Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика личности коррупционного преступника как основного элемента в структуре механизма коррупционного преступного поведения.






Характеристика лиц, совершивших коррупционные преступления, включает два относительно самостоятельных и существенно различающихся криминологических портрета: 1) лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, незаконно получивших преимущества по государственной или муниципальной службе вопреки ее интересам; 2) лиц, предоставивших такие преимущества последним. Критерием для подобной дифференциации служит уголовно-правовой признак наличия особого публичного статуса.

В соответствии с особенностями этого статуса структура первой группы лиц (коррупционеров) выглядела следующим образом: работники министерств, комитетов и их структур на территории субъектов Российской Федерации - 41, 1%; сотрудники правоохранительных органов - 26, 5%; работники контролирующих органов - 8, 9%; работники таможенной службы - 3, 2%; депутаты - 0, 8%; иные категории - 19, 6%

Из статистического анализа в наибольшей степени коррупции подвержены служащие органов исполнительной власти. При этом необходимо иметь в виду, что особый уголовно-процессуальный статус депутатов, судей и прокуроров препятствует эффективному выявлению и привлечению к уголовной ответственности коррумпированных должностных лиц из их числа.

Коррупционеры, как показало проведенное исследование в Москве, отличались большими, чем среднестатистический преступник, средним возрастом - 37 лет, а также уровнями феминизации (27% коррупционеров - женщины) и образования (52% лиц с высшим и неоконченным высшим образованием).
Опрос 124 осужденных за коррупционные преступления, проведенный в тот же период, показал, что 72% из них были осведомлены об уголовной противоправности своего деяния; 96% рассчитывали избежать наказания; 83% считали назначенное им наказание незаслуженно суровым и лишь 2% полагали, что понесли справедливое наказание (15% затруднились ответить).

Криминологический портрет второй группы лиц практически не отличается от характеристики личности среднестатистического преступника.

 

10. Основные показатели развития коррупции.

Большинство специалистов сходится на том, что основной причиной высокой коррупции является несовершенство политических институтов, которые обеспечивают внутренние и внешние механизмы сдерживания (см. следующий раздел). Помимо этого, есть основания полагать, что некоторые объективные обстоятельства вносят существенный вклад:

· Двусмысленные законы[26].

· Незнание или непонимание законов населением, что позволяет должностным лицам произвольно препятствовать осуществлению бюрократических процедур или завышать надлежащие выплаты.

· Нестабильная политическая ситуация в стране.

· Отсутствие сформированных механизмов взаимодействия институтов власти.

· Зависимость стандартов и принципов, лежащих в основе работы бюрократического аппарата, от политики правящей элиты.

· Профессиональная некомпетентность бюрократии.

· Кумовство и политическое покровительство, которые приводят к формированию тайных соглашений, ослабляющих механизмы контроля над коррупцией.

· Отсутствие единства в системе исполнительной власти, то есть, регулирование одной и той же деятельности различными инстанциями.

· Низкий уровень участия граждан в контроле над государством.

Гипотезы о причинах высокой коррупции [править | править вики-текст]

Рассматриваются и другие предположения в отношении обстоятельств, которые возможно являются причинами высокой коррупции:

· низкий уровень заработной платы в государственном секторе по сравнению с частным сектором;

· государственное регулирование экономики;

· зависимость граждан от чиновников, монополия государства на определённые услуги;

· оторванность бюрократической элиты от народа;

· экономическая нестабильность, инфляция;

· этническая неоднородность населения[27];

· низкий уровень экономического развития (ВВП на душу населения);

· религиозная традиция[прим. 3];

· культура страны в целом.

На сегодняшний день не существует единого мнения касательно подтверждения данных гипотез


 

11 Основными принципами противодействия коррупции являются:

1. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Это означает, что данное отношение к правам и свободам человека должно быть присуще любой государственной деятельности, в том числе по противодействию коррупции.

2. Законность как принцип противодействия коррупции имеет несколько проявлений.

Во-первых, это придание " законной" юридической формы предписаниям, направленным на противодействие коррупции.

Во-вторых, должностные лица, осуществляющие борьбу с коррупцией (пресечение, раскрытие, расследование, предупреждение коррупционных правонарушений), должны обладать полномочиями (компетенцией) на осуществление данной деятельности.

В-третьих, привлечение к юридической ответственности за нарушение норм о противодействии коррупции должно отвечать закрепленным в действующем законодательстве правилам привлечения к ответственности. При этом права и интересы привлекаемых лиц должны быть в полной мере соблюдены.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал