Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Священномученик Иоанн николаевич Миротворцев
Память 5 / 18 марта, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских Родился 25 марта / 7 апреля 1881 года в деревне Елшанка (по др. источникам - Шевырёвка/Шивырёвка) Саратовского уезда и губернии в крестьянской семье (по др. источникам – в рабочей семье). В 1901 (или 1902) году окончил Саратовскую духовную семинарию, был рукоположен во иерея. В 1904 году поступил на епархиальную службу. Служил в храме с. Вязьмина (Вязмина) Петровского уезда Саратовской губернии, затем в церкви всех святых[55] села Таволожка того же уезда и губернии. Пользовался авторитетом у прихожан и поэтому крестьяне не позволяли властям притеснять священника. В 1928 году был на месяц заключен в тюрьму за несдачу «излишков хлеба». В мае 1928 года на общем собрании крестьян, на котором был и отец Иоанн, представитель местной власти сделал доклад, в котором призвал крестьян сдавать добровольно больше хлеба. На его призыв все присутствующие ответили молчанием. Далее обсуждалось, давать или не давать землю священнику. Отец Иоанн во время своего выступления, обращаясь к крестьянам, сказал, что его лишают земли на основании ложных справок, «без ведома вас, старичк ов». Собрание большинством голосов постановило: выделить священнику землю. На следующий день, как показали члены сельсовета, отец Иоанн с супругой пришли в сельсовет, и здесь в присутствии нескольких граждан священник будто бы сказал: «“ В совете сидят не правители, а просто жулики и хулиганы; наш сельсовет – это грачиное гнездо. Этим правителям я прежде времени в руки не дамся”. Жена попа, называя представителей власти “совбутыльниками ”, продолжала: “Вы преждевременно не торжествуйте”. По этому поводу был составлен акт и направлен прокурору»[56]. В марте 1929 года власти частично изъяли имущество за недоимки. В апреле того же года собрались забрать то, что осталось, но прихожане в отсутствие священника оказали сопротивление изъятию его имущества представителями властей. 19 октября 1929 года состоялось общее собрание крестьян. На собрании местный коммунист потребовал от священника сдачи государству трехсот пудов хлеба. В ответ отец Иоанн сказал: « Вы что же, опять на меня накладываете – что у меня, больше всех уродилось?! Да вы прямо скажите, что ты нам, батюшка, не нужен ». И спросил, чье это решение, на что ведущий собрание коммунист ответил, что это решение сельсовета. 6 или 9 ноября 1929 года был арестован вместе с 3 крестьянами Аткарским райотделом ОГПУ по обвинению в «антисоветской агитации» и заключен в тюрьму Актарска. Вызванный на допрос, священник сказал: « Конфликт, который имел место в мае 1928 года между мной и председателем сельсовета Макаровым, я помню хорошо. Произошел он из-за того, что меня лишили земельного надела под предлогом найма рабочей силы для обработки этого земельного надела. Я остался этим решением недоволен и по сему случаю обратился за поддержкой к общему собранию крестьян. Бранных слов по адресу сельсовета я не говорил, а говорил только, что они подали ложные сведения и на этом основании я был лишен земельного надела. Я отрицаю то обстоятельство, что якобы мной было оказано противодействие при изъятии у меня имущества в марте и апреле 1929 года за несдачу хлебных излишков, и организацию на этой почве массовых выступлений » 15 декабря 1929 года следствие было закончено, священника и крестьян обвиняли в том, что они, «объединившись для антисоветской деятельности и под видом религиозности, часто сходились в доме священника Миротворцева, где группа и проводила организационное оформление своей антисоветской деятельности»[57]. Сотрудники ОГПУ предложили не выносить дело в суд и принять решение Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ, с чем был не согласен прокурор, посчитав, что дело, как вполне доказанное, должно решаться в суде. На это предложение прокурора уполномоченный секретного отделения ОГПУ отписал: «Открытый судебный процесс по данному делу, согласно заключению Окрпрокурора, не даст положительных результатов и должного эффекта, потому что проходящий по делу возглавляющий группировку священник Миротворцев И.Н. имеет значительный авторитет и религиозное влияние среди всех прослоек села, и особенно бедноты»[58]. 24 – 25 января 1930 года Особой тройкой при Полномочном представительстве ОГПУ по Нижневолжскому краю приговорен к 5 годам исправительно-трудовых лагерей. В 1930 – 1933 годах отбывал заключение в Беломоро-Балтийском лагере. По отбытии срока заключения священнику было запрещено проживание в Нижневолжском крае, то есть в Саратовской области, где он прослужил более четверти века и где оставалась вся его паства. По окончании заключения служил в храме Рождества Пресвятой Богородицы[59] села Приимково Гаврилов-Ямского района Ярославской области по приглашению жителей села. В июле церковь была закрыта. В июле-августе 1937 года в Гаврилов-Ямском районе была арестована группа духовенства и мирян во главе с благочинным. Некоторые из арестованных согласились стать лжесвидетелями и дали показания о том, что отец Иоанн при назначении на приход получил «задания антисоветского характера, а также задания на произнесение проповедей и разъяснение их в антисоветском духе, на сбор совещаний и собраний нелегального характера»[60] от митрополита Ярославского Павла (Борисовского). 6 августа 1937 года арестован и заключен в тюрьму в Ярославле.Через неделю следователь допросил его: – Вы арестованы как участник церковно-повстанческой группировки, существующей на территории Гаврилов-Ямского района. Вы признаете это? – спросил священника следователь. – Участником церковно-повстанческой группировки я не был, и о существовании таковой мне ничего не известно, – ответил отец Иоанн. – Следствию известно, что вы, как участник церковно-повстанческой контрреволюционной группировки, у себя в квартире устраивали антисоветские сборища, после которых распространяли среди населения провокационные контрреволюционные слухи. Подтверждаете это? – Это я отрицаю, – антисоветских сборищ у себя на квартире я никогда не проводил. – На вас показывают свидетели, что вы вели контрреволюционную работу среди населения, – заявил следователь. – Никакой контрреволюционной работы я не вел, – ответил отец Иоанн. 16 августа 1937 года следствие было закончено, и 27-28 сентября дело было рассмотрено Особой тройкой при УНКВД по Ярославской области, которая приговорила священника к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. В 1937 – 1938 годах отбывал наказание в Ухтинско-Печорском лагере. Скончался 18 марта 1938 года в Ухтинско-Печорском лагере от тягот заключения. Место захоронения неизвестно. Реабилитирован 15 апреля 1951 года (по следственному делу 1937 года) и 28 марта 1989 Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года (по следственному делу 1930 года). Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Литература и архивные материалы
|