Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет современной политологии






Дискуссия о содержании предмета политической науки не завершена до сих пор. Вероятно, нет необходимости ожидать совпадения точек зрения на то, что составляет содержание предмета политологии для различных школ и научных направлений. Следует иметь в виду, что на трактовку предмета политологии существенное влияние оказывали традиции, характерные для англо-американской и западноевропейской школ.

Политическая наука в США выкристаллизовывалась из группы исторических дисциплин. Это обстоятельство наложило на нее своеобразный отпечаток, выразившийся в ее прагматической направленности. В США политология чрезмерно функциональна и инструментальна; она выбирает объекты своего исследования преимущественно на основе конкретных запросов практики.


В Западной Европе политология вычленялась из юридических наук (конституционного права), социологии, философии, что внесло в нее элементы академизма, многогранную теоретическую проработанность, высокую степень абстракции и социологического обоснования выводов. Стремление понять природу многоликого мира политики, многообразие форм ее выражения обусловило развитие внутри политической науки или наряду с ней значительного числа самостоятельных дисциплин, изучающих те или иные стороны политики.

Дискуссия о предмете политологии началась тогда, когда собственно политологии как науки еще не было, а появились лишь первые рассуждения о политике, государстве, власти. По мере развития человеческого общества сфера политического то расширялась, и в орбиту анализа включались новые явления, то сужалась, оставляя вне поля зрения политически значимые процессы.

Длительное время в политической науке существовали две альтернативные точки зрения по поводу ее предмета. Основы первого подхода к содержанию политической науки были заложены Аристотелем, который рассматривал в качестве ее предмета государство. Это было обусловлено тем, что содержание политики в античности и Средневековье сводилось к деятельности государства - единственного субъекта политической жизни. Следуя данной традиции, впоследствии политологию определили как науку об управлении государством. Такая позиция до сих пор имеет многочисленных сторонников в Западной Европе, особенно во Франции и Германии. В их интерпретации политическая наука едина. Так, французский политолог М. Траеитц полагает, что «политическую науку можно определить как изучение того, как люди используют институты, регулирующие их совместную жизнь, и изучение идей, приводящих в движение людей, независимо от того, созданы эти идеи ими самими или получены от предшествующих поколений. Можно сказать, что в предмете политической науки тесно переплетены идеи, институты и люди».

Альтернативная точка зрения исходит из признания эволюции политической жизни. Со временем содержание политики выходит за рамки деятельности государственных структур и включает в себя активное участие негосударственных институтов: групп давления, общественных движений, партийных систем, средств массовой информации, отдельных личностей. Однако все участники политического процесса, несмотря на различия в происхождении и природе, взаимодействуют по поводу власти.


Впервые политическую науку как науку о власти определил Н. Макиавелли. Это определение и стало доминирующим в западной политологии. Однако, поскольку властные отношения чрезвычайно богаты по содержанию, многообразны по формам проявления и субъектам-носителям, постольку в их анализе стали вычленяться те или иные стороны многогранного мира политики, которые становились предметным содержанием самостоятельных отраслей политического знания. Это привело, как уже отмечалось, к разделению политической науки на относительно самостоятельные политические дисциплины: политическую философию, политическую теорию, политическую социологию, политическую психологию, политическую антропологию и т. д.

В результате возникла проблема: следует ли считать политологию единой наукой или она состоит из самостоятельных отраслей знаний? Объективно отсутствие единой точки зрения по поводу предмета политической науки было обусловлено и тем, что политика и власть изучались представителями разных наук в традициях своих отраслей. Юристы, например, считали, что политическая наука изучает государство; философы рассматривали политологию как разновидность социальной философии; социологи полагали ее отраслью социологии, изучающей политические явления.

По инициативе ЮНЕСКО, которая приложила значительные усилия для формирования политологии как самостоятельной отрасли знания, в 1948 г. в Париже был проведен международный коллоквиум по проблемам политической науки. Было решено употреблять термин «политическая наука» в единственном числе. Содержание политической науки составили следующие вопросы: 1) политическая теория (политическая теория и история идей); 2) политические институты (конституция, *центральное правительство, региональное и местное правительства, государственная администрация, экономические и социальные функции правительства, сравнительный анализ политических институтов); 3) партии, группы и общественное мнение (политические партии, группы и ассоциации, участие гражданина в правительстве и в администрации, общественное мнение); 4) международные отношения (международная политика, международные организации, международное право).

Однако добиться сближения точек зрения по предмету политической науки таким способом не удалось. Впоследствии на Всемирных конгрессах политической науки в орбиту анали-


за стали дополнительно включать новые темы (например, такие, как поведение электората, процесс принятия решений, политическая модернизация, европейская интеграция и т. д,), что расширяло предмет науки и вместе с тем осложняло достижение согласия между представителями различных подходов.

В принципе можно отметить две тенденции, два подхода к определению природы политической науки: европейскую и американо-британскую. Согласно первому, политология (политическая наука) является одной из наук, изучающих политику. Наряду с ней существуют самостоятельные отрасли знаний: политическая социология, политическая антропология, политическая философия, политическая психология и т. д. Каждая из них изучает одну конкретную сторону политической жизни, т. е. имеет самостоятельный предмет исследования, в частности политическая наука анализирует деятельность государственных институтов, поскольку в Европе сама наука развилась из юридической традиции.

Однако подобная фрагментарность политических исследований не обеспечивает возможности целостного анализа политики как специфического общественного феномена. Более того, в границах такого узкого подхода политика ограничивается одной из исторически обусловленных форм политического поведения, оставляя вне поля зрения иные его проявления. В политике значительный удельный вес занимают неинститу-циализированные формы политической жизни, например, процесс принятия решений, поведение электората.

В США политология рассматривается как наиболее общая наука о политике, интегрирующая различные отрасли политического знания: политическую философию, политическую теорию, политическую социологию, политическую психологию, политическую антропологию. Различия между этими отраслями обусловлены различиями подходов, которые используются в анализе политической сферы. Например, согласно С. Липсету и Р. Бенедиксу, политическая наука и политическая социология рассматривают процесс распределения и осуществления власти в обществе, акцентируя внимание на различных сторонах этого процесса. «Политическая наука начинается с государства и исследует, как оно влияет на общество, - замечают они, - в то время как политическая социология начинает с общества и исследует, как оно влияет на государство, т. е. на формальные институты распределения и осуществления власти».

Политическая психология имеет своим предметом все властные проявления, которые она изучает сквозь призму кон-


кретного поведения индивида, его побуждений, оценок, стереотипов и т. д. Предметом политической антропологии являются политические институты и процессы в развивающихся и примитивных обществах. Интеграция относительно самостоятельных отраслей знаний в границах единой политической науки - политологии обеспечивается использованием системного анализа, который близок и бихевиористскому, и функциональному. В границах системного подхода предметом политологии, по определению Д. Истона, выступает анализ процессов жизнедеятельности политических систем, посредством которых происходит авторитетное распределение ценностей, типичных способов реагирования, позволяющих системе поддерживать и обеспечивать выживание.

Ряд исследователей стремится ввести значительное число измерений предмета политологии с целью зафиксировать специфику науки. Так, английский политолог Р. Беркли считает, что задачами политической науки являются «выявление смысла существования общности; определение общих интересов всех субъектов политики, т. е. участников данной общности; выработка приемлемых для всех субъектов правил поведения; распределение функций и ролей между субъектами или выработка правил, по которым субъекты самостоятельно распределяют роли и политические функции; наконец, создание общепонятного для всех субъектов языка (вербального и символического), способного обеспечить эффективное взаимодействие и взаимопонимание между всеми участниками данного сообщества».

Следовательно, политология представляет собой широкий комплекс знаний о политике, охватывающий ее различные проявления. Специфика политологического знания, в отличие от других видов знаний, состоит в выяснении природы, условий и технологии распределения и осуществления власти в политическом сообществе. Поскольку в качестве активных участников этого процесса выступают взаимодействующие друг с другом институты публичной власти (прежде всего государство), общество и индивид, постольку политологию можно определить следующим образом: политология - это наука об устройстве, распределении и осуществлении власти в политическом сообществе, происходящих через взаимодействия институтов публичной власти, общества и индивида. Тип взаимодействия может быть конфликтным или консенсусным - все зависит от уровня политического сознания и культуры общества, зрелости партийной системы, лидеров, элит, характера международных политических отношений. Эти переменные также входят в предмет политологии.


Содержание политических взаимодействий государства, обще ства и индивида по поводу распределения и осуществления вла ста выражается посредством системы категорий, т. е. основнье понятий. Классификация категорий политологии может проводит ся по различным основаниям. Если в качестве основания выде лить характер изменений в политике (изменчивость и стабшпу ность), то условно можно выстроить два ряда категорий отражающих два этих состояния.

Динамизм политического развития отражают категории «политический интерес», «политический выбор», «политическое развитие», «политический процесс», «политическая модернизация», «политические технологии», «политическая ситуация», «политическая альтернатива» и т. д. Стабильность политической сферы выражают понятия «политическая власть», «политический режим», «политическая система», «политические нормы», «политические традиции», «политическая культура».

Язык политологии пластичен, разнообразен по формам выражения, но достаточно строг. Он существует в вербальной форме, Ti е. представлен понятиями, которые обозначают определенные политические явления, такие, как власть, режим, демократия и т. д. Политология оперирует также символами, знаками, стереотипами, выражающими конкретное действие или сущность, например, жесты, свастика, эмблемы, государственная символика (герб, гимн, флаг).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал