Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 2 3 страница






 

величина получаемого дохода — если с увеличением дохода возрастает количество покупок данного товара, то такой товар называется нормальным или товаром высшей категории. Если с ростом дохода уменьшается число покупок товара, то это товар низшей категории. Исключение составляют лишь товары первой необходимости – в связи с тем, что при увеличении дохода спрос на них не меняется);

 

потребительские ожидания — в условиях нестабильности денежного обращения возможен ажиотажный спрос в связи с возможным ростом цен;

 

наличие на рынке взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров (взаимозаменяемый товар (субститут)– это товар, потребительная стоимость которого идентична потребительной стоимости другого товара (масло и маргарин, черно-белый и цветной телевизор, сорта капусты, картофеля) потребительная стоимость – способность товара удовлетворять определенную потребность людей)7;

 

При увеличении цены на товар растет спрос на его субституты. Графически это можно изобразить на рис.2 и рис.3

 

Взаимодополняющие товары (комплементы)– это товары, которые в комплекте составляют единую потребительную стоимость (ручка и стержень, шины и автомобиль).8

 

Либо, можно привести следующее определение:

 

Взаимодополняющие товары– такие товары (или услуги), которые потребляются вместе.9

 

С увеличением цены на товар уменьшается спрос на его комплемент (произойдет сдвиг кривой влево).

 

Таким образом, можно сделать обобщающий рисунок, отражающий влияние на спрос неценовых факторов на изменение спроса (рис.4)

 

Вышеперечисленные ситуации рассмотрены лишь в аспекте единственного покупателя. В реальной жизни существует понятие конкуренции, которое делает необходимым рассмотрение данных явлений, когда на рынке несколько потребителей. Для перехода от индивидуального спроса к рыночному, необходимо вывести суммарные показатели, чтобы получить совокупный спрос по данной цене. реде.

Билет 6 Вопрос 1

Существует несколько определений понятия «спрос». Рассмотрим несколько из них:

 

Спрос (demand)– это потребности людей в предметах потребления и средствах производства, которые могут быть реально удовлетворены и обеспечены денежными средствами.2

 

Спросможно представить в виде шкалы, или кривой, показывающей количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по каждой конкретной цене из ряда возможных в течение определенного времени.3

 

Также при изучении данной темы необходимо четко представлять различие между понятием «спрос» и «величина спроса».

 

Величина спроса – количество конкретного товара или услуги, которое покупатель (или покупатели) желает купить по определенной цене в течение определенного периода.4

 

Разница между этими явлениями такова: спрос представляет собой совокупностьвеличин спроса. Наряду с понятием «величина спроса» также нужно определить что же такое цена спроса:

 

Цена спроса – предельная максимальная цена, за которую покупатель еще согласен купить товар.5

 

Закон спросавыражает обратную зависимость между величиной спроса и ценой товара.

 

Также можно определить основное свойство закона спроса: при неизменности всех прочих параметров, снижение цены ведет к соответствующему возрастанию спроса на продукцию, и напротив, повышение цены – к соответствующему уменьшению величины спроса. Настоящий закон объясняется также эффектами дохода и замещения, сводящимися к тому, что у потребителей возникает заинтересованность и способность приобретать большее количество продукции по низким ценам и замещать ими более дорогие виды.6

 

При помощи изучения спроса можно также изучить перспективные доходы и расходы производителей товаров и услуг, составить планы перспективного развития. Именно это способствует развитию новых организаций (предприятий), а также их созданию – т.к. предприниматель, либо собственник может, проанализировав спрос, определить целесообразность дальнейших действий, возможность возвращение издержек производства, получения прибыли. Также, для оформления предпринимательской деятельности необходимо составление бизнес-плана, разработка которого также основывается на изучении спроса на определенный вид товаров, работ, услуг.

 

На кривой спроса наглядно можно рассмотреть зависимость величины спроса от цены товара, т.е. собственно обратную зависимость между величиной спроса и ценой товара (рис.1). Кривая спроса представляет собой убывающую функцию.

 

При изменении цены на данный товар при прочих равных условиях происходит изменение величины спроса — скольжение из точки А в точку В по кривой спроса (рис.1).

 

Под влиянием неценовых факторов (которые и можно отнести к «прочим равным условиям») изменяется сам спрос (происходит сдвиг кривой спроса).

 

Существуют следующие неценовые факторы спроса:

 

число покупателей – увеличение количества изучающих дисциплину, ведет к увеличению спроса на методические указания по изучаемым дисциплинам;

 

потребительские вкусы (изменяются под влиянием рекламы, моды и т.д.) – при определенном воздействии рекламы в сознании потребителей формируется определенное понятие о необходимости приобретения того или иного товара. Привлекать потребителей можно путем формирования интереса к продукции, в связи с тем, что на рынке появляется множество товаров и услуг нового поколения, и спрос на них необходимо формировать и создавать.

 

величина получаемого дохода — если с увеличением дохода возрастает количество покупок данного товара, то такой товар называется нормальным или товаром высшей категории. Если с ростом дохода уменьшается число покупок товара, то это товар низшей категории. Исключение составляют лишь товары первой необходимости – в связи с тем, что при увеличении дохода спрос на них не меняется);

 

потребительские ожидания — в условиях нестабильности денежного обращения возможен ажиотажный спрос в связи с возможным ростом цен;

 

наличие на рынке взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров (взаимозаменяемый товар (субститут)– это товар, потребительная стоимость которого идентична потребительной стоимости другого товара (масло и маргарин, черно-белый и цветной телевизор, сорта капусты, картофеля) потребительная стоимость – способность товара удовлетворять определенную потребность людей)7;

 

При увеличении цены на товар растет спрос на его субституты. Графически это можно изобразить на рис.2 и рис.3

 

Взаимодополняющие товары (комплементы)– это товары, которые в комплекте составляют единую потребительную стоимость (ручка и стержень, шины и автомобиль).8

 

Либо, можно привести следующее определение:

 

Взаимодополняющие товары– такие товары (или услуги), которые потребляются вместе.9

 

С увеличением цены на товар уменьшается спрос на его комплемент (произойдет сдвиг кривой влево).

 

Таким образом, можно сделать обобщающий рисунок, отражающий влияние на спрос неценовых факторов на изменение спроса (рис.4)

 

Вышеперечисленные ситуации рассмотрены лишь в аспекте единственного покупателя. В реальной жизни существует понятие конкуренции, которое делает необходимым рассмотрение данных явлений, когда на рынке несколько потребителей. Для перехода от индивидуального спроса к рыночному, необходимо вывести суммарные показатели, чтобы получить совокупный спрос по данной цене.

Предложение– это совокупность товаров и услуг, которые могут быть предложены покупателю в данный период времени.14

 

Также предложениеможно определить как шкалу, показывающую количество продукта, которое производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного периода времени.15

 

Как и в отношении спроса, следует различать «предложение» и «величину предложения».

 

Величина предложения– количество конкретного товара или услуги, которое продавец (или продавцы) предлагает к продаже по конкретной цене в течение определенного периода. 16

 

Вторым параметром, определяющим предложение, является цена предложения:

 

Цена предложения– предельно минимальная цена, за которую продавец согласен продать товар.17

 

Закон предложения выражает прямую зависимость величины предложения от цены товара. Т.е. с повышением цен на товар, возрастает и величина предложения; а соответственно, со снижением цен, предложение падает. Это объясняется желанием всех продавцов получить выгоду от продажи своего товара, и таким образом, более высокая стоимость товара, предполагает более интенсивную его продажу (предложение).

 

На современном этапе развития экономики в действии закона следует учитывать зависимость емкости рынка от платежеспособности потребителей: при высокой стоимости товара ниже объемы потребления продукции в натуральном выражении и емкость рынка может снижаться.

 

Закон предложения наряду с законом спроса позволяет оценивать целесообразность производства и сбыта продукции. Также оказывает влияние на своевременную корректировку цены предложения, нахождение выгодных каналов и рынков сбыта товаров, работ, услуг. Смысл производства заключается в предложении произведенного продукта, а также реализация его на рынках сбыта.

 

Смысл закона– через предложение и цену обеспечить удовлетворение интересов производителей, поставщиков и потребителей, поддерживать баланс цены предложения и платежных возможностей потребителей.18

 

При увеличении цены происходит скольжение вдоль кривой предложения из точки А в точку В (рис. 5). Таким образом, происходит изменение величины предложения, которое имеет место под влиянием ценовых факторов.

 

Наряду с этим, можно выделить некоторые неценовые факторы, являющиеся следствием изменения непосредственно предложения.

 

Можно привести следующие неценовые факторы:

 

1) цены на ресурсы, из которых производится товар – снижение цен на ресурсы для производства товара стимулирует производство и ведет к увеличению прибыли организации, и наоборот;

 

2) технология производства улучшается следовательно затраты на производство товара уменьшаются, значит, предложение товара увеличивается (растет величина прибыли в цене товара).

 

3) налоги и дотации производства товара – стимулирование со стороны государства некоторых отраслей производства приводит к увеличению предложения данных услуг, при достаточно выгодных условиях и объемах финансирования;

 

4) цены на товары, производимые из тех же ресурсов – при повышении цен на «другие товары» производитель может для увеличения прибыли заменить свой товар, на товар с более высокой стоимостью, производимый из тех же ресурсов;

 

5) ожидание изменений цены товара в будущем – при ожидании повышения цены товара в будущем периоде, продавцы, как правило, стараются «придержать» товар, чтобы получить большую выгоду, либо при ожидании снижения цены – нормальной реакцией продавцов является увеличение предложения, с целью не потерять вложенный в производство товара капитал;

 

6) предложение (число продавцов) каждого отдельного продавца называется индивидуальным предложением. Сумма индивидуальных предложений составляет рыночное предложение. При увеличении данной суммы кривая предложения смещается вправо, при снижении – влево;

 

7) воздействие конкурентов – под воздействием конкурентов, в процессе монополизации рынка может также изменяться количество продавцов, лоббироваться законодательство, что может побудить других продавцов уйти с рынка, либо сменить род деятельности;

 

8) количество времени для реакции на изменение цены (рис.6):

 

В мгновенном периоде производитель не сможет увеличить производство товара – предложение фиксировано (S):

 

В кратковременном периоде предложение несколько увеличивается, т.к. предложение более интенсивно использует производственные мощности (S2).

 

В долговременном периоде могут появиться новые фирмы, можно изменить производственные мощности – предложение эластично (S3).

 

Таким образом, можно сказать, что сдвиг кривой относительно исходного положения вправо или влево под влиянием неценовых факторов

Вопрос 2 В книге Современный маркетинг, изданной под редакцией В.Е. Хруцкого [91], изложены еще два приема сегментирования. Один из них связан с параметрами продукции. Этот подход предполагает сегментирование по тем или иным признакам самих потребителей, но обязательно в соотнесении их нужд, потребностей и желаний с потребительными свойствами предназначенного для них товара, которые могут проявляться разнообразно, через функциональные признаки или через посредство срока службы товара, его надежности и т.п. Игнорирование таких соотношений (товарных признаков и желаний покупателей), особенно при проектировании новых моделей товара, может привести (и приводит!) к тому, что товар не будет продаваться и фирма понесет существенные потери.

 

Сегментирование рынка для нового продукта посредством сопоставления его будущих потребительных свойств с ожиданиями покупателей необходимо, чтобы, во-первых, выявить все параметры, характеризующие систему их (покупателей) потребительских предпочтений, и с учетом этого определить технические характеристики (потребительные свойства, функциональные особенности) нового изделия, которые наиболее полно, на другом, более высоком потребительском уровне смогут удовлетворить прежние нужды людей. Во-вторых, такое сегментирование позволит количественно оценить значимость каждого выделенного параметра для конкретных групп потребителей (конкретных потребительских сегментов рынка).

 

Сопоставление потребительных свойств нового товара, заложенных разработчиками, с ожиданиями покупателей в процедурах сегментирования по продукту лучше всего производить в форме матрицы (см. табл. 4.2) [91]. В столбцах этой матрицы рекомендуется размещать непосредственно сегменты рынка (группы покупателей), а также предлагаемые к изготовлению новые изделия. По строкам — их (изделий) функциональные характеристики (потребительные свойства), ожидаемые покупателями (в графах сегментов) и предусмотренные технической проектной документацией (в графах описания моделей, изделий). Данные для граф, характеризующих сегменты, добываются посредством опроса потенциальных покупателей, входящих в данные сегменты. Данные же, характеризующие исследуемые модели товара, — посредством опроса производителей, изучения технической документации.

