Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Москва. 2003Стр 1 из 20Следующая ⇒
Минюшев Ф.И. Социология культуры Учебное пособие Москва. 2003 Введение Предлагаемый читателю курс лекций по социологии культуры рассчитан на студентов 4 - 5 курсов социологических факультетов классических университетов России. Предполагается, что студент уже освоил такие дисциплины, как культурология, социология духовной жизни и социальная антропология, предусмотренные учебным планом факультета. Первая, напомним, дает возможность студенту иметь общие представления о культуре, взаимодействии культур, истории отечественной культуры. Во второй речь идет о методологии и методах социологического анализа духовной жизни таких субъектов социальной жизни, как этнос, группа, индивид, общество в целом, взятое на различных этапах его исторической эволюции. В социальной (культурной) антропологии речь идет о культуре, функционирующей на повседневном уровне и об особенностях существования жизненных миров человека, образующихся при проживании им таких констант своего существования как труд, любовь, борьба, игра и смерть. Курс лекций по социологии культуры завершает обучение студентов факультета наукам о культуре. В нем представлены знания прежде всего о так называемой «высокой» (специализированной) культуре - науке, искусстве и религии как феноменов культуры. Логика изложения материала следует за логикой социокультурной жизни общества: творчество, трансляция, социальное функционирование и освоение людьми (социализация) продуктов высокой культуры рассмотрены в связи с функционированием элементов ее современных инфраструктур – научных учреждений, системы образования и масс - медиа (телевидение, кино, радио и книга). Единую логику всей системе этих знаний придает авторская позиция, обусловленная антропологическим подходом к объяснению культуры: культура в целом понимается как постоянно обновляющийся результат позитивного опыта жизнедеятельности людей, «отбираемого» множественным индивидом в процессе самоорганизации (синергетизма) совместной жизни. Такой опыт фиксируется в различных семиотических системах (язык, письменность и другие знаковые системы) и обретает функции социальной регуляции путем ценностно-нормативной ориентации поведения, деятельности и взаимодействия людей. При чтении курса автор опирался на содержание учебных пособий по социологии культуры, изданных КоганомЛ.Н., Л.Г.Иониным и Л.И.Михайловой в 1992-1999 г.г., а также на материалы первого кафедрального пособия «Социокультурное исследование».1 Учебное пособие создано на основе десятилетнего опыта чтения автором курса «Социология культуры» на социологическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова. Курс состоит из пяти разделов: «Морфология культуры», «Субъекты культуры. Творчество», «Социодинамика культуры», «Социализация культурной продукции» и «Социокультурное исследование». Учебное пособие написано в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по направлению 521200 – «Социология», квалификация –социолог, преподаватель социологии. план курса. Введение. 2-5
|