Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Метод принуждения.
Метод принуждения — система мер, целью применения которой является побуждение воспитанников к выполнению неких действий (обязанностей) вопреки желанию. Основные формы принуждения — это категорическое требование, запрет, коррекция поведения с помощью общественного мнения (мнения группы), наказание. Категорические требования должны быть обязательно разъяснены и аргументированы; условием эффективности является обязательное их выполнение. Эффективность запрета (табу) обусловливается его обоснованностью, безусловностью, контролем. Кроме этого, значительную роль в соблюдении запрета играет личностный авторитет и личный пример воспитателя. Условиями эффективности метода принуждения являются его применение только в крайнем случае на основе убеждения, индивидуальный подход, групповой подход, обстоятельное выяснение причин проступка, глубокое осознание провинившимся своей вины, своевременность применения мер, отсутствие поспешности в применении принуждения, усиление внимания к воспитанникам, в отношении которых применяется принуждение. Педагоги-гуманисты отрицают эффективность наказания и считают, что его нельзя применять ни при каких обстоятельствах, так как любое наказание негативно влияет на развитие личности ребенка, вызывает нравственные переживания, подавляет индивидуальность, активность личности, может привести к тяжелым последствиям (психическому заболеванию, суициду). Особенно тяжело переносится ребенком наказание, которому он подвергся на глазах своих сверстников. Кроме того, известны случаи неоправданно жестоких физических наказаний в семье, которые приводили к увечью или смерти детей. Принуждение очень сильное средство, и злоупотреблять им крайне опасно. Добиваясь выполнения требований, надо разъяснить ребенку важность умения подчиняться, помочь осознать необходимость требований, которые предъявляют к нему и которые он сам должен предъявлять к себе. Принуждение эффективно в случаях, когда требование, предъявляемое ребенку, выполнимо. Можно с помощью принуждения заставить ребенка вовремя готовить уроки, можно даже вопреки его воле заставить заниматься музыкой, если вы видите, что у сына или дочери есть способности. Однако нельзя воспитать принуждением или, лучше сказать, только принуждением инициативную, творческую личность. Эффект принуждения основан на силе родительского авторитета, на личном примере родителей. В отдельных случаях, когда нет уверенности, что принуждение обязательно даст положительный результат, лучше «ничего не заметить». Это не означает капитуляции. Немного выждав и подготовив условия, при которых ребенок не может не подчиниться, можно снова прибегнуть к принуждению. Пренебрежение тактической стороной дела может привести к тому, что принуждение станет бессильным. Принуждение – это применение таких мер к воспитанникам, которые побуждают их выполнять свои обязанности вопреки нежеланию осознавать вину и исправить свое поведение. Основные формы выражения принуждения в воспитании: Ø Категорические требования; Ø Запрет; Ø Осуждение провинившегося в коллективе; Ø Наказание. Виды наказаний: Наказание – ограничение. Ученика лишают какого-то удовольствия. Наказание – условность. Оно доставляет виновнику неприятные переживания лишь потому, что он считается наказанным и это снижает его авторитет в коллективе. Наказание изменением отношения. Основные условия действенности принуждения в воспитании: Ø Применение принуждения лишь после того, как все другие методы и средства не дали никакого результата или когда обстоятельства требуют изменить поведение человека, заставить его действовать в соответствии с общественными интересами; Ø Применение принуждения на основе убеждения и в соответствии с требованиями воспитания; Ø Индивидуальный и групповой подход в принуждении; Ø Обстоятельное выяснение причин проступков; Ø Достижение глубокого осознания провинившимся своей вины; Ø Своевременность применения мер принуждения; Ø Отсутствие поспешности в применении принуждения; Ø Усиление внимания к воспитуемых, в отношении которых применяется принуждение.
|