 

Эта матрица была разработана специалистами Гарвардской школы бизнеса и применена в фирме Эппл для выяснения причин ее неудачи с проектом Лиза-Макинтош. Примечательным является тот факт, что Эппл пригласила консультантов из Гарварда уже после того, как с ней приключился такой казус. Ясно, что заблаговременная консультация могла бы предотвратить описанные последствия. Возникает вопрос: кому из наших отечественных предпринимателей пришла бы в голову мысль платить деньги за разъяснение причин уже случившегося? Скорее всего, никому. Американская же фирма не пожалела денег на это. Ей было важно знать причины таких последствий для того, чтобы не повторять своих ошибок. Такое поведение характерно для организаций, которые в последние годы стали называть себя самообучающимися, т.е. такими, которые разбираются в причинах своих ошибок и приобретают таким образом определенные навыки рационального поведения.

 

В матрицу первоначально по столбцам заносятся сегменты рынка и анализируемые новые (проектные) товары, затем по строкам заносятся технические (функциональные) параметры этих товаров. После этого группа экспертов производит оценку соответствия предлагаемых параметров нового товара ожиданиям сегментов рынка на предмет, какое значение данным параметрам придают потенциальные покупатели и какое значение придают им разработчики. Например, важным в большей или меньшей степени фактором для всех сегментов является цена изделия: чем ниже цена— те м выше показатель ранжирования фактора в столбце матрицы. Далее производится ранжирование факторов по сегментам рынка (установление уровня значимости). Затем осуществляется сопоставление показателей ранжирования по сегментам и моделям (данные по моделям в описанном в отступлении 4.4 случае были получены в результате опроса разработчиков). Их сопоставление четко показывает, что чем ближе оценки у моделей и выделенных сегментов, чем больше число совпадений показателей ранжирования для отдельных функциональных параметров у конкретных моделей и у всех сегментов, тем большую емкость имеет рынок сбыта данной модели. И наоборот, если по большинству функциональных параметров показатели ранжирования у конкретной модели не совпадают с соответствующими значениями по сегментам рынка, то это означает, что разрабатываемая модель вряд ли найдет своего покупателя на рынке

Билет 7 Вопрос 1

Товаропроизводители исходят из потребностей людей и про­изводят товары и услуги, продаваемые на рынке. Следовательно, совокупность товаропроизводителей обеспечивает людям удовлетворение их платежеспособного спроса, т. е. формирует пред­ложение. Предложение — желание и способность производите­лей (продавцов) предоставлять товары для продажи на рынке по каждой возможной цене в каждый данный момент времени. Способность предоставлять товары связана с использованием ограниченных ресурсов, поэтому эта способность не столь вели­ка, чтобы удовлетворить все потребности всех людей, ведь сово­купные потребности, как известно, безграничны.

 

Объем предложения зависит от объема производства, но две эти величины не всегда совпадают. Величина предложения не тождественна объему произведенной продукции, поскольку обычно часть произведенной продукции потребляется в рамках предприятия (внутреннее потребление) и на рынок не предос­тавляется. С другой стороны, существуют различные потери при транспортировке и хранении товаров (например, естественная убыль).

 

На количество товара, которое фирма желает произвести, оказывают воздействие многие факторы, основные из которых следующие: цена самого товара; цена ресурсов, используемых в производстве данного блага; уровень технологий; цели фирмы; величины налогов и субсидий; ожидания производителей. Таким образом, предложение — функция многих переменных, но нас, прежде всего, интересует характер зависимости между величи­ной предложения и ценой товара при неизменности остальных факторов, способных оказать воздействие на предложение.

 

Между ценой и количеством предлагаемого товара существу­ет положительная (прямая) зависимость: при прочих равных ус­ловиях с повышением цены возрастает и величина предложения, и наоборот, снижение цены сопровождается при прочих равных условиях сокращением объема предложения. Эта специфическая связь называется законом предложения

Вопрос 2

Позиционирование — это процесс определения места товара на рынке относительно других товаров одного класса путем выявления конкурентных преимуществ. Идея позиционирования состоит в том, что потребитель должен иметь ясное представление о позиции торговой марки в определенной торговой категории. На рис. 4.2 показано, как может выглядеть позиционирование вымышленной чистой воды марки «Z» по отношению к другим маркам воды.

Билет 8 Вопрос 1 Национальная экономика – сложная взаимосвязанная система, охватывающая весь социально-экономический комплекс страны на региональном и национальном уровне. Для характеристики используется функциональный, территориальный и отраслевой принципы. По функциональному признаку включает совокупность 3-х признаков, которые формируют государство: человек, природа, капитал.

 

Национальная экономика включает в себя 2 группы отраслей: отрасли материального производства и отрасли социальной сферы. Это обстоятельство легло в основу деления экономики по отраслевому принципу. К отраслям материального производства относится транспорт, связь, строительство, торговля, общественное питание. Отрасли социальной сферы: образование, здравоохранение, культура, спорт, туризм, бытовое обслуживание.

 

Национальная экономика – совокупность экономических субъектов, осуществляющих экономическую деятельность на определенной территории страны. Территориальный принцип.

 

Основная цель национального экономического развития – обеспечение максимальной возможности для создания благоприятных условий жизнедеятельности населения на основе экономического роста. Необходимо решать задачи: увеличение заработной платы, снижение уровня безработицы и др. Для достижения.. государство разрабатывает систему мер, инструментов и способов, в совокупности представляющих экономическую политику. К числу основных инструментов относится бюджетный, налоговый, денежно-кредитной и валютной систем. Экономическая политика может быть реализована при помощи перечисленных инструментов различными способами в зависимости от выбранной в стране модели экономического развития.

 

В условиях рыночной экономики используется монетарный и фискальный виды экономической политики. Монетарный подход связан с достижением поставленных макроэкономических целей за счет использования инструментов денежно-кредитной и валютной системы. Фискальный подход осуществляется в области налоговой и

 

Сущность и основные черты макроэкономики.

 

Выделяют два уровня

 

1) микроэкономика (ориентирована на проблемы обособленных единиц, самостоятельно принимающих решения и действующая по статьям из собственных интересах и, определяемых совокупностью внешних и внутренних факторов);

 

2) макроэкономика (целостная экономическая система, представленная совокупностью домашних хозяйств, бизнеса, государства, функционирующих во взаимодействии и ориентирующихся на общие механизмы, обеспечивающие устойчивое равновесие).

 

Для макроэкономики характерно экономическая целостность, базирующаяся на общем национальном разделении труда, делающим взаимозависимость сферы отраслии режима. Государство располагает достаточно широким арсеналом средств на контрагентов экономики.

 

Выделяют 2 группы методов воздействия:

 

1) прямого и косвенного регулирования;

 

2) экономического и неэкономического воздействия.

 

Методы прямого регулирования предполагают непосредственное управление прежде всего объектами государственной собственности или другими структурами национальной экономики, по отношению к которым государство может выносить обязывающее решение.

 

Методы косвенного регулирования связаны с денежно-кредитной, финансовой, ценовой политикой, и чаще всего взаимодействует с заинтересованностью экономических субъектов.

 

Методы экономического воздействия – стимулирующие методы, связанные с заинтересованностью экономической деятельности. Зависят от доходов и выплачиваемых налогом. Чем больше материальная заинтересованность, тем больше употребленность к предпринимательской сфере и эффективней ее результат.

 

Неэкономические методы – директивные, обязательные, административные, основанные на директивах сверху. Имеют широкое распространение в условиях централизованно-управляемой экономике. В известных пределах могут иметь место в каждой экономической системе.

 

Существуют разные подходы к оценке и определению роли макроэкономики в экономическом процессе. Обеспечение эффективного функционирования экономики.

 

Можно выделить систему основных ориентиров:

 

1) определение объективно-обусловленных особенностей макроэкономической концептуры;

 

2) разработка политики, обеспечивающих эффективное функционирование экономики;

 

3) по мере необходимости, определение непосредственных участников процесса.

 

Выделяют 3 проблемы, требующих решения на макроуровне:

 

1) обеспечение устойчивого экономического роста;

 

2) полная занятость ресурсов;

 

3) минимизация инфляции.

 

На макроэкономическом уровне формируется кредитно-денежная, финансовая политика, в значительной мере социальная политика. С помощью финансов, кредитов и других имеющихся в его распоряжении средств, государство воздействует на хозяйствующих субъектах, ориентирует их на реализацию конкретных задач правительственной политики. Например, макроэкономических фактор – инфляция, безработица, оказывает влияние на микроэкономические решения хозяйственной структуры. Связанные с их потребительскими расходами.

 

Микро- и макроэкономические процессы тесно взаимосвязаны, переплетаются в производственном процессе, воздействуют как части и целое

Вопрос 2

Наблюдение — древнейший метод познания. Житейское наблюдение каждый человек использует в своей повседневной жизни. Однако от обыденного (житейского) наблюдения научное наблюдение отличается целенаправленностью, четкой схемой и заданностью единиц наблюдения (что воспринимать) и не менее четкой фиксацией результатов восприятия.

 

НАБЛЮДЕНИЕ — один из основных методов сбора первичной информации, состоящий в систематическом и целенаправленном восприятии и фиксировании психических явлений в определенных условиях.

 

Необходимые условия для использования метода: четкий план наблюдения, фиксация результатов наблюдения, построение гипотезы, объясняющей наблюдаемые явления, и проверка гипотезы в последующих наблюдениях.

 

Принято различать включенное и невключенноенаблюдение. Включенное характеризуется тем, что наблюдатель включен в деятельность группы, за которой ведется наблюдение, на правах ее члена. Тем самым во многом снимается негативный эффект влияния личности наблюдателя, особенно если он прибегает к скрытому типу наблюдения, когда люди не догадываются, что за ними ведется наблюдение. Невключенное, внешнее наблюдение ведется со стороны. Оно может быть как скрытым, так и открытым. В лабораторных условиях наблюдатель может размещаться за стеклом, прозрачном в одном направлении. В полевых условиях скрытое наблюдение осуществлять намного сложнее. Правда, миниатюрные технические средства, в частности видеокамеры, позволяют осуществлять наблюдение скрытой камерой. Но здесь возникает ряд этических проблем. Скрытое наблюдение нарушает права личности. Поэтому этика психолога требует информировать объект о наблюдении.

 

По степени стандартизации (формализации) различают неформализованное (полусвободное) и формализованное наблюдение. Если в неформализованном наблюдении фокусировка на эмпирические индикаторы изучаемого явления нечеткая, то в формализованном имеет место чрезвычайно подробное выделение единиц наблюдения, восприятие и фиксация которых свидетельствует о наличии того или иного социально-психологического явления и его характеристиках. В полусвободном наблюдении результаты фиксируются в журнале наблюдения или регистрации в свободной форме. В формализованном результаты, как правило, фиксируются в специальной карточке, в которой каждой единице наблюдения отведено свое место, в наблюдатели только фиксируют выделенные единицы и никакие другие.

 

Выделяют также полевое и лабораторное наблюдение. Соответственно и поведение диагностируемых при наблюдении за ними в лаборатории может значительно изменяться.

 

Процедура наблюдения складывается из следующих этапов.

 

1. Определение цели (для чего наблюдать?).

 

2. Выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?).

 

3. Выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?).

 

4. Выбор способа регистрации наблюдаемого (как вести записи?).

 

5. Обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).

 

В условиях педагогической деятельности наблюдение всегда доступно педагогу. Однако для того, чтобы данный метод давал достоверную и разностороннюю информацию педагог должен развиваться в себе соответствующие навыки и качества.

 

ЭКСПЕРИМЕНТ (от лат. experimentum – проба, опыт) – один из основных методов сбора первичной информации, характеризующийся тем, что исследователь планомерно манипулирует одной или несколькими переменными (факторами) и фиксирует сопутствующие изменения в проявлении изучаемого явления.

 

В зависимости от условий проведения различают лабораторный и естественный эксперимент. В естественном эксперименте условия задаются независимыми от исследователя факторами. Исследователь лишь их выделяет и учитывает. Ситуация лабораторного эксперимента создается исследователем.

 

В зависимости от влияния исследователя на изучаемый предмет выделяют формирующий и констатирующий эксперимент. В случае формирующего эксперимента на изучаемый объект оказывается воздействие, а в случае констатирующего — простое фиксирование изменений, происходящих независимо от экспериментатора.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.031 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал