Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Священномученик Иоанн николаевич Миротворцев






Память 5 / 18 марта, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских

Родился 25 марта / 7 апреля 1881 года в деревне Елшанка (по др. источникам - Шевырёвка/Шивырёвка) Саратовского уезда и губернии в крестьянской семье (по др. источникам – в рабочей семье).

В 1901 (или 1902) году окончил Саратовскую духовную семинарию, был рукоположен во иерея.

В 1904 году поступил на епархиальную службу.

Служил в храме с. Вязьмина (Вязмина) Петровского уезда Саратовской губернии, затем в церкви всех святых[55] села Таволожка того же уезда и губернии. Пользовался авторитетом у прихожан и поэтому крестьяне не позволяли властям притеснять священника.

В 1928 году был на месяц заключен в тюрьму за несдачу «излишков хлеба».

В мае 1928 года на общем собрании крестьян, на котором был и отец Иоанн, представитель местной власти сделал доклад, в котором призвал крестьян сдавать добровольно больше хлеба. На его призыв все присутствующие ответили молчанием. Далее обсуждалось, давать или не давать землю священнику. Отец Иоанн во время своего выступления, обращаясь к крестьянам, сказал, что его лишают земли на основании ложных справок, «без ведома вас, старичк ов». Собрание большинством голосов постановило: выделить священнику землю. На следующий день, как показали члены сельсовета, отец Иоанн с супругой пришли в сельсовет, и здесь в присутствии нескольких граждан священник будто бы сказал: « В совете сидят не правители, а просто жулики и хулиганы; наш сельсовет – это грачиное гнездо. Этим правителям я прежде времени в руки не дамся”. Жена попа, называя представителей власти “совбутыльниками ”, продолжала: “Вы преждевременно не торжествуйте”. По этому поводу был составлен акт и направлен прокурору»[56].

В марте 1929 года власти частично изъяли имущество за недоимки. В апреле того же года собрались забрать то, что осталось, но прихожане в отсутствие священника оказали сопротивление изъятию его имущества представителями властей.

19 октября 1929 года состоялось общее собрание крестьян. На собрании местный коммунист потребовал от священника сдачи государству трехсот пудов хлеба. В ответ отец Иоанн сказал: « Вы что же, опять на меня накладываете – что у меня, больше всех уродилось?! Да вы прямо скажите, что ты нам, батюшка, не нужен ». И спросил, чье это решение, на что ведущий собрание коммунист ответил, что это решение сельсовета.

6 или 9 ноября 1929 года был арестован вместе с 3 крестьянами Аткарским райотделом ОГПУ по обвинению в «антисоветской агитации» и заключен в тюрьму Актарска. Вызванный на допрос, священник сказал:

« Конфликт, который имел место в мае 1928 года между мной и председателем сельсовета Макаровым, я помню хорошо. Произошел он из-за того, что меня лишили земельного надела под предлогом найма рабочей силы для обработки этого земельного надела. Я остался этим решением недоволен и по сему случаю обратился за поддержкой к общему собранию крестьян. Бранных слов по адресу сельсовета я не говорил, а говорил только, что они подали ложные сведения и на этом основании я был лишен земельного надела. Я отрицаю то обстоятельство, что якобы мной было оказано противодействие при изъятии у меня имущества в марте и апреле 1929 года за несдачу хлебных излишков, и организацию на этой почве массовых выступлений »

15 декабря 1929 года следствие было закончено, священника и крестьян обвиняли в том, что они, «объединившись для антисоветской деятельности и под видом религиозности, часто сходились в доме священника Миротворцева, где группа и проводила организационное оформление своей антисоветской деятельности»[57]. Сотрудники ОГПУ предложили не выносить дело в суд и принять решение Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ, с чем был не согласен прокурор, посчитав, что дело, как вполне доказанное, должно решаться в суде. На это предложение прокурора уполномоченный секретного отделения ОГПУ отписал: «Открытый судебный процесс по данному делу, согласно заключению Окрпрокурора, не даст положительных результатов и должного эффекта, потому что проходящий по делу возглавляющий группировку священник Миротворцев И.Н. имеет значительный авторитет и религиозное влияние среди всех прослоек села, и особенно бедноты»[58].

24 – 25 января 1930 года Особой тройкой при Полномочном представительстве ОГПУ по Нижневолжскому краю приговорен к 5 годам исправительно-трудовых лагерей.

В 1930 – 1933 годах отбывал заключение в Беломоро-Балтийском лагере. По отбытии срока заключения священнику было запрещено проживание в Нижневолжском крае, то есть в Саратовской области, где он прослужил более четверти века и где оставалась вся его паства.

По окончании заключения служил в храме Рождества Пресвятой Богородицы[59] села Приимково Гаврилов-Ямского района Ярославской области по приглашению жителей села. В июле церковь была закрыта.

В июле-августе 1937 года в Гаврилов-Ямском районе была арестована группа духовенства и мирян во главе с благочинным. Некоторые из арестованных согласились стать лжесвидетелями и дали показания о том, что отец Иоанн при назначении на приход получил «задания антисоветского характера, а также задания на произнесение проповедей и разъяснение их в антисоветском духе, на сбор совещаний и собраний нелегального характера»[60] от митрополита Ярославского Павла (Борисовского).

6 августа 1937 года арестован и заключен в тюрьму в Ярославле.Через неделю следователь допросил его:

Вы арестованы как участник церковно-повстанческой группировки, существующей на территории Гаврилов-Ямского района. Вы признаете это? – спросил священника следователь.

Участником церковно-повстанческой группировки я не был, и о существовании таковой мне ничего не известно, – ответил отец Иоанн.

Следствию известно, что вы, как участник церковно-повстанческой контрреволюционной группировки, у себя в квартире устраивали антисоветские сборища, после которых распространяли среди населения провокационные контрреволюционные слухи. Подтверждаете это?

Это я отрицаю, – антисоветских сборищ у себя на квартире я никогда не проводил.

– На вас показывают свидетели, что вы вели контрреволюционную работу среди населения, – заявил следователь.

Никакой контрреволюционной работы я не вел, – ответил отец Иоанн.

16 августа 1937 года следствие было закончено, и 27-28 сентября дело было рассмотрено Особой тройкой при УНКВД по Ярославской области, которая приговорила священника к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере.

В 1937 – 1938 годах отбывал наказание в Ухтинско-Печорском лагере.

Скончался 18 марта 1938 года в Ухтинско-Печорском лагере от тягот заключения. Место захоронения неизвестно.

Реабилитирован 15 апреля 1951 года (по следственному делу 1937 года) и 28 марта 1989 Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года (по следственному делу 1930 года).

Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Литература и архивные материалы

  • ГАЯО. Ф. Р-3698. Оп. 2. Д. С-2848
  • УФСБ России по Саратовской обл. Д. ОФ-22823.
  • Новомученики и исповедники Ярославской епархии / Ред.: прот. Н. Лихоманов. Романов-Борисоглебск (Тутаев), 2000. Кн. 2. Ч. 3. С. 93;

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал