Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Русская риторика.
В Средние века европейские риторические идеи через Польшу и Украину проникли и в Россию. Развитие русской риторики приобрело особое значение в истории нормализации русского литературного языка, в становлении реальных социально-коммуникативных форм общения между россиянами.
Основные этапы развития русской риторики:
- Начальный этап, XVII-XVIII века; формирование четырех ареалов развития риторики, в основном в монастырях (Вологда, Ростов, Новгород, Выгорецкое общежительство, Киев);
- «Ломоносовский» и «послеломоносовский» периоды (до конца XVIII века) – теория трех «штилей», основные правила и законы красноречия;
- Складывание российской риторической школы в конце XVIII- начале XIX века (Сперанский);
- Первая половина XIX века: складывание общей (общие законы изобретения, расположения и выражения мыслей) и частной риторик (принципы строения текстов по жанрам красноречия);
- С 1860-х гг. – формирование судебного красноречия;
- Наши дни – возрождение интереса к классической риторике.
Одним из самых важных аспектов риторики является риторическая этика – совокупность этических норм и правил речевого поведения в различных ситуациях общения. Риторическая этика базируется на общечеловеческих, национальных и индивидуальных этических ценностях. Риторическая этика включает в себя 2 главных компонента: мировоззренческий (общее понимание предназначения общения) и этикетный (знание и применение в речевой практике правил речевого поведения).
2. Главный предмет изучения риторики – ораторское искусство и свойства ораторской речи.
Ораторское искусство – это искусство публичного выступления с целью убеждения; это гармоничное сочетание риторики, приемов актерского мастерства (подача) и психологических техник.
Оратор – человек, способный сколь угодно долго красиво и содержательно говорить на любую предложенную тему, а также любой, выступающий с публичной речью.
По положениям классической риторики, основные качества оратора:
- Живой ум, быстрая реакция;
- Богатое воображение, остроумие;
- Хорошая память;
- Чувство меры, темперамента;
- Развитая речь и красивый голос;
- Высокая нравственность и искренность;
- Большой запас всесторонних знаний;
- Знание основ психологии для управления аудиторией;
- Знания всех литературных норм.
Ораторская речь (красноречие) — это вид монологической речи, употребляемый в ситуации, когда говорящий обращается к многочисленной аудитории с целью убеждения[1]. Речь оратора имеет свои особенности построения композиции и стиля, а также особое соотношение языковых и неязыковых средств общения.
Основные качества ораторской речи:
- Оратор обращается к народу ораторской речью — не только донести до слушателя информацию, но и получить ответную реакцию в виде заинтересованности (убедить) или каких-либо действий (побудить). Такая речь всегда имеет агитационный характер. Для этого оратор должен быть воодушевлен предметом своей речи и вкладывать в неё то, что он считает нужным и полезным для его слушателей.
- Для того чтобы речь тронула и заинтересовала аудиторию, важен авторитет говорящего или его особый психологический настрой. Чтобы побудить слушателей совершить какие-то действия, оратор прежде всего сам делает усилие, требующее особого напряжения воли. Это усилие чувствуется в речи оратора и передаётся его слушателям, побуждая их к действиям.
Интеграция ораторской речи – объединение всех частей речи в целях достижения целостности. Интеграция авторской речи очень важна, так как она находится в постоянном временном течении и необратима.
Интеграция ораторской речи обеспечивается:
- Когезией – особыми видами сцепления, связи, обеспечивающие последовательность и взаимозависимость отдельных частей ораторской речи, которые позволяют глубже проникнуть в ее содержание. Выражается различными словами и словосочетаниями: с моей точки зрения, по моему мнению, как бы то ни было;
- Ретроспекцией – форма речевого выражения, относящая слушателя к предшествующей содержательной информации (ссылки на информацию вне выступления);
- Проспекцией – один из элементов речи, относящих содержательную информацию к тому, о чем будет говориться в последующих частях речи. Проспекция дает слушателю возможность яснее представить себе связь и обусловленность идей и выступления.
3. Основные части ораторской речи:
- Подготовка ораторской речи – докоммуникативная фаза, включающая два этапа: первый – определение вида, цели, темы, названия выступления, оценка состава слушателей; второй – составление плана, отбор теоритического материала, составление речи. Затем – репетиция речи, определение времени ее звучания.
- Зачин - первая часть ораторской речи, которая используется для установления контакта между оратором и слушателями, создает первоначальное представление о направлении и теме речи, возбуждает у слушателей интерес к речи.
- Вступление – часть ораторской речи, которая содержательно и психологически вводит слушателей в суть речи оратора и в процесс ее восприятия. Психологическая цель вступления: закрепление контакта, внимания и интереса, которые были вызваны зачином; подготовка слушателей к речи, создание необходимого настроя. Содержательная установка вступления – описание целевой установки речи, сообщение темы, направлений ее развития, аннотирование (перечисление рассматриваемых проблем), объяснение актуальности выбранной темы.
То есть вступление выполняет две основные функции:
· Воздействующую (связь с аудиторией);
· Дидактическую (помогает лучше понять структуру и задачи речи).
- Исполнение ораторской речи – коммуникативная фаза, «речь для слушателей». Существуют три способа выступления: чтение текста, воспроизведение его по памяти с чтением отдельных фрагментов, свободная импровизация. В процессе произнесения речи необходимо следить за произношением, правильной постановкой ударения, дикцией, интонацией и темпом речи. Данные факторы очень важны для правильного восприятия речи.
- Заключение – часть ораторской речи, в которой подводятся итоги, обобщаются мысли, высказанные в основной части. В заключении могут кратко повторяться основные тезисы выступления или связываться воедино его отдельные части, еще раз подчеркиваться важность освещенной темы. Заключение должно быть кратким, сжатым и выражать основную мысль выступления. Неудачное заключение может испортить впечатление от произнесенной речи.
- Концовка – последняя часть ораторской речи, которая содержит этикетные формулы (благодарю за внимание, спасибо), пожелания, прощания, призывы.
4. Риторика в классическом понимании задавала наиболее эффективные формулы речевого воздействия.
Речевое воздействие - воздействие на индивидуальное и/или коллективное сознание и поведение, осуществляемое разнообразными речевыми средствами, иными словами – с помощью сообщений на естественном языке.
Общая схема речевого воздействия строится на донесении информации, формировании на ее основе интересов, побуждений.
По характеру взаимодействия субъекта с объектом различается прямое воздействие, когда субъект открыто предъявляет объекту воздействия свои притязания и требования, и косвенное воздействие, непосредственно направленное не на объект, а на окружающую его среду
По установке на речевые действия, по типу речевых действий, различаются следующие виды речевого воздействия:
- социальное (социальные неинформационные речевые акты, предполагающие виртуального адресата, клишированные высказывания: приветствия, клятвы, молитвы);
- волеизъявительное (речевые акты выполнения воли адресанта: приказы, просьбы, отказы, советы и т.д.);
- информационно-разъяснительное (речевые акты, несущие информацию и ее толкование: объяснение, доклад, сообщение, признание);
- эмоционально-оценочное (речевые акты, устанавливающие общественные морально-правовые, межличностные субъективно-эмоциональные отношения: порицание, похвала, обвинение, оскорбление, угроза).
Способы речевого воздействия:
- Убеждение - воздействие на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению. Основу метода убеждений составляет отбор, логическое упорядочение фактов и выводов согласно единой задачи, логическое доказательство, вместе с эмоциональным давлением, призванное обеспечить сознательное принятие реципиентом системы оценок и суждений в согласии с иной точкой зрения.
- Внушение (суггестия) - воздействие на подсознание, эмоции и чувства человека, косвенно обеспечивающее воздействие на его ум, волю, поведение за счет ослабления контролирующей функции сознания, снижения сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, а также отсутствия целенаправленного активного понимания.
- Заражение - процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта - помимо собственно смыслового воздействия или дополнительно к нему.
Особенно выделяются скрытые способы речевого воздействия:
1. Речевое манипулирование – вид речевого воздействия, используемый для скрытого внедрения в психику адресата целей, желаний, намерений, отношений или установок, не совпадающих с теми, которые имеются у адресата в данный момент. Манипулирование провоцирует адресата на совершение выгодных для манипулятора поступков, создает иллюзию самостоятельности принятия решений. Принципиальное отличие от обычного воздействие: сокрытие манипулятором истинной цели воздействия на адресата.
Основные сферы, использующие речевое манипулирование:
- Политическая;
- Рекламная коммуникация.
|