по поводу вступления в Коммунистический Интернационал. Буржуаз­ная пресса с чрезвычайной энергией отстаивает взгляды правой, оппортунистической части обеих партий.

Это вполне понятно, ибо эти правые элементы по сути дела являются мелкобуржу­азными демократами, которые, подобно Дитману и Криспину, не умеют мыслить рево­люционно, не способны помогать рабочему классу готовиться к революции и осущест­влять революцию. Раскол с этими правыми, оппортунистическими элементами необхо­дим, он является единственным средством сплотить все действительно революцион­ные, действительно пролетарские массы.

Крики о «диктаторстве» Москвы и т. п. — простой отвод глаз. На самом деле в Ис­полнительном Комитете Коммунистического Интернационала двадцать членов, из них только пять членов Российской коммунистической партии. Все речи о «диктаторстве» и т. п. — самообман или обман рабочих. Эти речи так же прикрывают крах известного числа оппортунистических вождей, как подобные речи среди К. А. Р. D. (Коммунисти­ческой рабочей партии Германии) прикрывали крах некоторых вождей ее, сошедших с пути пролетарской революционности. Таким же самообманом или обманом


296__________________________ В. И. ЛЕНИН

являются крики, будто «московские диктаторы» в условиях приема в Коминтерн пре­следуют определенные личности. В условиях приема, § 20, сказано ясно, черным по белому, что «исключения» (Ausnahmen) из суровых правил по отношению к вождям правого крыла и по отношению к личному составу центральных учреждений допусти­мы с согласия Исполкома III Интернационала.

Раз исключения прямо объявлены допустимыми, значит не может быть и речи о без­условном недопущении тех или иных отдельных личностей. Значит, есть полное при­знание необходимости учитывать не прошлое, а настоящее, учитывать изменение взглядов и поведения отдельных лиц, отдельных вождей. Раз исключения объявлены допустимыми в зависимости от согласия Исполкома III Интернационала, — а в этом Исполкоме только одна четверть русских, — значит, полнейшими пустяками и пол­нейшей неправдой являются крики о «диктаторстве» и т. п.

Все эти крики — только отвод глаз. На деле идет борьба между революционными, пролетарскими, и оппортунистическими, мелкобуржуазными, элементами. К этим по­следним принадлежали и принадлежат Гильфердинги, Дитманы, Криспины, многочис­ленные члены парламентских фракций в Германии и Франции и т. п. Борьба этих двух политических течений идет во всех странах мира без изъятия, борьба эта имеет свою длинную историю, борьба эта обострилась и обостряется повсюду во время империали­стской войны и после нее. Оппортунизм представлен элементами «рабочей аристокра­тии», старой бюрократии профсоюзов, кооперативов и т. п., интеллигентски-мещанскими слоями и т. д. Без очистки от этого течения, которое на самом деле, свои­ми колебаниями, своим «меньшевизмом» (Дитманы и Криспины вполне походят на наших меньшевиков) осуществляет влияние буржуазии на пролетариат извнутри рабо­чего движения, извнутри социалистических партий, — без очистки от этого течения, без раскола с ним, без исключения всех видных его пред-

См. настоящий том, стр. 212. Ред.


ПИСЬМО К НЕМЕЦКИМ И ФРАНЦУЗСКИМ РАБОЧИМ________________ 297

ставителей невозможно сплочение революционного пролетариата.

Дитманы, Криспины и т. п. своими вечными колебаниями в сторону реформизма и меньшевизма, своим неумением мыслить и действовать революционно осуществляют на самом деле, не сознавая этого, влияние буржуазии на пролетариат извнутри проле­тарской партии, осуществляют подчинение пролетариата буржуазному реформизму. Только раскол с такими и подобными людьми осуществляет интернациональное един­ство революционного пролетариата против буржуазии, для ее свержения.

События в Италии должны открыть глаза даже наиболее упорным из тех, кто не ви­дит вреда «единства» и «мира» с Криспинами и Дитманами. Итальянские Криспины и Дитманы (Турати, Прамполини, Д'Арагона) тотчас же стали мешать революции в Ита­лии, когда дело дошло до настоящей революции. А к этому дело идет — более или ме­нее быстро, более или менее тяжело и мучительно — во всей Европе, во всем мире.

Пора бросить окончательно все эти вреднейшие иллюзии о возможности «единства» или «мира» с Дитманами и Криспинами, с правым крылом немецкой «Независимой с-д. партии», английской «Независимой рабочей партии», Французской социалистиче­ской партии и т. п. Пора всем революционным рабочим очистить свои партии от них и образовать действительно единые коммунистические партии пролетариата.

Н. Ленин 24 сентября 1920 г.

«Правда» №213

и «Известия ВЦИК» № 213, Печатается по рукописи

25 сентября 1920 г.


ЗАДАЧИ СОЮЗОВ МОЛОДЕЖИ

(РЕЧЬ НА III ВСЕРОССИЙСКОМ СЪЕЗДЕ

РОССИЙСКОГО КОММУНИСТИЧЕСКОГО СОЮЗА МОЛОДЕЖИ

2 ОКТЯБРЯ 1920 г.)121

(Ленин был встречен бурной овацией съезда.) Това­рищи, мне хотелось бы сегодня побеседовать на тему о том, каковы основные задачи Союза коммунистической молодежи и в связи с этим — каковы должны быть органи­зации молодежи в социалистической республике вообще.

На этом вопросе тем более следует остановиться, что в известном смысле можно сказать, что именно молодежи предстоит настоящая задача создания коммунистическо­го общества. Ибо ясно, что поколение работников, воспитанное в капиталистическом обществе, в лучшем случае сможет решить задачу уничтожения основ старого капита­листического быта, построенного на эксплуатации. Оно в лучшем случае сумеет ре­шить задачи создания такого общественного устройства, которое помогло бы пролета­риату и трудовым классам удержать власть в своих руках и создать прочный фунда­мент, на котором может строить только поколение, вступающее в работу уже при но­вых условиях, при такой обстановке, когда нет эксплуататорского отношения между людьми.

И вот, подходя с этой точки зрения к вопросу о задачах молодежи, я должен сказать, что эти задачи молодежи вообще и союзов коммунистической молодежи и всяких дру­гих организаций в частности можно было бы выразить одним словом: задача состоит в том, чтобы учиться.



Обложка брошюры В. И. Ленина

«Задачи союзов молодежи (Речь на 3-м Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи)». — 1920 г.

Уменьшено



___________________________ ЗАДАЧИ СОЮЗОВ МОЛОДЕЖИ__________________________ 301

Понятно, что это лишь «одно слово». Оно не дает еще ответа на главные и самые существенные вопросы, — чему учиться и как учиться? А здесь все дело в том, что вместе с преобразованием старого капиталистического общества учение, воспитание и образование новых поколений, которые будут создавать коммунистическое общество, не могут быть старыми. Учение, воспитание и образование молодежи должно исходить из того материала, который оставлен нам старым обществом. Мы можем строить ком­мунизм только из той суммы знаний, организаций и учреждений, при том запасе чело­веческих сил и средств, которые остались нам от старого общества. Только преобразуя коренным образом дело учения, организацию и воспитание молодежи, мы сможем дос­тигнуть того, чтобы результатом усилий молодого поколения было бы создание обще­ства, не похожего на старое, т. е. коммунистического общества. Поэтому нам нужно подробно остановиться на вопросе о том, чему мы должны учить и как должна учиться молодежь, если она действительно хочет оправдать звание коммунистической молоде­жи, и как подготовить ее к тому, чтобы она сумела достроить и довершить то, что мы начали.

Я должен сказать, что первым, казалось бы, и самым естественным ответом является то, что союз молодежи и вся молодежь вообще, которая хочет перейти к коммунизму, должна учиться коммунизму.

Но этот ответ: «учиться коммунизму» является слишком общим, Что же нам нужно для того, чтобы научиться коммунизму? Что нам нужно выделить из суммы общих знаний, чтобы приобрести знание коммунизма? Тут нам угрожает целый ряд опасно­стей, которые сплошь и рядом проявляют себя, как только задача учиться коммунизму ставится неправильно или когда она понимается слишком однобоко.

Естественно, что на первый взгляд приходят в голову мысли о том, что учиться ком­мунизму — это значит усвоить ту сумму знаний, которая изложена в коммунистиче­ских учебниках, брошюрах и трудах. Но такое определение изучения коммунизма было бы слишком


302__________________________ В. И. ЛЕНИН

грубо и недостаточно. Если бы только изучение коммунизма заключалось в усвоении того, что изложено в коммунистических трудах, книжках и брошюрах, то тогда слиш­ком легко мы могли бы получить коммунистических начетчиков или хвастунов, а это сплошь и рядом приносило бы нам вред и ущерб, так как эти люди, научившись и на­читавшись того, что изложено в коммунистических книгах и брошюрах, оказались бы не умеющими соединить все эти знания и не сумели бы действовать так, как того дей­ствительно коммунизм требует.

Одно из самых больших зол и бедствий, которые остались нам от старого капитали­стического общества, это полный разрыв книги с практикой жизни, ибо мы имели кни­ги, где все было расписано в самом лучшем виде, и эти книги, в большинстве случаев, являлись самой отвратительной лицемерной ложью, которая лживо рисовала нам капи­талистическое общество.

Поэтому простое книжное усвоение того, что говорится в книгах о коммунизме, бы­ло бы в высшей степени неправильным. Теперь в наших речах и статьях нет простого повторения того, что говорилось раньше о коммунизме, так как наши речи и статьи связаны с повседневной и всесторонней работой. Без работы, без борьбы книжное зна­ние коммунизма из коммунистических брошюр и произведений ровно ничего не стоит, так как оно продолжало бы старый разрыв между теорией и практикой, тот старый раз­рыв, который составлял самую отвратительную черту старого буржуазного общества.

Еще более опасным было бы, если бы мы начали усваивать только коммунистиче­ские лозунги. Если бы мы вовремя эту опасность не поняли и если бы мы всю нашу ра­боту не направили на то, чтобы эту опасность устранить, тогда наличие полумиллиона или миллиона людей, молодых юношей и девушек, которые после такого обучения коммунизму будут называть себя коммунистами, принесло бы только великий ущерб для дела коммунизма.

Тут перед нами встает вопрос о том, как же нам нужно сочетать все это для обучения коммунизму?


___________________________ ЗАДАЧИ СОЮЗОВ МОЛОДЕЖИ__________________________ 303

Что нам нужно взять из старой школы, из старой науки? Старая школа заявляла, что она хочет создать человека всесторонне образованного, что она учит наукам вообще. Мы знаем, что это было насквозь лживо, ибо все общество было основано и держалось на разделении людей на классы, на эксплуататоров и угнетенных. Естественно, что вся старая школа, будучи целиком пропитана классовым духом, давала знания только де­тям буржуазии. Каждое слово ее было подделано в интересах буржуазии. В этих шко­лах молодое поколение рабочих и крестьян не столько воспитывали, сколько натаски­вали в интересах той же буржуазии. Воспитывали их так, чтобы создавать для нее при­годных слуг, которые были бы способны давать ей прибыль и вместе с тем не тревожи­ли бы ее покоя и безделья. Поэтому, отрицая старую школу, мы поставили себе задачей взять из нее лишь то, что нам нужно для того, чтобы добиться настоящего коммунисти­ческого образования.

Здесь я подхожу к тем нареканиям, к тем обвинениям старой школы, которые посто­янно приходится слышать и которые ведут нередко к совершенно неправильному тол­кованию. Говорят, что старая школа была школой учебы, школой муштры, школой зубрежки. Это верно, но надо уметь различать, что было в старой школе плохого и по­лезного нам, и надо уметь выбрать из нее то, что необходимо для коммунизма.

Старая школа была школой учебы, она заставляла людей усваивать массу ненужных, лишних, мертвых знаний, которые забивали голову и превращали молодое поколение в подогнанных под общий ранжир чиновников. Но вы сделали бы огромную ошибку, ес­ли бы попробовали сделать тот вывод, что можно стать коммунистом, не усвоив того, что накоплено человеческим знанием. Было бы ошибочно думать так, что достаточно усвоить коммунистические лозунги, выводы коммунистической науки, не усвоив себе той суммы знаний, последствием которых является сам коммунизм. Образцом того, как появился коммунизм из суммы человеческих знаний, является марксизм.


304__________________________ В. И. ЛЕНИН

Вы читали и слышали о том, как коммунистическая теория, коммунистическая нау­ка, главным образом созданная Марксом, как это учение марксизма перестало быть произведением одного, хотя и гениального социалиста XIX века, как это учение стало учением миллионов и десятков миллионов пролетариев во всем мире, применяющих это учение в своей борьбе против капитализма. И если бы вы выдвинули такой вопрос: почему учение Маркса могло овладеть миллионами и десятками миллионов сердец са­мого революционного класса — вы сможете получить один ответ: это произошло по­тому, что Маркс опирался на прочный фундамент человеческих знаний, завоеванных при капитализме; изучивши законы развития человеческого общества, Маркс понял не­избежность развития капитализма, ведущего к коммунизму, и, главное, он доказал это только на основании самого точного, самого детального, самого глубокого изучения этого капиталистического общества, при помощи полного усвоения всего того, что дала прежняя наука. Все то, что было создано человеческим обществом, он переработал критически, ни одного пункта не оставив без внимания. Все то, что человеческою мыс­лью было создано, он переработал, подверг критике, проверив на рабочем движении, и сделал те выводы, которых ограниченные буржуазными рамками или связанные бур­жуазными предрассудками люди сделать не могли.

Это надо иметь в виду, когда мы, например, ведем разговоры о пролетарской куль-

122 -^

туре. Без ясного понимания того, что только точным знанием культуры, созданной всем развитием человечества, только переработкой ее можно строить пролетарскую культуру — без такого понимания нам этой задачи не разрешить. Пролетарская культу­ра не является выскочившей неизвестно откуда, не является выдумкой людей, которые называют себя специалистами по пролетарской культуре. Это все сплошной вздор. Пролетарская культура должна явиться закономерным развитием тех запасов знания, которые человечество выработало под гнетом капиталистического общества, поме­щичьего общества,


___________________________ ЗАДАЧИ СОЮЗОВ МОЛОДЕЖИ__________________________ 305

чиновничьего общества. Все эти пути и дорожки подводили и подводят, и продолжают подводить к пролетарской культуре так же, как политическая экономия, переработан­ная Марксом, показала нам то, к чему должно прийти человеческое общество, указала переход к классовой борьбе, к началу пролетарской революции.

Когда мы слышим нередко и среди представителей молодежи, и среди некоторых защитников нового образования нападки на старую школу, что старая школа была школой зубрежки, мы говорим им, что мы должны взять то хорошее, что было в старой школе. Мы не должны брать из старой школы того, когда память молодого человека обременяли безмерным количеством знаний, на девять десятых ненужных и на одну десятую искаженных, но это не значит, что мы можем ограничиться коммунистически­ми выводами и заучить только коммунистические лозунги. Этим коммунизма не соз­дашь. Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.021 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал