![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Что мы узнаем о жизни еще до ее начала
Все очень просто: ребенок мал, а мир огромен. Малыш беспомощен, а родители - всесильны. Мир непонятен, а родители знают все. Вот с этих основ и начинается вхождение ребенка в Мир, и именно родители, Старшие оказываются Всемогущими Волшебниками, показывающими, как надо с миром обращаться. Их улыбки, шлепки, а потом и слова оказываются путеводителями, которые закладывают Картину Мира, понимание ребенком себя и окружающих, правила поведения и образцы взаимоотношений. От родителей он усваивает предписания, инструкции, запреты и разрешения, из которых и складывается позже СЦЕНАРИЙ ЕГО ЖИЗНИ < Автором теории сценариев и прекрасной книги " Люди, которые играют в игры" является американский психолог Э. Берн.>. Однако это - теоретическая психология. Практическая же начинается с конкретных вопросов: " Какие предписания и инструкции? Какие запреты и разрешения? Что конкретно и как родители закладывают в ребенка, что это для него значит и как нам к этому относиться? " Итак, родители говорят, дети - слушают. К сожалению, Старшие плохо слышат, какие вещи они говорят. Я понимаю маму, у которой уже нет сил терпеть, но послушайте ее текст и прикиньте, что откладывается в голове ее ребенка: " Паразит! Ведь назло же делаешь! Что ни скажу - все наоборот! У тебя ни стыда, ни совести! " - по-моему, это очень подробный инструктаж, и, видимо, достаточно скоро он будет прочно усвоен. А вот ситуация моя, домашняя: Ваня ударил Сашу. Бабушка, естественно, возмущена; " Ваня, ты же ненавидишь брата! Какой ты злой! " - старательно внушает она ему. Ваня стоит, внимательно опушает. Что он сейчас узнает о своем отношении к брату? О себе? Сначала, я думаю, ему все это странно слышать. Но если бабушка в этом так убеждена и будет повторять это часто, ему, видимо, придется в это поверить. У нас в гостях молодая мама с двухлетним малышом. Ребенок прыгает на диване, но падает и ударяется. Он плачет, мама ему подсказывает: " Ух, какой плохой диван! Ты зачем ударил нашего Пашу? Мы тебя за это побьем! " - и стукает диван, приглашая к этому и Пашу. Паша охотно присоединяется. Теперь он знает, что надо делать, когда ему плохо. Чтобы на душе полегчало, надо начать бить... Эту остроумную подсказку ребенку дает мама.
Сказка - ложь, да в ней - намек... А какой урок добрым молодцам?
Образцы, предписания, инструкции ребенок находит не только в прямых словах родителей и других Старших. Он слышит сказки, учит стихи, поет песни, смотрит мультфильмы, - и, ставя себя на место Героя, идет вместе с ним по жизни. Герои сказок, как заботливые няни, шаг за шагом учат его знакомиться, дружить, мириться и прощать; правда, тут же грубить, ссориться и убивать. Внимательно просмотрев сборники народных сказок, я понял, что читать их детям без основательной редакции просто опасно. Полагаю, что большинство родителей с нравственным чувством меня поймут. Действительно, вот несколько проходных эпизодов. Идет Иван - крестьянский сын по лесу, заходит в избушку Бабы Яги, та его спрашивает: " Здравствуй, добрый молодец, куда путь держишь? " Отвечает ей Иван: " Ах ты, старая карга! Ты вначале доброго молодца накорми, напои, в баньке попарь, а потом, старая, и расспрашивай! " Вы действительно уверены, что так должен отвечать молодой человек старой женщине, к которой он зашел в гости? А помните русскую народную сказку, где лиса нанялась к медведю плотником и построила курятник так хитро, что потом могла лазить туда каждую ночь? Я тоже осуждаю нечестную лису, но как я должен читать детям сказку, в которой медведь, узнавший про плутни лисы, " размотал ее по кочкам" (в одной редакции) и " убил" (в другой литературной редакции)? Если русский народ считает, что так и надо, то я согласиться с этим не могу и не хотел бы, чтобы нечто подобное усваивали мои дети. Или вот сказка братьев Гримм " Огниво". Мама спокойным, размеренным голосом читает детишкам: " Солдат рассердился и отрубил старухе голову". Вот так. Он рассердился, решил убить старуху, вынул саблю и отрубил ей голову. Это ведь даже не хулиганство, это убийство, проходящее по Уголовному кодексу любой страны. Но мама продолжает читать сказку про героя-солдата, детишки ее слушают и усваивают, что надо делать, когда рассердишься.
|